Как хлеб на стол пришёл?
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экспериментальное занятие с детьми в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_hleb_na_stol_prishyol.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Как Хлеб на столе появился?
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности. ( с использованием ИТК)
Старшая группа.
Цель – ответить на вопрос как из колоса получается хлеб и хлебобулочные изделия. Познакомить детей со свойствами муки и выяснить, что из нее готовят. Развитие трудолюбия, терпения.
Задачи: - Обучающие:
- уточнить представление детей о главных злаковых культурах
( пшеница, овёс, ячмень), из которых выпекают хлеб;
- познакомить с принципом работы ручной мельницы и способом получения муки из зерна с её помощью;
- научить детей из муки и воды замешивать два вида теста: густое и жидкое, выяснить что из него готовят;
-сформировать представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
-повторить и закрепить названия хлебобулочных изделий.
- Развивающие:
- развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы) сравнение, анализ, умозаключение;
- Воспитательные:
- воспитывать бережливое отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба;
- воспитывать желание принимать участие в коллективной деятельности.
Предварительная работа:
беседы с детьми о превращении колоса в хлеб, рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь», заучивание стихотворения
В. Данько «Откуда хлеб пришёл» и др., проращивание зёрен в разных условиях (чернозём, опилки, песок), разучивание потешек, поговорок, песен, пословиц о хлебе.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зёрен овса, пшеницы, ячменя с помощью лупы, проращивание зерна, наблюдение за ним, превращение зерна в муку, превращение муки в тесто.
Материал:
колоски пшеницы, овса, зёрна пшеницы, овса, ячменя; лупа; кофемолка ручная, сито, вода, мука, различные ёмкости для муки и воды, мерные ложки, фартуки, влажные салфетки, клеёнки, доски, хлебобулочные изделия, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня по электронной почте я получила письмо от нашего друга Почемучки, который идя по дороге в булочную, задумался, откуда же взялся хлеб и хлебобулочные изделия. И вот с этим вопросом он обратился к нам за помощью, в своём письме он очень просит нас помочь ему во всём разобраться. Ну, что ребята, поможем Почемучке найти ответ на этот вопрос?(Слайды № 1,2)
Д: Да.
В: Тогда я предлагаю вам переместиться в специальную опытно-экспериментальную лабораторию, где мы и будем искать ответ на Почемучкин вопрос. И вот смотрите мы уже в лаборатории. Но прежде всего я хочу вас спросить, вы то знаете, из чего делается хлеб? (Слайд №3)
Д: Да, из муки.
В: Правильно, а какая она бывает вы знаете?
Д: Ржаная, пшеничная, кукурузная и т.д.
В: Вы правы, молодцы, ну раз вы это знаете, тогда вы, может быть знаете из чего делается мука?
Д: Из зёрен пшеницы, ржи, овса и т.д. (Слайд №4)
В: Молодцы, а теперь ребята, я предлагаю вам внимательно рассмотреть все виды зерна, можете воспользоваться лупой. Возьмите зерно, потрогай те его, попробуйте разжевать.
(Дети рассматривают, пробуют).
В: Все ли зёрна одинаковые, а чем они отличаются?
Д: Длинной, формой, цветом.
В: Молодцы, но разве из зёрен можно сделать хлеб?
Д: Нет, их надо смолоть.
В: А где же их молотят?
Д: На мельнице.
В: Правильно, а вы знаете, какие бывают мельницы?
Д: Ветряные, водяные.
В: Правильно, ребята, такие мельницы были раньше, но бывают ещё и ручные мельницы, а сейчас зерно молят в основном на мельничных заводах. (Слайд №5). Раз вы такие молодцы и всё знаете про зерна, я предлагаю вам превратиться в мельников и самостоятельно намолоть муку. Подойдите, пожалуйста, к столам и наденьте специальную рабочую одежду, т.е. фартуки, чтобы не испачкаться в муке.
(Дети одевают фартуки).
В: А теперь, посмотрите, пожалуйста, на ваших столах стоят маленькие ручные мельницы. Подвиньте их к себе. Но прежде, чем мы начнём работать на мельнице, каждый мельник должен пройти инструктаж. Скажите, можно ли совать пальцы в отверстие, в которое мы будем засыпать зерно?
Д: Нет.
В: Правильно, а можно ли вытаскивать поддон с мукой, когда мельница ещё крутится?
Д: Нет.
В: Вы правы, и, наконец, можно ли с силой давить на ручку мельницы?
Д: Нет, она может сломаться.
В: А теперь давайте представим, что у нас в станице работают всего три мельницы: на 1-ой молят только пшеничную муку, на 2-ой-только овсяную, а на 3-ей – только ячменную. У вас на столе стоят все три вида зерна, выберете именно то, что необходимо вам.
(Дети выбирают зерно).
В: Как вы узнали, что именно эти зёрна необходимы вам.
(Ответы детей).
В: А теперь можно приступить к работе. Девочки берут ложки и засыпают зерно в отверстие мельницы, а мальчики крутят её ручку.
Девочки могут помочь мальчикам придержать мельницу. Ну что ж, а теперь я вам предлагаю вам самим превратиться в мельничные жерновки. Встаньте все в круг. Вы будете кружиться вокруг себя, не сходя с места. Как только я закончу говорить слова вы должны остановиться и стоять, не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться – выходит из игры и садится на стульчик.
Мели, мели мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай.
Хорошо жернова поработали! Что же у вас получилось?
Д: Мука. Много муки намололи. (Слайд №6)
В: Потрогайте муку, скажите, какая она на ощупь.
Д: Рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая, серая, мягкая, воздушная.
В: А теперь, ребята, я попрошу вас взять мисочки с белой мукой и сравнить её с вашей.
Д: Она отличается по цвету, мягкости.
В: Молодцы, вытрете ваши руки салфеткой. А кто знает, что нужно сделать, чтоб мука стала такой белоснежной?
Д: Её нужно несколько раз просеять.
В: Давайте мы с вами попробуем это сделать. Возьмите, пожалуйста сито и досочки. Насыпьте в сито полученную вами муку и просейте её. Что получилось?
Д: Мука стала светлее, в сите остался мусор.
В: Ну, что ж ребята вот мы и получили муку, но разве одной муки достаточно, чтоб получить хлеб?
Д: Нет. Нужно сделать тесто.
В: (Слайд№7) Вы правы, давайте попробуем сделать замес теста. Что нам для этого понадобится?
Д: Вода и мука.
В: Возьмите, пожалуйста, мисочку с мукой, стакан с водой, ложку и пустую мисочку. Расставьте всё это перед собой, чтоб вам было удобно. Насыпьте в пустую мисочку 4 мерных ложки муки, затем туда добавьте 4 мерных ложки воды и всё перемешайте. Что у вас получилось?
Д: Тесто.
В: А давайте его опишем, какое оно? Можете его потрогать.
Д: Липкое, тягучее, густое, без запаха.
В: Как вы думаете, можно приготовить из такого теста хлеб или др. хлебобулочные изд.
Д: Да.
В: А теперь вытрете, пожалуйста, ручки, положите ложку в мисочку и отставьте то, что у вас получилось. (Слайд №8). Теперь давайте попробуем сделать замес по-другому. Возьмите чистую ложку и чистую миску. Налейте 4 мерных ложки воды и насыпьте 4 мерных ложки муки. Всё это перемешайте. Что получилось?
Д: Тесто.
В: Такое же, как было в первом случае или нет?
Д: Нет.
В: Чем оно отличается?
Д: Оно жидкое, с комками, льётся.
В: А из такого теста, что можно приготовить.
Д: Блины, оладьи.
В: Правильно, ребята, скажите, а вот то, что мы сделали – это уже готовое тесто? Можно уже что-нибудь печь?
Д: Нет, Нужно добавить яйца, сахар …..
В: Конечно, в любое тесто мы добавляем вкусовые ингредиенты, но этим мы с вами займёмся уже на другом занятии. Итак, ребята, с чем мы с вами сегодня работали?
Д: С мукой.
В: С какими свойствами муки мы познакомились?
Д: Она лёгкая, воздушная, рассыпчатая, имеет запах, при взаимодействии с водой она склеивается за счёт клейковины.
В: Как вы думаете, мы во всём разобрались?
Д: Да.
В: Тогда настало время написать Почемучке ответ, как же хлеб на столе появился. (Слайд№9). Ну, что ребята понравилось вам работать в опытно-экспериментальной лаборатории?
Д: Да.
В: А что больше всего понравилось?
Ответы детей.
В: Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня работали. Вы молодцы.
(Входят дети с угощением).(Слайд№10).
В: Ой, ребята, а это, наверное, почемучка вам гостинцы прислал, за то, что вы ему помогли. Угощайтесь и угощайте наших гостей, что мы скажем нашим гостям?
Д: Приятного аппетита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Хлеб на стол, и стол - престол"
Проект направлен на формирование целостного представления у детей старшего дошкольного возраста о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе....
Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")
Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....
«Хлеб на стол, так и стол – престол!» развлечение
Разработка по ознакомлению детей с историей появления хлеба....
Проект "Хлеб на стол, так и стол престол"
Ознакомление детей старшего возраста со значением хлеба в жизни человека, приобщение к здоровому питанию....
Хлеб на стол, так и стол престол.
Целью проекта было формирование знаний детьми о хлебе, как о великом богатстве нашей страны. Развивать поисковую деятельность детей, интеллектуальную инициативу. Совершенствовать способы экспере...
Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол - престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»).
В рамках реализации проекта "Хвала рукам, что пахнут хлебом!" в нашей подготовительной группе прошла продуктивная деятельность, в ходе которой ребята закрепили свои знания о хлебе и других х...
Проект в старшей группе «Хлеб на столе, и стол - престол»
Создание социальной ситуации развития в процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре «Хлебный магазин»....