Воспитание в семье у детей дошкольного возраста привычек и навыков
статья на тему

Губанова Ирина Махсутовна

Дошкольный период является важным моментом в нравственном формировании личности, а многочисленные исследования в сфере психологии и педагогики говорят о том, что становление моральных качеств личность происходит именно в этом период. Нравственное развитие осуществляется посредством целенаправленного воспитания дошкольников в семье, знакомства детей в поведенческие нормы в жизни общества, а также в процессе общения со сверстниками. Наилучшим инструментом воспитания является верно сформированный режим, занятия, игра и различная самостоятельная деятельность.


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание в семье у детей дошкольного возраста привычек и навыков

Дошкольный период является важным моментом в нравственном формировании личности, а многочисленные исследования в сфере психологии и педагогики говорят о том, что становление моральных качеств личность происходит именно в этом период[1]. Нравственное развитие осуществляется посредством целенаправленного воспитания дошкольников в семье, знакомства детей в поведенческие нормы в жизни общества, а также в процессе общения со сверстниками. Наилучшим инструментом воспитания является верно сформированный режим, занятия, игра и различная самостоятельная деятельность.

Задачей воспитания навыков и поведенческой культуры изучаются в качестве составляющего аспекта воспитания детей в семье и формулируются в виде требований: развитии у дошкольников гигиенических навыков, культуры поступков в разных ситуациях, а также выстраивание полноценных отношений.

При переходе детей в 2 младшую группу детского сада, уровень требования к формированию навыков усложняются. Поскольку имеются сложные требования к осуществлению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, а также к трудовой деятельности взрослых людей. Помимо этого, в семье необходимо акцентировать внимание на воспитании у дошкольников навыков правил вежливого общения, организованного поведения в детских садах, дома, в общественных местах. С дошкольниками используют игры-упражнения, закрепляющих правила этикета в общении с другими детьми и взрослыми, в которых применяются кукольные театры, игрушки, картинки, осуществляется подбор картинок для бесед на нравственные темы: «Уроки доброты», «Правила дружной игры», «Хорошие поступки людей», «Помните о товарищах». Развитию навыков общения, а также доброжелательного отношения к сверстникам способствуют различные детские праздники, на которых дошкольники дарят подарки, поздравляют именинников, проводят различные игры.

В СССР период от рождения до поступления в школы являлся по мнению специалистов возрастом стремительного физического и психического развития дошкольников, изначальным формированием качеств, привычек и навыков, которые требуются человеку в будущем.

Использование различных возрастных возможностей психического развития по мнению специалистов того периода осуществлялся посредством семейного (достаточно строго) воспитания, а также привития детям норм, правил, которые проявляются в речевом общении, конструировании и прочее.  По мнению специалистов, в области педагогики СССР, дошкольникам требовалось «с нажимом» прививать необходимые привычки и навыки, однако в различных семьях воспитание дошкольников осуществлялось по-разному.

Формирование в семье культурных и гигиенических навыков начинается рано, подготовкой к их формированию являются самостоятельные движения по самообслуживанию, созданию к дошкольникам позитивного отношения к умыванию, приему пищи, одеванию. Одним из важных условий для воспитания навыков является систематичность требуемых операций. Таким образом, дошкольники привыкают, что принятием пищи им требуется помыть руки, а также следить за тем, чтобы во время еды у них оставалась чистой одежда. Родители дают возможностям детям быть самостоятельными. Одновременно с этим дошкольники регулярно нуждаются в поощрениях, помощи, демонстрации, по этой причине главной методикой воспитания в семье является постоянное взаимодействие родителей со своими детьми.

Для первоначальных процессов дошкольников основным значением обладает запоминание мест для определенных вещей, своего места за столом и т.д.

При активном воспитании навыков в семье дошкольникам необходимо отрабатывать навыки, связанные с самоорганизацией.

Дети любят подражать, по этой причине родителям требуется демонстрировать то, как требуется себя вести или выполнять определенные новые действия, а также последовательности некоторых операций.

С 3 –летнего возраста дошкольниками навыки усваиваются быстрее, что способствует ускорению выполнения различных действий. В данный период в семье необходимо приучать детей к взаимопомощи, поручая им легкие задачи. Помощь родителей оказывает значительное влияние, которое, в первую очередь, выражается в полноценном контроле над дошкольником и развитии у него навыков.

На четвертом году жизни дошкольник должен уметь элементарно обслуживать себя (чистить зубы, мыть руки).

Для воспитания у дошкольников в семье культурно-гигиенических навыков требуется использовать примеры, пояснения, поощрения, беседы, упражнения в действиях со стороны родителей. Стоит отметить, что именно в семье различные навыки дошкольников должны преобразовываться в привычки, которые формируют базу для дальнейшего развития ребенка.


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни"

Одним   из важнейших  условий  воспитания  здорового  поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях   всё  уск...

Воспитание патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста в ДОУ и семье.

Консультация для родителей.Воспитание  патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому ...

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия в семье у детей дошкольного возраста»

Детский труд должен сменяться отдыхом. Быть посильным ребенку, ненавязчивым!...

Консультация Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Консультация Роль семьи в воспитании патриотических    чувств у  детей дошкольного возраста...

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

ВОСПИТАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Ныне...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Образовательный проект на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...