План самообразования
материал на тему
Предварительный просмотр:
Индивидуальный
план
самообразования
музыкального руководителя
Сычевой Елены Витальевны
на 2017 – 2018 уч. год
1. Тема самообразования:
«Развитие музыкальных способностей детей через музыкально-ритмическую деятельность»
2. Цель: обосновать роль музыкально-ритмической деятельности, как одного из наиболее эффективных средств развития музыкальных способностей дошкольников.
3. Задачи:
- Обосновать необходимость использования музыкально-ритмической деятельности в процессе развития музыкальных способностей дошкольников.
- Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития дошкольников на занятиях музыки.
- Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкальных способностей дошкольников.
- Проверить эффективность проведенной работы по развитию музыкальных способностей дошкольников.
4. Этапы работы над темой по самообразованию:
I. Диагностический (постановка проблемы):
- детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме;
- анализ затруднений
II. Прогностический (определение целей и задач работы над темой):
- разработка системы мер;
- направленных на решение проблем
III. Практический: - выступление на педагогических советах, родительских собраниях, заседаниях творческой группы.
- посещение семинаров, методических объединений для педагогов города;
- выступление на заседаниях при заведующей ДОУ, проведение открытых занятий.
- IV. Обобщающий: - анализ работы
- корректировка гипотезы, оформление описание хода, результатов работы по проблеме.
V. Внедренческий: - использование опыта работы педагогов других ДОУ в процессе работы с детьми
Гипотеза: динамика развития музыкальных способностей будет наиболее эффективной, если:
- средством развития музыкальных способностей детей является в основном музыкально-ритмическая деятельность;
- будут созданы условия, способствующих формированию музыкальных способностей;
- учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей;
- использовать наиболее эффективный метод среди педагогов - творческую деятельность;
- систематично и целенаправленно планировать данную работу;
- использовать поэтапность, стремление постепенно усложнять задания; творческий и игровой характер заданий повышают эффективность данной работы.
5. Предполагаемый результат: в результате проведенной работы предполагается, что у детей сформируется комплекс определенных умений ребенка: умение слушать, воспринимать музыку, импровизировать (проявление творчества), двигаться под музыку, отражая в этом движении свое отношение к музыкальному образу; для детей наиболее важным станет эмоциональное восприятие музыкального образа, являющееся стимулом в проявлении музыкальных способностей дошкольников, активизируется интерес и творческое отношение к музыкальному искусству; в процессе проведение работы планируется постепенный переход к более развернутым и сложным музыкальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в музыке (исполнительского и композиционного).
6. Форма самообразования: индивидуальная.
7. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме;
- Самоанализ и самооценка НОД в группах;
- Проведение утренников, досугов и развлечений по теме для анализа со стороны коллег;
- Обобщение опыта на заседании педагогического совета ДОУ;
- Работа с родителями: консультации, беседы, оформление стендов;
8. Форма отчета о проделанной работе: аналитический отчет, презентация для педагогов ДОУ.
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь 2017г | Диагностика музыкаль-ных способ-ностей детей | Диагностика на начало реализации плана | 1. Консультация для педагогов. 2. Анализ результатов диагностики. |
Сентябрь 2017г. –Май 2018г. | Подготови-тельный этап | - Изучение методической литературы; - Составление перспективного плана работы с детьми по выбранной теме; - Составление рабочей программы; - Выбор методов и приемов для работы по теме; Использование инновацион-ных технологий.
| |
Основной этап: - Само- реализация - Работа с детьми - Работа с родителями
| Сентябрь 2017г. – Май 2018г | - Реализация плана; - Описание полученных результатов; - Распространение опыта внутри учреждения, среди родителей, среди педагогов; - Показ открытых занятий и утренников; - Беседа с детьми о музыке; - Знакомство с различными жанрами музыкального искусства; - Анкетирование по теме «Роль музыки в вашей жизни»; - Индивидуальные беседы с родителями; - Рекомендации к созданию костюмов; - Оформление стендов с фотографиями. | Консультация для родителей. Выступление на педсоветах по реализуемой теме. Подготовка конспектов занятий. Оформление наглядных пособий и подготовка подробного рассказа. Результаты анкетирования. Оформление стендов информации для родителей. |
- Изучение методи-ческой литера-туры | - Программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»; - Программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»; - «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова; - «Музыкальное воспитание в детском саду» Н.А. Ветлугина.
| ||
Обмен опытом | Сентябрь 2017 г. – Май 2018 г. | Посещение районных методических мероприятий | |
Закре- пление | Май 2018 г. | Диагностика музыкальных способностей детей. Анализ проведённой работы | Анализ результатов диагностики. |
Обобще-ние | Май 2018 г. | Обобщение опыта | Аналитический отчет. |
Используемая литература:
- Периодическое издание «Музыкальный руководитель».
- «Музыкальное воспитание в детском саду» Зацепина М.Б.
- Программа Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика для детей».
- Программа Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика».
- «Музыкальные шедевры» Радынова О.П.
- «Музыкальное воспитание в детском саду» Ветлугина Н.А.
- «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г.
- «Игры, аттракционы, сюрпризы», издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.
- Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8)
- Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...