Проект«Социальное партнерство детского сада с семьей в организации праздников и досуговой музыкальной деятельности детей 5-7 лет»
проект (старшая группа) на тему
Инновационный проект для детей дошкольного возраста в организации праздников и развлечений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_poltavets.doc | 403 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Урай
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад №19 «Радость»
ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Социальное партнерство детского сада с семьей в организации праздников и досуговой музыкальной деятельности
детей 5-7 лет»
Разработчик педагогического проекта:
Полтавец Лариса Александровна,
музыкальный руководитель
Период формирования и функционирования педагогического проекта:
2года.
Адрес педагогического проекта:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
Тюменская область,
г. Урай, микрорайон 3, д. 48
МБДОУ детский сад №19 «Радость»
г. Урай, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Титульный лист
2. Краткая аннотация проекта
3. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта.
4. Цель и задачи проекта
- Основное содержание проекта
- Ресурсы
- Партнеры
- Целевая аудитория
- План реализации проекта
- Ожидаемые результаты и социальный эффект
- Перспективы дальнейшего развития проекта
- Литература
2. Краткая аннотация проекта
Настоящий проект ориентирован на активизацию социального партнёрства родителей и педагогов, которое рассматривается коллективом детского сада, как совместная деятельность, обеспечивающая развитие личности ребёнка, как комплекс мер по модернизации дошкольного образования за счёт максимальной консолидации ресурсов. В проекте отражен переход от формального общения сотрудников детского сада с родителями к продуктивному, развивающему ребёнка социальному партнёрству при организации праздников и досуговой музыкальной деятельности детей 5-7 лет. 3. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта
В Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации дошкольного образования как института социального развития ребенка. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного учреждения с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Если раньше педагоги лишь просвещали родителей, то теперь появилась необходимость сотрудничества с ними. С введением в действие нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и приказов № 655 и 2151 возникли предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений.
В то же время, многочисленные исследования социологов, педагогов и психологов убедительно показали, что родители с момента рождения ребенка постоянно испытывают трудности и остро нуждаются в помощи специалистов, но своевременно не получают ее. Все более очевидной становится необходимость профессиональной поддержки родителей со стороны педагогов и психологов.
Социальное партнерство родителей и педагогов актуально рассматривать как совместную деятельность, обеспечивающую развитие личности ребенка, как комплекс мер по модернизации дошкольного образования за счет максимальной консолидации ресурсов. Но для этого необходим переход от формального общения с родителями к продуктивному, развивающему ребенка социальному партнерству, к четкому определению принципов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с внешней социальной средой.
Наблюдения последних лет показали, что современные условия жизни все дальше отодвигают родителей от участия в воспитании своих детей. Растет пропасть непонимания, снижается уровень чувственно-эмоциональной сферы детей. Общение родителей с детьми, в лучшем случае, ограничивается воскресной прогулкой, чтением сказки. В результате болезнью века является душевное отлучение детей от своих родителей.
Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенных под руководством Н.А.Ветлугиной, О.П. Радыновой, А.И. Катинене, М.А. Палавандишвили, можно сделать вывод, что самостоятельная творческая деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания в детском саду и в семье.
Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых – помочь ребенку в развитии социальных навыков, научить его ладить с другими людьми для того, чтобы он стал эмоционально отзывчивым и интересным для окружающих.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Но именно музыкальное развитие имеет возможность воздействовать на ребенка в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие является одним из богатейших и действенных средств художественно -эстетического воспитания, оно обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Успех музыкального развития ребенка зависит, прежде всего, от тесного сотрудничества, взаимопонимания, такта, терпения между семьей и детским садом. Только творческий союз педагогов и родителей могут наполнить жизнь ребенка интересными событиями. Процесс совместной деятельности педагога, ребенка и его родителя создает особого рода отношения, которые придают им характер сотрудничества, совместного существования в пространстве деятельности и общения.
Наш детский сад является экспериментальной площадкой ФИРО по теме «Социальное партнерство детского сада с семьями детей по формированию детско – родительских отношений как ресурс социокультурного развития личности ребенка» (приказ ФГАУ ФИРО №34 от 12.03.2012г.). В рамках этой темы и проекта, на который получена рецензия научного руководителя Т.Н. Дороновой к.п.н., заведующего отделом дошкольного образования ФИРО, составляется данный проект «Социальное партнерство детского сада с семьей в
организации праздников и досуговой музыкальной деятельности детей 5-7 лет».
4. Актуальность проблемы обозначила выбор цели проекта:
Создать модель совместной музыкальной деятельности педагогов и родителей в аспекте приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми в соответствии федеральных государственных требований.
Основные задачи исследования:
- Формировать систему партнерских отношений детского сада с семьей в музыкальном развитии детей.
- Подготовить педагогический коллектив к работе с родителями путем повышения их психолого - педагогической культуры.
- Использовать музыкальные праздники и досуговые мероприятия в детском саду как средство повышения педагогической культуры родителей:
- в условиях музыкальных праздников и досуговых мероприятий видеть мир своего ребенка;
-проявлять искреннюю заинтересованность в совместных действиях со своим ребенком;
- постоянно быть готовыми к эмоциональной поддержке ребенка.
Объект исследования:
Процесс изучения особенностей взаимодействия педагогов МБДОУ с родителями детей дошкольного возраста и определение содержания, задач и этапов работы ДОУ с семьями воспитанников по музыкальному развитию.
5.Основное содержание проекта
Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Этот союз единомышленников предполагает совместную деятельность людей по выполнению задач по музыкальному развитию.
Сотрудничество представляет собой своеобразный этап в развитии взаимодействия семьи и детского сада. Именно сотрудничество воспитателей и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, в развитии способностей, в преодолении трудностей в его поведении, в формировании ценностных жизненных ориентиров.
Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнёрства, с помощью которого родители и представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Главными задачами музыкального развития детей в соответствии ФГТ являются: развитие музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Решение этих задач предполагает соучастие в организации музыкальной деятельности детей, музыкального руководителя, воспитателей группы, родителей.
Только полный контакт музыкального руководителя и воспитателей даст положительный результат в музыкальном развитии детей. Воспитатели должны осуществлять преемственность между непосредственно образовательной деятельностью и другими звеньями комплексного процесса музыкального развития детей. Но такого рода развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, напряженная и кропотливая работа по взаимодействию педагогов и родителей, т.е. «разрушить стену» между детьми и их родителями в процессе подготовки и проведения праздников и развлечений.
При взаимодействии музыкального руководителя с родителями очень важно научить их общаться со своим ребёнком по поводу полученных детьми художественных впечатлений.
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Для организации социального партнерства семьи и детского сада необходимо сближение позиций его участников, основанное на устойчивом направлении интересов, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада. Первым шагом в этом направлении будет выявление направлений интересов каждого из родителей детей. Именно детский сад является инициатором партнерских отношений, и вследствие этого сотрудники детского сада должны предпринять усилия для сближения их позиции с позицией родителей.
Социальное партнерство детского сада с семьей предполагает согласованную позицию на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребёнка, как сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей.
При осуществлении сотрудниками детского сада индивидуального подхода к семьям следует использовать ряд следующих критериев:
– проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях воспитанников;
– изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
– использование форм, как коллективной, так и индивидуальной работы с родителями;
– изучение запросов, нужд, интересов родителей;
– выявление, обобщение и распространение внедрение передового опыта семейного воспитания;
– изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения.
С целью изучения понимания и принятия педагогами стиля взаимодействия с родителями, мы провели анкетирование воспитателей и специалистов нашего МБДОУ детский сад № 19 «Радость». Анкетирование направлено на изучение готовности педагогического коллектива к реализации инновационных идей, изучению затруднений педагогов в организации взаимодействия с родителями, в котором принимали участие 12 педагогов детского сада.
Результаты анкетирования педагогов, которые мы получили, говорят о том, что уровень понимания и принятия нашими педагогами взаимодействия с родителями в рамках диалога равноправных партнеров недостаточно высок и нам предстоит еще много работать над этим.
Исходя из результатов анкетирования педагогов, следует:
-совершенствовать социально-психологическую культуру общения с родителями;
-обогащать знания о закономерностях развития детско-родительских отношений;
-овладевать активными формами сотрудничество с родителями.
Мы провели тестирование наших родителей.
Родители « высоко» оценивают вклад детского сада в воспитание ребенка (99,9%) и не всегда удовлетворены воспитанием ребенка в семье.
Основное препятствие, затрудняющее воспитание ребенка в семье, - это лимит времени (52%), отсутствие опыта (32%), отсутствие помощи со стороны супруга и родственников (9%), отсутствие должной поддержки со стороны ДОУ (7%). Становится очевидным, что некоторые семьи испытывают серьезные трудности и обнаруживают потребности в помощи со стороны музыкального руководителя.
Выделены два главных направления нашего сотрудничества с родителями:
1.Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопонимания проблем друг друга.
2. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях по музыкальному развитию ребенка.
Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать организация праздников и досуговая музыкальная деятельность в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми.
6. Ресурсы
Временные ресурсы. Данный проект разработан на два учебных года (старшая, подготовительная группа) по социальному партнерству педагогов с детьми и их родителями. Календарно-тематическое планирование социального партнерства детского сада с семьей в организации праздников и досуговой музыкальной деятельности детей в старшей и подготовительной группах включает: помесячно тему мероприятия, цели и задачи, виды деятельности, содержание ОО «Музыка» с интеграцией других образовательных областей, совместная деятельность с семьей, учащимися СОШ №5 и отделения «Раннее эстетическое развитие» МБОУ ДОД «ДШИ №2».
Информационные ресурсы. Методическая и психолого-педагогическая литература; курсы повышения квалификации; ИКТ.
Интеллектуальные ресурсы. Результативность любого педагогического проекта зависит от уровня образованности, заинтересованности и мастерстве всех педагогов, участвующих в процессе: музыкального руководителя, воспитателей, педагога-психолога. Особая роль в реализации данного проекта отводится родителям. Результатом их активного участия является качество и интенсивность творческого развития ребенка.
Экспертные ресурсы. Проект получил рецензию кандидата педагогических наук, доцента Южно – Уральского профессионального института (г. Челябинск)
Организационные ресурсы. Администрация ДОУ утверждает учебно-тематический план работы с детьми по реализации проекта и проводит мониторинг воспитательно-образовательной деятельности.
- Психолого-педагогическое обследование детей, анализ результатов диагностики (сентябрь, контрольный срез декабрь, май) с использованием системы диагностики «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов», пособие для педагогов по программе «Успех».
- Критерии ожидаемых результатов образовательной области «Музыка»
№ | Характеристики интегративных качеств | Частота проявления | ||||
часто | иногда | крайне редко | ||||
6 лет | да | нет | ||||
1 | При исполнении способен передать характер музыкального произведения | 1 балл | 0 баллов | |||
2 | Может сосредоточенно и внимательно слушать усложняющиеся музыкальные произведения | 1 балл | 0 баллов | |||
3 | Используя средства речевой выразительности, способен анализировать разную по настроению музыку | 1 балл | 0 баллов | |||
4 | В танце синхронизирует свои движения под музыку с другими участниками или с партнером | 1 балл | 0 баллов | |||
Сумма баллов | 4 балла | 3-2 балла | 1-0 баллов | |||
Уровневый показатель | высокий | средний | низкий | |||
Присваиваемый балл | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
№ | Характеристики интегративных качеств | Частота проявления | ||||
часто | иногда | крайне редко | ||||
7 лет | да | нет | ||||
1 | Способный выразительно исполнять музыкальные произведения, используя интонацию, мимику, жесты и т.д. | 1 балл | 0 баллов | |||
2 | Различает разную по жанрам, стилям музыку | 1 балл | 0 баллов | |||
3 | Способный элементарно анализировать музыкальные формы, разную по жанрам и стилям музыку | 1 балл | 0 баллов | |||
Сумма баллов | 3 балла | 2 балла | 1-0 баллов | |||
Уровневый показатель | высокий | средний | низкий | |||
Присваиваемый балл | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Материально-технические ресурсы
Материально-техническая база учреждения представляет собой комплекс современных информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим обеспечением.
Детский сад имеет достаточную материально-техническую базу и программно-методическое обеспечение для ведения воспитательно-образовательного процесса с детьми. В групповых помещениях, кабинетах специального назначения создана целостная многофункциональная предметно-развивающая среда с методическим и информационно-техническим оборудованием в соответствии цели и задач, определяемых федеральными государственными требованиями.
2.Данные для организации музыкального образовательного процесса:
| Функциональное использование |
зал для музыкальных занятий | музыкально-эстетическое развитие воспитанников |
зал для физкультурных занятий | физкультурно-оздоровительная направленность |
спортивная площадка | физкультурно-оздоровительная направленность |
Информационно – методический кабинет | Профилактика профессионального застоя, развитие профессиональной мобильности педагогов, раскрывающей новые возможности самореализации. |
Финансово-экономическое обеспечение проекта
Финансово-экономическое обеспечение предполагает:
1.объем финансирования проекта за счет госбюджетных средств;
2.объем финансирования проекта из других источников (привлечение средств).
7. Партнеры.
В процессе реализации проекта участвуют: музыкальный руководитель, воспитатели, дети и их родители (законные их представители), педагог-психолог, учащиеся СОШ № 5 и отделения «Раннее эстетическое развитие» МБОУ ДОД «ДШИ №2», администрация детского сада.
8. Целевая аудитория: педагоги, воспитанники детского сада (5 – 7 лет) и их родители. На момент реализации проекта (2013-2015г.г.) в нем участвуют 46 детей и соответствующее количество родителей.
9. План реализации проекта
Сроки реализации проекта: июль 2013- сентябрь 2015 учебные года. Этапы инновационной деятельности:
№ | Этапы и их сроки | Содержание деятельности | Прогнозируемые результаты |
1 | первый этап- организационно-подготовительный (июль – август 2013 г) Определение методик диагностирования уровня взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи. | Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Выявление ресурсных, организационных, психолого-педагогических условий. Анализ состояния проблемы социального партнерства семьи и детского сада по музыкальному развитию. Методическая учеба педагогов и специалистов. Осуществление диагностической работы, оценки хода и результатов исследования. | Критический анализ научной литературы по проблемной теме. Теоретическая, методическая и практическая готовность педагогов, участвующих в инновационном режиме. План работы по инновационной теме. План работы с педагогами ДОУ по проблемной теме. Мотивация участников по теме исследования. Освоение идей и задач инновационной работы. Критериальная система оценка степени информированности родителей относительно процесса воспитания в ДОУ, формах взаимодействия ДОУ и семьи по музыкальному развитию детей. |
2 | Этап - поисково-констатирующий (2013 – 2015 учебные годы) | Разработка и подбор технологий, форм взаимодействия ДОУ и семьи по музыкальному развитию детей. Проведение исследовательской проверки эффективности созданной психолого-педагогической технологии по коррекции действий родителей по отношению к ребенку, обогащению эмоциональных отношений «ребенок – родитель», обеспечению благополучия ребенка в семье. | Определение исходных данных констатирующих инновационную работу. Создание психолого-педагогической технологии по коррекции действий родителей по отношению к ребенку, обогащение эмоциональных отношений «ребенок – родитель», обеспечение благополучия ребенка в семье. Критериальная система оценки деятельности участников учебно-воспитательного процесса. |
3 | Третий этап - обобщающе-внедренческий (май -сентябрь2015 г) | Уточнение, анализ и обобщение результатов проведенной исследовательской работы. Корректировка апробированных психолого-педагогических технологий. Разработка рекомендаций по формированию в образовательном дошкольном учреждении условий, обеспечивающих повышение педагогической культуры родителей по музыкальному развитию. Проведение семинаров для педагогов города. | Обобщенные результаты реализации разработанной инновационной работы. Практические рекомендации по использованию музыкальных праздников в детском саду как средство повышения педагогической культуры родителей. Распространение опыта работы по инновационной теме. Создание методического пособия по инновационной теме. |
Календарно-тематическое планирование социального партнерства детского сада с семьей в организации праздников и досуговой музыкальной деятельности детей в старшей группе
Количество мероприятий – 1раз в месяц.
Месяцы | Тема | Цели и задачи | Виды деятельности | Содержание ОО «Музыка», интеграция с ОО «Физическая культура», «Коммуникация», «Познание», «Социализация» | Совместная деятельность с семьей, учащимися СОШ №5 и отделения «Раннее эстетическое развитие» МБОУ ДОД «ДШИ №2» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | «Доктор Айболит. Да здравствует, Чистофета!» | Развитие коммуникативных навыков. Закрепление представлений о здоровом образе жизни. Воспитание эмоциональной отзывчивости. | Музыкально-ритмические упражнения, игровые пляски, музыкально-подвижные игры. | Театрально- музыкальное представления по теме, участие детей в музыкально-ритмических упражнениях, игровых плясках, музыкально-подвижных играх. | Подготовка атрибутов для детей совместно с родителями по правилам личной гигиены. Выступление учащихся СОШ №5 с музыкально – театральной программой по теме праздника. |
Октябрь | В гостях у Феи Музыки (День музыки) | Развитие воображения, творчества в музыкальной деятельности. | Все виды музыкальной деятельности. Изобразительная деятельность (аппликация из осенних листьев). | Слушание: «Менуэт» И. Гайдна. Знакомство с разными музыкальными жанрами и стилями: народная музыка, классическая, современная. Вокальная и инструментальная музыка (марш, танец, колыбельная). Импровизация движений с разными атрибутами под музыку: «Вальс» А. Грибоедова, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича. Подыгрывание на шумовых инструментах, исполнение любимых песен, игр с пением | Родители готовят с детьми шумовые музыкальные инструменты из подручного материала дома. Учащиеся отделения «Раннее эстетическое развитие» МБОУ ДОД «ДШИ №2» выступают с вокальными и инструментальными номерами. |
Ноябрь | Осенний праздник | Закрепление представлений об осени с использованием музыкального и литературно-художественного материала | Совместная музыкально-игровая деятельность детей и взрослых (родителей и педагогов). В гостях у волшебницы Осени. | Репертуар в соответствии со сценарием развлечения. Исполнение любимых песен, стихов, танцев, игр и хороводов осенней тематики (знакомый репертуар, исполняется совместно детьми и взрослыми). | Подготовка сценария совместно с родителями. Семейное исполнение песни «Золотая Осень». Участие родителей в играх с детьми и аттракционах. |
Декабрь | Новогодний праздник | Развитие певческих и двигательных навыков, способности к импровизации, воспитание комму-никативной культуры Развитие воображения, творчества в музыкальной деятельности. | Движение, пение, игра, чтение стихов, Новогодние хороводы: так пели наши бабушки и мамы. Обыгрывание сказочных ситуаций. | Слушание и пение песни «В лесу родилась елочка» (Л. Бекман), разучивание новогодних хороводов, импровизация движений в хороводах (вместе с детьми). Пение песни «Рождественская» Е. Зарицкой. Повторение новогодних и зимних песен, танцев. Импровизация танцев сказочных героев. Репертуар по сценарию новогоднего праздника. | Подготовка родителями новогодних костюмов для детей. Участие родителей в хороводах, в исполнении ролей по сценарию праздника. |
Январь | День веселых Снеговиков | Развитие воображения, творчества в музыкальной деятельности | Все виды музыкальной деятельности, придумывание музыкально-пластической сказки «Что увидел Снеговик» | Слушание и пение песен зимней тематики. Танец Снеговиков (К. Вебер). Стихи, загадки зимней тематики. Импровизация танца новогодних игрушек. Игры со Снеговиками | Родители готовят дома с детьми креативных снеговиков из бумаги, которые используются для оформления музыкального зала при проведении праздника. Выступление учащихся СОШ №5 с музыкально – театральной программой по теме праздника. |
Февраль | Праздник Защит-ников Отечества | Формирование гражданско-патриотической позиции на эмоционально – познавательных основаниях. | Все виды музыкальной деятельности, музыкально-спортивные игры, аттракционы, чтение стихов. | Репертуар по сценарию «День Защитников Отечества»: «Есть такая профессия, Родину защищать», «Отслужили наши папы, подрастем, отслужим мы». | Подготовка атрибутов родителями с детьми дома для мини – музея к Дню Защитника Отечества, которые используются для оформления музыкального зала при проведении праздника. Подгрупповое исполнение папами музыкальных номеров. |
Март | День улыбок и сюрпризов для мам и бабушек (праздник 8 Марта) | Воспитание эмоциональной отзывчивости, раз-витие творческих способностей, исполнительских навыков в музыкальных видах деятельности. | Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов, изобразительная деятельность. Готовим сюрпризы и подарки для мам и бабушек | Слушание и пение песен о маме, бабушке, весне. Парные танцы. Коммуникативные игры, подготовка сольных номером, «сюрпризов». | Привлечение родителей к оформлению музыкального зала: сюрпризы для мам из семейной жизни. Подгрупповое и сольное исполнение мамами музыкальных номеров. |
Апрель | Встреча Весны | Формирование гражданско-патриотической позиции на эмоционально – познавательных основаниях. | Все виды музыкальной деятельности, изобразительная деятельность, музыкальные игры. К детям в гости приходит Весна и приносит весенние подарки: солнечные лучики, первые цветочки, зеленые веточки. | Исполнение песен, танцев о традициях и фольклоре русского народа: танец с цветами («Вальс» Л. Жилина), танец с зелеными веточками (рус. нар. музыка ). Повторение знакомых песен о весне. | Обсуждение сценариев праздников с родителями и оформление русских народных костюмов. Участие родителей в выполнении конкурсных заданий к празднику, которые будут представлены на празднике. |
Май | День звонких песен и веселых плясок | Воспитание любви и интереса к пению, развитие вокально-хоровых навыков. Воспитание интереса к танцевальной культуре, развитие двигательных навыков. Мониторинг результатов работы по пению и овладению музыкально-ритмическими движениями | Пение знакомых песен Исполнение любимых танцев, игр, пластических композиций, импровизация движений под музыку. | Исполнение знакомых и любимых песен; подыгрывание па шумовых инструментах; инсценирование лю-бимых песен. Исполнение любимых танцев и композиций. Импровизация движений на знакомую музыку по мотивам детских сказок («Муха-Цокотуха», «Теремок» и др.) | Выступление учащихся СОШ №5 с музыкально – театральной программой по теме праздника. Привлечение учащихся СОШ № 5 в музыкально-ритмических упражнениях, игровых плясках, музыкально-подвижных играх совместно с детьми. |
Июнь | Международный День защиты детей | Развитие исполнительских навыков в различных видах деятельности | Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов. | Песни о Родине, любимом городе, «Салют» 3. Левиной, «Воздушные шары» М. Карминского. Импровизация движений с воздушными шарами. Танцы, творческое музицирование. | Изготовление бумажного журавлика как символа праздника родителями с детьми, которые будут использованы при оформлении зала. Учащиеся отделения «Раннее эстетическое развитие» МБОУ ДОД «ДШИ №2» выступают с вокальными и инструментальными номерами. |
Июль | Здравствуй, Лето! | Воспитание устойчивого интереса к пению и движению, умения самостоятельно начинать и заканчивать песню (пляску). Расширение музыкально-игрового опыта | Слушание, пение, элементарное музицирование, музыкально-ритмические движения К детям приходит Лето, приносит летние подарки: первые ягоды, цветы. летний дождик | Песни, хороводы, пляски летней тематики. Импровизация пляски «Летние цветы». Игра «Дождик». Коллективная аппликация: Летние цветы на поляне. | Изготовление цветочных веночков для танца, композиций из цветов для оформления зала родителями вместе с детьми. |
Август | День любимых сказок | Развитие способности к импровизации движений в соответствии с игровым образом | Слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование. Изобразительная деятельность К детям приходит Сказочница с Волшебной книгой Сказок. Дети выбирают любимые сказки. Сказочница загадывает загадки, дети отгадывают и создают игровой образ персонажей под музыку | Импровизации музыкально-игровых образов сказочных персонажей: Зайка, Лисичка, Мишка и др. Коллективная аппликация: иллюстрация к любимой сказке | Исполнение детских песен родителями. Подготовка музыкально-театральной программы совместно с родителями по любимым сказкам. |
Календарно - тематическое планирование социального партнерства детского сада с семьей в организации праздников и досуговой музыкальной деятельности детей в подготовительной к школе группе
Количество мероприятий – 1раз в месяц.
Месяцы | Тема | Цели и задачи | Виды деятельности | Содержание ОО «Музыка», интеграция с ОО «Физическая культура», «Коммуникация», «Познание», «Социализация» | Совместная деятельность с семьей, учащимися СОШ №5 и отделения «Раннее эстетическое развитие» МБОУ ДОД «ДШИ №2» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | Приключение в стране Светофория | Развитие коммуникативных навыков. Закрепление представлений о правилах дорожного движения. Воспитание эмоциональной отзывчивости. | Коммуникация под музыку. Музыкально-ритмические упражнения, игровые пляски, музыкально-подвижные игры. | Репертуар в соответствии со сценарием развлечения. Музыкально-ритмические упражнения, игровые пляски, музыкально-подвижные игры. | Подготовка атрибутов для детей совместно с родителями по правилам дорожного движения. Выступление учащихся СОШ №5 с музыкально – театральной программой по теме праздника. |
Октябрь | Осенины | Закрепление представлений об осени с использованием музыкального и литературно-художественного материала | Совместна я музыкально- игровая деятельность детей и взрослых (родителей и педагогов) В гостях у волшебницы Осени | Репертуар в соответствии со сценарием развлечения. Исполнение любимых песен, стихов, танцев, игр и хороводов осенней тематики (знакомый репертуар, исполняется совместно детьми и взрослыми). | Подготовка сценария и костюмов для детей совместно с родителями. Участие родителей в играх с детьми и аттракционах. |
Ноябрь | День Матери | Нравственно-коммуникативное воспитание средствами музыки. Развитие исполнительских навыков в различных видах музыкальной деятельности | Пение, музыкально-ритмические движения. Элементарное музицирование, стихи о мамах. | Репертуар в соответствии с темой. Повторение песен, стихов о маме. Совместное исполнение танцев с мамами: Приглашение», «Найди себе пару», «Аи, да сапожники!». Совместное музицирование | Совместно с родителями подготовка мультимедийной презентации «Наши мамы самые, самые красивые!». Исполнение песен, танцев, инсценировок с мамами. |
Декабрь (1 неделя) | Ты - любовь моя, Югра! | Формирование гражданско-патриотической позиции на эмоционально – познавательных основаниях. | Совместная музыкально- познавательная деятельность детей и учащихся СОШ № 5. | Исполнение песен, танцев о традициях и фольклоре северных народностей. | Выступление учащихся СОШ №5 с музыкально – театральной композицией «Сказ об одиноком человеке». |
Декабрь (4 неделя) | Новогодний праздник | Развитие певческих и двигательных навыков, способности к импровизации, воспитание комму-никативной культуры Развитие воображения, творчества в музыкальной деятельности. Обогащение празднич-ными впечатлениями, развитие эмоциональной сферы, воспитание ком-муникативной культуры | Движение, пение, игра. Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов. Обыгрывание сказочной ситуации. Новогодняя сказка | Слушание и пение песни «В лесу родилась елочка» (Л. Бекман), разучивание новогодних хороводов, импровизация движений в хороводах. Слушание и подпевание: «Рождественская» Е. Зарицкой. Импровизация танцев сказочных героев. Репертуар по сценарию новогоднего праздника. | Подготовка родителями новогодних костюмов для детей. Участие родителей в хороводах, в исполнении ролей по сценарию праздника. |
Январь | День снежного вальса | Художественное познание окружающего мира | Эмоциональное развитие. Импровизированное и фик-сированное движение, шумовой оркестр, пение. Сказка про Снежинку | Слушание, импровизация движений (вальс Г. Свиридова из к/ф «Метель»). Танец «Снежинки и Вьюга» (муз. Л. Делиба). Импровизация танца Снежинок. | Учащиеся отделения «Раннее эстетическое развитие» МБОУ ДОД «ДШИ №2» выступают с инструментальными номерами. |
Февраль | Праздник защитников Отечества | Формирование гражданско-патриотической позиции на эмоционально – познавательных основаниях. | Все виды музыкальной деятельности, спортивные игры-аттракционы, чтение стихов. | Репертуар по сценарию «День защитников Отечества»: «Защитники Отечества – звание гордое», «Будем в Армии служить, будем Родину хранить!» | Подготовка атрибутов родителями с детьми дома для мини – музея ко Дню Защитника Отечества, которые используются для оформления музыкального зала при проведении праздника. Подгрупповое исполнение папами музыкальных номеров. |
Март | День улыбок и сюрпризов для мам и бабушек (праздник 8 Марта) | Boспитание эмоциональ-ной отзывчивости, раз-витие творческих способностей, исполнительских навыков в музыкальных видах деятельности. | Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов, изобразительная деятельность. Готовим сюрпризы и подарки для мам и бабушек | Слушание и пение песен о маме, бабушке, сестренке. Парные танцы. Коммуникативные игры, подготовка сольных номером, «сюрпризов». | Подготовка папами и детьми сюрпризов для мам, бабушек, сестренок. Участие в играх, танцах, инсценировках. |
Апрель | Праздник русской березки | Формирование гражданско-патриотической позиции на эмоционально – познавательных основаниях. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, исполнительских навыков, способности к импровизации. | Русский фольклор: песни, хороводы, потешки, игры, пляски, игра на народных музыкальных инструментах (ложки, трещетки, свистульки) | Сценарий на основе традиционного русского народного праздника. | Родители готовят веточки березы с листочками и костюмы для танцев. Родители участвуют в народных хороводах, играх. |
Май | Выпуск в школу | Нравственно-коммуни-кативное воспитание, эмоциональное развитие детей | Все виды музыкальной деятельности, чтение стихов, театрализация Прощальная сказка | Репертуар по сценарию праздника «Выпуск в школу». Повторение любимых песен, плясок, музыкальных игр | Родители совместно с детьми готовят поздравительные открытки для сотрудников детского сада. |
10. Ожидаемый результат и социальный эффект
Ожидаемые результаты работы по проекту:
-установление социальных партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей, которые предусматривают осуществление единого подхода в воспитательно- образовательном процессе педагогов и родителей;
- уважительное отношение во взаимоотношениях детей со сверстниками и взрослыми в соответствии общепринятых норм и правил;
- родители - равноценные участники процесса воспитания и развития детей в детском саду, равенство позиций партнеров общения.
Ведущую роль в становлении личности ребенка играет семья. В проекте спланировано привлекать родителей к участию в жизни детского сада и выстраивать свою работу в последовательности – «воспитатель – ребенок – родитель», которая поможет установить партнерские отношения с семьей ребенка, а также объединить усилия для развития и воспитания детей, и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем.
Проект предполагает:
- создание партнерских отношений между педагогами, детьми и их родителями (законными представителями) на основе дружеского доверительного отношения в различных досуговых мероприятиях.
- поддерживание общей стратегии воспитания и развития ребенка в семье и в детском саду в единстве и понятности требований, которые предъявляются к ребенку окружающими его взрослыми:
В семье:
- Обеспечить ребенку уголок его жизненного пространства;
- Поддерживать радостную, эмоционально – положительную атмосферу в семье, все инициативы ребенка, отзываться на проявленную им инициативу в общении;
- Создать традиции семейных праздников, досугов, быть партнером в совместной деятельности с ребенком;
- Посещать с ребенком досуговые мероприятия в детском саду.
В детском саду:
- Создавать теплое, гармоничное и эстетически целостное воспитательно-образовательное пространство;
- Добиваться уважения и доверия детей, быть партнером по ситуативно – деловому и внеситуативно – личностному общению, придерживаясь психологически – корректного стиля общения;
- Проводить музыкальные праздники и разные досуговые мероприятия совместно с родителями в условиях детского сада;
- Помогать планировать родителям семейный досуг.
11.Перспективы дальнейшего развития по проекту
В рамках существующих направлений данного проекта прошел первый этап - организационно-подготовительный (июль – август 2013 г), идет второй этап - поисково-констатирующий (2013 – 2015 учебные годы) и предусматривается третий этап - обобщающе-внедренческий (май – сентябрь 2015 г). Результаты работы будут представлены при проведении городского семинара; для распространения опыта будут оформлены методическая выставка, мультимедийная презентация с выступлением из опыта работы, мастер – класс по теме проекта.
Список литературы
- Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
- Буренина А.И., Тютюнникова. Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. СПб., 2012.
- Виноградов Л. А. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. М. Сфера, 2009.
- Данилина Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2005.
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений \ Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мурсиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни. М. Просвещение, 2006.
- Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми 4-6 лет. М. Просвещение, 2006.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. / Т.Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, 2001.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. работа с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Лопатина О.Г., Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы. //Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: ТЦ Сфера, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство детского сада и семьи.
Статья о необходимости тесного сотрудничества детского сада и семьи....
"Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей культуры здоровья"
Теоретическая часть1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явлениеСогласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья л...
«Социальное партнерство детского сада и семьи как условие оптимизации двигательной активности старших дошкольников».
Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и развития двигательных способностей детей при наличии условий, способствующих включени...
«Социальное партнерство детского сада и семьи как эффективное условие развития инициативы и творческих способностей ребенка на этапе завершения дошкольного образования»
Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия...
"Взаимодействие (партнерство) детского сада и семьи по реализации области "Речевое развитие"
Презентация выступления...
Эффективное партнерство детского сада с семьей.
Эффективное партнерство детского сада с семьей. Воспитатель ГБДОУ № 104 детский сад Невского района г.Санкт-ПетербургаПогорская Т.Д.В соответствии с Законом "Об образовании" и Т...
Презентация опыта Детско-взрослые проекты как современная форма социального партнерства детского сада и семьи.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг др...