«Творческие инновации в приобщении детей к коми культуре» Коми посиделки
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Обобщение опыта работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komi_posidelki.docx281.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 общеразвивающего вида»

г. Печора

Обобщение опыта работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста по теме:

«Творческие инновации в приобщении детей к коми культуре»

Коми посиделки

C:\Users\Дмитрий\Desktop\фото проект библиотекакомиподелки хоровод о Печоре\IMG_4331.JPG

Составители: музыкальный руководитель Иванова Т. Ю.

воспитатель Юркина Г. Н.

2016 г.

Пояснительная записка:

Цель: Приобщать детей к духовно-нравственным  традициям, культуре и быту народа Коми, прививая любовь к малой Родине.

Задачи: Приобщать к традиционной культуре на основе использования песен, танцев, загадок, стихов, игр, хороводов. Познакомить детей с Коми национальной культурой. Учить бережно относиться к традициям Коми народа. Формировать желание участвовать в народных играх и хороводах совместно с другими детьми.

Коми посиделки.

Дети входят в зал под музыку. Проходят по залу и садятся на стульчики. Затем под музыку заходит ведущий, в руках несёт каравай на полотенце с вышивкой коми орнамента.

Ведущий: Бур рыт! Видза оланныд, дона гэстъяс! (Добрый вечер!  Здравствуйте, дорогие гости!)

 Вы пришли к нам в добрый час

Посиделки у нас

Встречу тёплую такую

Мы готовили для вас

Хлебосольством и радушьем

Знаменит наш Коми край

Здесь для вас сегодня:

Песни, пляски, игры, сказки

И душистый каравай.

Выходит под музыкальное сопровождение и вручает каравай директору детского сада.

Ведущий: Каждому мила своя сторона. А нам милей наш северный край. Наша малая родина  -  республика Коми, где мы родились, где наш дом, где мы растём и развиваемся и всё то, что нас окружает.

Сейчас о нашем Коми крае вам мальчики прочитают стихи:

1 ребёнок:        

Что такое Родина?

Коми край земля.

Что такое Родина?

Республика моя.

Поезжай на Север,

Поезжай на юг

Всюду дали светлые

Зовут тебя вокруг.

2 ребёнок:

Здесь простор и разуму и глазу

Катит вдаль тайга, зелёный вал.

Здесь с холма, как в старой сказке сразу

Видишь тундру, парму и Урал.

3 ребёнок:

Нет милей наверно

Северной земли.

Матерью своей мы

Парму нарекли.

Ведущий: У Коми народа свой язык и свои традиции.

Коми язык – чудесный,

На нём говорить – интересно.

И на нём мы сейчас

Вам споём первый раз.

Эшка – мэшка – радуга!

Песня «Учимся говорить по коми».

1. Поёт красиво птица

Она язык свой чтит

Давайте все учиться

По коми говорить

Припев: 

Эшка мэшка – радуга

Чужан муэй – родина

Чолэм, ёртэй – здравствуй, друг

Сувтей круге – встаньте в круг

2. Мне встретилась девчонка

Косичками форсит

Сказала, что по коми

Красиво говорит

Припев

3. Мальчишки и девчонки

Заснеженной земли

Прекрасной нашей Коми

Признаемся в любви

Ведущий: Стихотворение «Коми – му» вам прочитает  Мила Романенко.

Коми му кузя ме муна,

Гэгэр сулалэ сьэд вэр

Вэрыс вывти-вывти уна

Сыысь унаыс оз тэр.

Перевод:

Я иду землёю Коми

Вокруг стоит тёмный лес

Леса очень-очень много

Больше даже и не влезет

«Чужан му».

Ме ола сэн, кэн визув ю,

Друг ыджыд уукыль вэчэ

Там менам дона чужан му

Там бать, и мам, и пэчэ

Перевод:

Я живу, где быстрая река

Делает крутой поворот

Здесь моя Родина,

Здесь мои родители и бабушка.

Ведущий:

У полярных широт

Средь тайги и болот

Где сверкают Уральские горы

На Печоре реке

На крутом берегу

Возвышается город Печора.

Стихи о городе и о реке Печора вам прочитают ребята.

1 ребёнок:

Кто в Печоре бывал

Ночи белые видал

Полюбил всей душой

Город наш дорогой.

2 ребёнок:

Как не любить реку Печору

Её красивые берега

Где ветер гуляет на просторе

И иву, что растёт у моста.

Исполняется «Хоровод о Печоре».

1. Как на зорьке заиграет

Ветерок волной

Солнце ярко озаряет

Город наш родной.

Припев:

Кто у нас не бывал

И Печоры не видал

Всех мы рады пригласить

И в Печоре погостить.

2. Теплоходы перед нами

По реке спешат

Машут ивы нам ветвями

И листвой шумят.

Припев.

3. Вырастает, расцветает

Город с каждым днём

Мы ребята, дошколята

Вместе с ним растём.

Ведущий:

Про Печору мы поём

В гости всех друзей зовём

Голубику и чернику

Собирать мы в лес пойдём.

Девочки выходят, берут ягоды на тарелочках: голубику, чернику. Бруснику, морошку, клюкву. Читают стихи:

1 ребёнок:

Есть на Севере у нас

Ягодка морошка

Вам понравится она

Съешьте хоть немножко.

2 ребёнок:

Там, где чаща дикая

Где родник шумит

Яркою черникою

Ярко мох расшит

За черникой ягодой

По тропе пойдёшь

Мы черникой спелою

Кузовки набьём

3 ребёнок:

Там, где ели и берёзы

Где кукушечка поёт

На поляне голубика

Синеглазая растёт.

4 ребёнок:

У брусники вкус особый

То ли кислый, то ли нет

Сколько ты её не пробуй

Не найдёшь на то ответ

5 ребёнок:

Соберём всех ягод

Полное лукошко

Сварим мы варенье

Приготовим ложки

Чай с вареньем мы попьём

И наш танец заведём.

Затем ставят ягоды на стол и готовятся к танцу, берут корзиночки

Танец ягодок.

Ведущий:

Танцевали не только за чаепитием

Но после трудового рабочего дня

Выходи честной народ

Коми пляска нас всех ждёт.

Удорская плясовая.

8 пар детей выходят на удорскую плясовую.

Ведущий:

Пели, плясали, танцевали

Но и про игры не забывали

Открывали сундучки. Доставали узелки.

Ведущий: Открываю сундучок и достаю 1 – ый  узелок, развязываю – там находятся платки.

Проводится игра «Построй чум».

Ведущий: Открываю сундучок, достаю 2-ой узелок. В узелке лежат пимы.

Проводится эстафета «Бег в пимах». Участвуют 2 команды.

Открываю сундучок, достаю 3-ий узелок, разглядываю его, а там маска, значит будет показана сказка.

Дети выходят, одевают костюмы, а в это время ведущая достаёт 4-ый узелок, в котором лежит маска птицы-кукушки.

Проводится коми хороводная игра «Кукушка».

Перед игрой дети используют считалочку водящего – кукушку.

К нам кукушка в огород

Залетела и поёт.

Эй, кукушка, не зевай

Кто окликнул, отгадай.

Игра проводится 3 раза.

К этому времени герои сказки должны быть готовы к показу сказки.

Ведущий:

Сундучок закрывается

 Двери в сказку открываются.

Сказка «Лесная аптека».

1 ребёнок:

Вот сорока прилетела

И на ветку ели села.

По музыку влетает сорока.

Сорока:

Внимание! Внимание! Уважаемые жители!

Последние известия услышать, не хотите ли?

Еж аптеку открывает, всех зверей к себе сзывает.

Еж «открывает» аптеку.

Воспитатель читает рекламу:

Для покупателей милейших, там будет выбор богатейший.

Цены – очень соблазнительные, скидки просто удивительные!

Спешите, спешите, спешите, лекарства приобретите!

Еж:

Господа, господа! Прошу всех сюда!

Поскорее приходите, все внимательно смотрите.

Есть травы лесные, хвосты запасные,

Настойки полезные и зубы железные.

Веселей налетайте и лекарства покупайте!

Ведущий:

Настал торжественный момент:

В дверях появился первый клиент! Михайло Потапыч пожаловал.

Медведь:

У бобра был я в гостях, простудился – просто страх.

Нужно срочно мне согреться, может, чем-то натереться?

Еж:

От простудных болезней веник берёзовый всего полезней.

Жарче баньку натопи, веничек с собой возьми –

Завтра как огурчик будешь, про болезни позабудешь.

Медведь получает веник и уходит.

Ведущий:

Вот прискакала красотка лесная – белочка

Белка:

Была в салоне у лисы, завивали там себе усы.

Носик феном обожгла и за мазью к вам пришла.

Еж:

Знаю с детства отличное средство.

Облепиху здесь купите, аккуратно нос натрите.

3 минуты подождите и салфеткой промокните.

Ведущий:

Вот бежит сама лисичка, заплетает след в косички.

Лиса:

От диеты новомодной моя шкурка тает,

И поправиться к зиме мне не помешает

Еж:

Вот кедровые орешки, ешьте каждый день без спешки.

Ведущий:

Заходит мама с ребёнком, зайчиха с маленьким зайчонком

Зайчиха:

Мой сынок взорвал хлопушку, у него повисло ушко

Раньше резвился, как жеребёнок, а теперь ничего не слышит ребёнок.

Вот смотрите! (Гладит зайчонка по голове)

Мой зайка-попрыгайка!

Зайчонок:

Я тебе не майка

Зайчиха:

Ты моё длинное ушко!

Зайчонок:

Я тебе не пушка!

Зайчиха:

Помогите скорее, дайте что-нибудь быстрее.

Еж:

Вот настойку из травок возьмите, на ночь к уху компресс приложите.

Ведущий:

Тут стрекоза в очередь встала, стояла, стояла, да в обморок упала.

Еж:

Так! Всё ясно! Лето красивое пропела, витаминов не поела.

Отнесём её в процедурную срочно, поколем ей витаминов. Точно!

Стрекоза:

В больницу? Уколы? Ну что вы, нет, нет! Съем-ка я лучше побольше конфет.

Еж:

Нет! Из брусники сироп покупайте, и каждый день его принимайте.

Ведущий: Больная сироп покупает, тут же его выпивает.

И от радости стрекоза пляску с друзьями начала.

Танец парами «Добрый жук».

Ведущий:

Внимание, уважаемые зрители!

Продолжение увидеть не хотите ли?

В лесу уж вечер наступает и еж аптеку закрывает.

В кассе денежки считает.

Вдруг откуда не возьмись, Баба- ёма появись.

Баба-Ёма:

Что я вижу? Бизнес здесь?

Разрешите мне присесть!

Здесь торговля процветает и меня вам не хватает.

Банки, склянки, мёд, горчица..

И зачем вам всем лечиться?

Мой совет: съедать с утра 3 большущих комара.

Будешь целый век здоров и не нужно докторов!

Ведущий:

Только вымолвить успела, вдруг согнулась, окривела.

Кашель сильный появился, правый глаз вдруг покосился.

Заломилась вдруг рука, зачесалась вдруг нога.

В общем, тут пиши «пропало»…

Наша гостья захворала.

Баба-Ёма:

Ой, болею, помогите! Доктора мне позовите!

Помираю, мочи нет, шлю прощальный вам привет.

Ведущий:

Ребята, что же нам делать?

Как будем Бабу-Ёму лечить?

Подскажите!

Ведущий:

Ну что, профессор медицины,

Прошу к делу приступить, будем Бабу-Ёму лечить.

Еж лечит Бабу-Ёму.

Баба-Ёма:

Ура! Свершилось чудо! Больше я болеть не буду!

Стала я стократ сильнее и намного здоровее.

Обещанье даю здесь: буду мёд и клюкву есть.

Травки пить и к доктору ходить.

Ведущий:

Ну, раз пошли дела такие, устроим танцы заводные.

Бабу-Ёму позовём, хоровод мы с ней начнем.

Хоровод с Бабой-Ёмой «Марья-Моль».

Баба-Ёма:

Ой, ребята! Спасибо!

Подлечили, повеселили,

В знак благодарности

Я вам приготовила угощенье

А какое, отгадайте загадку.

Баба-Ёма (читает загадку):

Что печёт нам Ёма-бабушка

Только не оладушки.

Там картошечка внутри

Хоть ты как её крути.

Дети (говорят ответ): Шаньги.

Баба-Ёма вручает корзину с шаньгами ведущей.

Ведущая благодарит Бабу-Ёму за угощение.

Ведущий:

Вот и сказка наша закончилась, а в ней участвовали:

Сорока – катша – Маша

Еж – еж - Егор

Медведь – эш – Артём

Белка – ур Марина

Лиса – руч – Паша

Зайчиха – кэч – Настя

Зайчонок – кэч пи – Марк

Стрекоза – юрси гусь – Дарина

Баба-Ёма – Олеся Александровна.

Сказочница – мойдыщищь – Галина Николаевна

Ведущая: Подошли наши Коми посиделки к концу. До свидания! (Аддзьысьлытыдз)

Дети уходят под музыку, машут рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре Кубани «Кубанские посиделки».

Цели:Приобщить детей к народной культуре Кубани.Обобщить знания детей о кубанских традициях, быте, названий вещей.Дать представления о названиях казачьей одежде, обычаях, песен и игр.Способствовать тв...

Приобщение детей к коми национальной культуре через музейную педагогику

Приобщение детей к коми национальной культуре через музейную педагогику...

Творческий проект на тему: "Мы живём на Урале." (приобщение детей к истокам культуры родного края)

Освоение детьми фольклорного наследия родного края ,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности....

Практико-ориентированный, творческий, познавательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению...

Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"

Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России...

Приобщение детей к национальной культуре Коми народа через дидактические игры, используя прием межполушарного взаимодействия

Дошкольный возраст является  благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Именно в этом возрасте  развивается память, восприятие, мышление, воображен...