«Творческие инновации в приобщении детей к коми культуре» Коми посиделки
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Обобщение опыта работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komi_posidelki.docx | 281.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 общеразвивающего вида»
г. Печора
Обобщение опыта работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста по теме:
«Творческие инновации в приобщении детей к коми культуре»
Коми посиделки
Составители: музыкальный руководитель Иванова Т. Ю.
воспитатель Юркина Г. Н.
2016 г.
Пояснительная записка:
Цель: Приобщать детей к духовно-нравственным традициям, культуре и быту народа Коми, прививая любовь к малой Родине.
Задачи: Приобщать к традиционной культуре на основе использования песен, танцев, загадок, стихов, игр, хороводов. Познакомить детей с Коми национальной культурой. Учить бережно относиться к традициям Коми народа. Формировать желание участвовать в народных играх и хороводах совместно с другими детьми.
Коми посиделки.
Дети входят в зал под музыку. Проходят по залу и садятся на стульчики. Затем под музыку заходит ведущий, в руках несёт каравай на полотенце с вышивкой коми орнамента.
Ведущий: Бур рыт! Видза оланныд, дона гэстъяс! (Добрый вечер! Здравствуйте, дорогие гости!)
Вы пришли к нам в добрый час
Посиделки у нас
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас
Хлебосольством и радушьем
Знаменит наш Коми край
Здесь для вас сегодня:
Песни, пляски, игры, сказки
И душистый каравай.
Выходит под музыкальное сопровождение и вручает каравай директору детского сада.
Ведущий: Каждому мила своя сторона. А нам милей наш северный край. Наша малая родина - республика Коми, где мы родились, где наш дом, где мы растём и развиваемся и всё то, что нас окружает.
Сейчас о нашем Коми крае вам мальчики прочитают стихи:
1 ребёнок:
Что такое Родина?
Коми край земля.
Что такое Родина?
Республика моя.
Поезжай на Север,
Поезжай на юг
Всюду дали светлые
Зовут тебя вокруг.
2 ребёнок:
Здесь простор и разуму и глазу
Катит вдаль тайга, зелёный вал.
Здесь с холма, как в старой сказке сразу
Видишь тундру, парму и Урал.
3 ребёнок:
Нет милей наверно
Северной земли.
Матерью своей мы
Парму нарекли.
Ведущий: У Коми народа свой язык и свои традиции.
Коми язык – чудесный,
На нём говорить – интересно.
И на нём мы сейчас
Вам споём первый раз.
Эшка – мэшка – радуга!
Песня «Учимся говорить по коми».
1. Поёт красиво птица
Она язык свой чтит
Давайте все учиться
По коми говорить
Припев:
Эшка мэшка – радуга
Чужан муэй – родина
Чолэм, ёртэй – здравствуй, друг
Сувтей круге – встаньте в круг
2. Мне встретилась девчонка
Косичками форсит
Сказала, что по коми
Красиво говорит
Припев
3. Мальчишки и девчонки
Заснеженной земли
Прекрасной нашей Коми
Признаемся в любви
Ведущий: Стихотворение «Коми – му» вам прочитает Мила Романенко.
Коми му кузя ме муна,
Гэгэр сулалэ сьэд вэр
Вэрыс вывти-вывти уна
Сыысь унаыс оз тэр.
Перевод:
Я иду землёю Коми
Вокруг стоит тёмный лес
Леса очень-очень много
Больше даже и не влезет
«Чужан му».
Ме ола сэн, кэн визув ю,
Друг ыджыд уукыль вэчэ
Там менам дона чужан му
Там бать, и мам, и пэчэ
Перевод:
Я живу, где быстрая река
Делает крутой поворот
Здесь моя Родина,
Здесь мои родители и бабушка.
Ведущий:
У полярных широт
Средь тайги и болот
Где сверкают Уральские горы
На Печоре реке
На крутом берегу
Возвышается город Печора.
Стихи о городе и о реке Печора вам прочитают ребята.
1 ребёнок:
Кто в Печоре бывал
Ночи белые видал
Полюбил всей душой
Город наш дорогой.
2 ребёнок:
Как не любить реку Печору
Её красивые берега
Где ветер гуляет на просторе
И иву, что растёт у моста.
Исполняется «Хоровод о Печоре».
1. Как на зорьке заиграет
Ветерок волной
Солнце ярко озаряет
Город наш родной.
Припев:
Кто у нас не бывал
И Печоры не видал
Всех мы рады пригласить
И в Печоре погостить.
2. Теплоходы перед нами
По реке спешат
Машут ивы нам ветвями
И листвой шумят.
Припев.
3. Вырастает, расцветает
Город с каждым днём
Мы ребята, дошколята
Вместе с ним растём.
Ведущий:
Про Печору мы поём
В гости всех друзей зовём
Голубику и чернику
Собирать мы в лес пойдём.
Девочки выходят, берут ягоды на тарелочках: голубику, чернику. Бруснику, морошку, клюкву. Читают стихи:
1 ребёнок:
Есть на Севере у нас
Ягодка морошка
Вам понравится она
Съешьте хоть немножко.
2 ребёнок:
Там, где чаща дикая
Где родник шумит
Яркою черникою
Ярко мох расшит
За черникой ягодой
По тропе пойдёшь
Мы черникой спелою
Кузовки набьём
3 ребёнок:
Там, где ели и берёзы
Где кукушечка поёт
На поляне голубика
Синеглазая растёт.
4 ребёнок:
У брусники вкус особый
То ли кислый, то ли нет
Сколько ты её не пробуй
Не найдёшь на то ответ
5 ребёнок:
Соберём всех ягод
Полное лукошко
Сварим мы варенье
Приготовим ложки
Чай с вареньем мы попьём
И наш танец заведём.
Затем ставят ягоды на стол и готовятся к танцу, берут корзиночки
Танец ягодок.
Ведущий:
Танцевали не только за чаепитием
Но после трудового рабочего дня
Выходи честной народ
Коми пляска нас всех ждёт.
Удорская плясовая.
8 пар детей выходят на удорскую плясовую.
Ведущий:
Пели, плясали, танцевали
Но и про игры не забывали
Открывали сундучки. Доставали узелки.
Ведущий: Открываю сундучок и достаю 1 – ый узелок, развязываю – там находятся платки.
Проводится игра «Построй чум».
Ведущий: Открываю сундучок, достаю 2-ой узелок. В узелке лежат пимы.
Проводится эстафета «Бег в пимах». Участвуют 2 команды.
Открываю сундучок, достаю 3-ий узелок, разглядываю его, а там маска, значит будет показана сказка.
Дети выходят, одевают костюмы, а в это время ведущая достаёт 4-ый узелок, в котором лежит маска птицы-кукушки.
Проводится коми хороводная игра «Кукушка».
Перед игрой дети используют считалочку водящего – кукушку.
К нам кукушка в огород
Залетела и поёт.
Эй, кукушка, не зевай
Кто окликнул, отгадай.
Игра проводится 3 раза.
К этому времени герои сказки должны быть готовы к показу сказки.
Ведущий:
Сундучок закрывается
Двери в сказку открываются.
Сказка «Лесная аптека».
1 ребёнок:
Вот сорока прилетела
И на ветку ели села.
По музыку влетает сорока.
Сорока:
Внимание! Внимание! Уважаемые жители!
Последние известия услышать, не хотите ли?
Еж аптеку открывает, всех зверей к себе сзывает.
Еж «открывает» аптеку.
Воспитатель читает рекламу:
Для покупателей милейших, там будет выбор богатейший.
Цены – очень соблазнительные, скидки просто удивительные!
Спешите, спешите, спешите, лекарства приобретите!
Еж:
Господа, господа! Прошу всех сюда!
Поскорее приходите, все внимательно смотрите.
Есть травы лесные, хвосты запасные,
Настойки полезные и зубы железные.
Веселей налетайте и лекарства покупайте!
Ведущий:
Настал торжественный момент:
В дверях появился первый клиент! Михайло Потапыч пожаловал.
Медведь:
У бобра был я в гостях, простудился – просто страх.
Нужно срочно мне согреться, может, чем-то натереться?
Еж:
От простудных болезней веник берёзовый всего полезней.
Жарче баньку натопи, веничек с собой возьми –
Завтра как огурчик будешь, про болезни позабудешь.
Медведь получает веник и уходит.
Ведущий:
Вот прискакала красотка лесная – белочка
Белка:
Была в салоне у лисы, завивали там себе усы.
Носик феном обожгла и за мазью к вам пришла.
Еж:
Знаю с детства отличное средство.
Облепиху здесь купите, аккуратно нос натрите.
3 минуты подождите и салфеткой промокните.
Ведущий:
Вот бежит сама лисичка, заплетает след в косички.
Лиса:
От диеты новомодной моя шкурка тает,
И поправиться к зиме мне не помешает
Еж:
Вот кедровые орешки, ешьте каждый день без спешки.
Ведущий:
Заходит мама с ребёнком, зайчиха с маленьким зайчонком
Зайчиха:
Мой сынок взорвал хлопушку, у него повисло ушко
Раньше резвился, как жеребёнок, а теперь ничего не слышит ребёнок.
Вот смотрите! (Гладит зайчонка по голове)
Мой зайка-попрыгайка!
Зайчонок:
Я тебе не майка
Зайчиха:
Ты моё длинное ушко!
Зайчонок:
Я тебе не пушка!
Зайчиха:
Помогите скорее, дайте что-нибудь быстрее.
Еж:
Вот настойку из травок возьмите, на ночь к уху компресс приложите.
Ведущий:
Тут стрекоза в очередь встала, стояла, стояла, да в обморок упала.
Еж:
Так! Всё ясно! Лето красивое пропела, витаминов не поела.
Отнесём её в процедурную срочно, поколем ей витаминов. Точно!
Стрекоза:
В больницу? Уколы? Ну что вы, нет, нет! Съем-ка я лучше побольше конфет.
Еж:
Нет! Из брусники сироп покупайте, и каждый день его принимайте.
Ведущий: Больная сироп покупает, тут же его выпивает.
И от радости стрекоза пляску с друзьями начала.
Танец парами «Добрый жук».
Ведущий:
Внимание, уважаемые зрители!
Продолжение увидеть не хотите ли?
В лесу уж вечер наступает и еж аптеку закрывает.
В кассе денежки считает.
Вдруг откуда не возьмись, Баба- ёма появись.
Баба-Ёма:
Что я вижу? Бизнес здесь?
Разрешите мне присесть!
Здесь торговля процветает и меня вам не хватает.
Банки, склянки, мёд, горчица..
И зачем вам всем лечиться?
Мой совет: съедать с утра 3 большущих комара.
Будешь целый век здоров и не нужно докторов!
Ведущий:
Только вымолвить успела, вдруг согнулась, окривела.
Кашель сильный появился, правый глаз вдруг покосился.
Заломилась вдруг рука, зачесалась вдруг нога.
В общем, тут пиши «пропало»…
Наша гостья захворала.
Баба-Ёма:
Ой, болею, помогите! Доктора мне позовите!
Помираю, мочи нет, шлю прощальный вам привет.
Ведущий:
Ребята, что же нам делать?
Как будем Бабу-Ёму лечить?
Подскажите!
Ведущий:
Ну что, профессор медицины,
Прошу к делу приступить, будем Бабу-Ёму лечить.
Еж лечит Бабу-Ёму.
Баба-Ёма:
Ура! Свершилось чудо! Больше я болеть не буду!
Стала я стократ сильнее и намного здоровее.
Обещанье даю здесь: буду мёд и клюкву есть.
Травки пить и к доктору ходить.
Ведущий:
Ну, раз пошли дела такие, устроим танцы заводные.
Бабу-Ёму позовём, хоровод мы с ней начнем.
Хоровод с Бабой-Ёмой «Марья-Моль».
Баба-Ёма:
Ой, ребята! Спасибо!
Подлечили, повеселили,
В знак благодарности
Я вам приготовила угощенье
А какое, отгадайте загадку.
Баба-Ёма (читает загадку):
Что печёт нам Ёма-бабушка
Только не оладушки.
Там картошечка внутри
Хоть ты как её крути.
Дети (говорят ответ): Шаньги.
Баба-Ёма вручает корзину с шаньгами ведущей.
Ведущая благодарит Бабу-Ёму за угощение.
Ведущий:
Вот и сказка наша закончилась, а в ней участвовали:
Сорока – катша – Маша
Еж – еж - Егор
Медведь – эш – Артём
Белка – ур Марина
Лиса – руч – Паша
Зайчиха – кэч – Настя
Зайчонок – кэч пи – Марк
Стрекоза – юрси гусь – Дарина
Баба-Ёма – Олеся Александровна.
Сказочница – мойдыщищь – Галина Николаевна
Ведущая: Подошли наши Коми посиделки к концу. До свидания! (Аддзьысьлытыдз)
Дети уходят под музыку, машут рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре Кубани «Кубанские посиделки».
Цели:Приобщить детей к народной культуре Кубани.Обобщить знания детей о кубанских традициях, быте, названий вещей.Дать представления о названиях казачьей одежде, обычаях, песен и игр.Способствовать тв...
Приобщение детей к коми национальной культуре через музейную педагогику
Приобщение детей к коми национальной культуре через музейную педагогику...
Творческий проект на тему: "Мы живём на Урале." (приобщение детей к истокам культуры родного края)
Освоение детьми фольклорного наследия родного края , как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности....
Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению...
Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"
Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России...
Приобщение детей к национальной культуре Коми народа через дидактические игры, используя прием межполушарного взаимодействия
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Именно в этом возрасте развивается память, восприятие, мышление, воображен...