Семинар-практикум по теме «Приобщение детей к коми национальной культуре»
материал
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт
«Челядьöс сöвмöдан 7№-а видзанįн»
школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение
Семинар-практикум по теме
«Приобщение детей к коми национальной культуре»
Старший воспитатель Ятченко О.Н.
С.Выльгорт, 2016
Семинар-практикум
«Приобщение детей к коми национальной культуре»
«Народ в наиболее чистом
виде представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации»
( этнопедагог, профессор,
доктор педагогических наук Г.Н.Волков)
Цель семинара-практикума: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах этнокультурного образования дошкольников; путей и способов совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников
Задачи:
1. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников через приобщение к этнокультуре русского и коми народов;
2. Формировать чувства причастности педагогов к наследию прошлого и интереса к работе по данной теме;
3. Развивать творческий потенциал педагогов.
Вступление:
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа, к народной культуре.
Мы все понимаем, что если не изучать и не поддерживать традиции предков, они могут исчезнуть безвозвратно. В народном творчестве заложены историческая память поколений и неразрывная связь времён, народная точка зрения на мир и на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах мира идея национального возрождения, укрепления национального самосознания имеет огромное значение в развитии страны в целом.
В республике Коми, как и во всём мире сейчас, одновременно текут два параллельных процесса: национальное самоутверждение и культурная ассимиляция (т.е. слияние одного народа с другим, особенно если эти народы проживают на одной территории).
Коми народ традиционно отличала толерантность, умение жить в мире со всеми, в частности, с русским народом. Исследователи отмечают, что в русской и коми культуре очень много общего, особенно в последнее столетье, но как и у каждого этнического коллектива, у народа коми есть свои специфические традиции и своя история. И, приобщая русских и русскоязычных детей к культуре русского народа, мы должны также воспитывать уважение и развивать интерес к культуре народа той земли, на которой проживаем, а это земля Коми.
Именно этнокомпонент может стать фактором, способствующим построению патриотического воспитания и образования на должном уровне, так как интерес к культуре родного края неизбежно ведёт к развитию интереса к культуре и истории всей страны.
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, свойственное как русскому, так и коми народу, не передаётся по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
В нашей стране и Республике Коми, в частности, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям, народному творчеству отводится важная роль.
Национальное самосознание, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения, поэтому так важно знакомить с традициями и культурой народа уже с дошкольного возраста.
Выдающиеся русские философы и педагоги считают, что приобщение детей к народной культуре служит средством формирования у них патриотических чувств и развивает личность.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Но, к сожалению, с уверенностью можно сказать, что большинство из нас очень поверхностно знакомо с народной культурой – как коми, так и русской.
Возродить уважение к национальным духовно-культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные качества, которые помогут им впоследствии считать себя настоящими людьми, - для этого необходимо как можно шире и многограннее самим знакомиться с традициями нашего народа, его историей и культурой и приобщать к этому своих воспитанников.
Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является приобщение детей к истокам народной культуры.
Практическая часть
Чтобы на должном уровне вести работу по приобщению дошкольников к этнокультуре, педагогам необходимо самим обладать достаточным запасом знаний.
Все мы знаем, что, играя, освоение новых знаний и закрепление уже известного идёт успешнее и веселее.
Сегодня мы предлагаем вам, уважаемые коллеги, принять участие в нескольких играх, которые помогут вам освежить свои представления о некоторых традициях наших предков, народном творчестве, вспомнить кое-что «забытое старое – вечное», а может, и узнать для себя что-то новое.
МУЗЕЙ (ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ УГОЛОК) В ДЕТСКОМ САДУ
Этнографический уголок детского сада может представлять собой небольшую выставку с традиционными предметами, воспроизводящий модель деревенской избы. По традиционным представлениям коми, изба делиться на два противоположных центра, один из которых связывается с женской половиной общества, второй - с мужской. Согласно этому символическому делению, стол с лавками располагается в красном углу, который ассоциируется с парадной частью жилища, где усаживают гостей, исполняют христианские обряды, принимают пищу, а печь, как хронологически первый центр избы, выступает женской сферой деятельности. Меблировка деревенской избы отличается минимализмом. Это стол с неподвижными лавками, полки, расположенные вдоль стен возле окон, залавка, подвижная лавка возле печи, полати и кровать. В соответствии с делением дома на мужскую и женскую части можно расположить экспонаты. На столе расставить столовую посуду (солонку, деревянные ложки и чаши, глиняный горшок) и керосиновую лампу, на полках возле стола - берестяные предметы (короб, туесок). В залавке расположить кухонную утварь (глиняные горшки, латки), на лавке возле печи - мужской рабочий инструмент, на лавке возле окна - женский инструментарий (прялка, веретено).
Цель мини этнографического уголка - изучение традиционной культуры коми. Исходя из поставленной цели, определяются задачи:
- познакомить детей с бытовой культурой коми;
- воспитать уважительное отношение к народной культуре;
- сформировать бережное отношение к экологии.
Коллекция музейных предметов должна состоять из подлинных предметов, отражающих быт коми. Подлинные музейные предметы, обладающие историческими, аттрактивными, семиотическими, аксиологическими и коммуникативными свойствами, создают атмосферу исторической достоверности, а комплексная коммуникативная система, включающая зрительный, тактильный и вербальный контакт, определяет особую эмоциональную и эстетическую обстановку. И, соответственно, посещение этнографического уголка, знакомство детей с музейными экспонатами способствует формированию личности ребенка.
Перечень утвари коми народа
Каждый предмет обихода имеет свою сущность, конкретные формы могут быть различны, но их общие очертания всегда соответствуют их сущности. Утварь представляет собой совокупность предметов, необходимых человеку в его повседневной жизни.
Деревянная утварь
По технике изготовления утварь была долбленой, бондарной, столярной и токарной, она отличается добротностью, прочностью.
Бадья представляет собой емкость в виде сосуда круглого в сечении с ушками, в которые вставлена дужка, изготавливалась из клепок и стягивалась в верхней и нижней частях металлическими или деревянными обручами.
Веретено (чӧрс). Веретена изготавливались гладкие на токарном станке или резные вручную.
Кадка (кадча) - емкость для заготовки впрок. Кадки были как бондарной работы, так и долбленые. Обручи для бондарной посуды выполнены из ветвей черемухи.
Ковш - сосуд округлой формы с одной или двумя ручками. Выполнялись из целого куска дерева, корневища, капа в долблено-резной технике. Ковши с двумя ручками больших объемов предназначались для подачи сура на стол.
Корзина - емкость с одной или двумя ручками для сбора ягод, грибов, переноса и хранения. Изготавливались из коры, корня, веток, бересты.
Короб (куд) - емкость для хранения и перевозки мелкого домашнего скарба. Изготавливались из гнутого луба в виде цилиндра с навесной или надевающейся сверху крышкой. Днище коробов делалось из тонкой доски. Иногда короба расписывались.
Корыто (вор) имело разнообразное назначение: для кормления скота, замачивания и стирки белья, купания младенцев, для Приготовления еды. Корыто выдалбливалось из ствола дерева, имело вытянутую форму с закругленным дном, невысокими бортами.
Крошни - приспособление для заплечного переноса тяжестей. Делали из бересты и каркаса.
Лагун - емкость цилиндрической формы бондарной работы с наглухо закрытой крышкой с отверстием на ней и плотно пригнанной втулкой, в нижней части сосуда имеется отверстием для слива, реже отверстие снабжалось краном. Лагун предназначался для хранения напитков
Ложка (панъ) представляет собой круглую или овально-вогнутую емкость на длинном или коротком, плоском или круглом черенке.
Лопата хлебная (нянь зыр) - прямоугольная или овальная доска на длинной деревянной рукоятке для сажания хлебов и пирогов впечь.
Лоток — плоская посуда овальной формы с одной ручкой для подачи мяса на стол.
Мутовка (кольтан) — приспособление для размешивания жидкой пищи, замешивания опары, сбивания масла. Изготавливалось из части тонкого ствола дерева, имевшего удобное расположение веток веером на овном уровне.
Ночёвка (шердын) - представляет собой долбленое деревянное корыто овальной формы с двумя ручками на концах. Иногда Наготавливалось из бересты, в этом случае ручки отсутствовали, использовалась для хранения и переноски продуктов питания.
Пест (тонн) - представляет собой деревянную палку длиной до 1 метра. Для удобства держания в руке фигурно вырезали ручку.
Пестер - дорожная емкость для заплечного переноса продуктов. Имеет устойчивую конусовидную форму кузова и круглую горловину с надевающейся крышкой. Они плелись из полосок бересты.
Поварешка (пу тась) - большая ложка для разливания пищи по мискам. Иногда на конце ручки имелся крючок или отверстие для подвешивания.
Подойник (подойнича) - утварь для дойки молока. Представляет собой сосуд с широким горлом, носиком-рожком и дужкой-ручкой, без крышки.
Прялка (печкан, козяль) состоит из вертикальной ножки с лопастью, к которой крепилась пряжа, и донца - горизонтальной доски для сиденья. Лопаска прямоугольной формы с резными боковыми, гранями плавно переходит в резную четырехгранную ножку с прямым или изогнутым донцем. Прялки по технике орнаментации лопаски бывают расписными, резными и простыми.
Решето (пож) приспособление для просеивания крупы, муки. Выставляет собой круглую коробку, состоящую из обода сетчатого дна.
Рубель (нош) прямоугольный брусок со слегка загнутым краем и с короткой рукояткой. На внутренней рабочей поверхности рубеля делались поперечные рубцы. Рубель использовался для разглаживания холщовой ткани, намотанной на деревянный каток.
Совок - продолговатой формы чаша с округлым или плоским дном с короткой ручкой. Предназначался для различных хозяйственных нужд.
Солонка (сов доз) - Дерево и береста были излюбленными материалами для их изготовления. Особенно выразительными выглядят солонки в виде утицы, нередко с утятами на спине.
Ступа (гыр) - приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен. Ступы выдалбливались из целого куска дерева, в основном, березы. Внешняя сторона ступы оформлялась рюмкообразно на поддоне с ручкой для удобства перемещения.
Сундук - большая деревянная емкость с навесной на петлях крышкой. Сундуки изготавливались из плоских, плотно пригнанных друг к другу плашек, имели внутренние или наружные замки. Использовались для хранения.
Туес - домашняя или дорожная посуда для хранения и транспортировки продуктов питания. Представляет собой емкость из сплошного пласта бересты, концы которого либо прошивалась полоской бересты, либо соединялась замком, выполняющим декоративную задачу. Дно изготовлялось из дощечки, реже из бересты. Закрывался деревянной крышкой с ручкой-дужкой, плотно вставлявшейся вовнутрь.
Ушат (пельса) - представляет собой емкость бондарной работы с деревянным дном. Характерной особенностью является наличие двух клепок с отверстиями, выступающих над боковыми стенками - «уши». Предназначался для разных хозяйственных работ.
Чаша (тасьти) представляет собой круглую чашку с расширяющимися кверху стенками и плоским дном, размеры варьировались. Чаши изготовлялись вручную или на токарном станке из целого куска дерева, капа Предназначались для подачи пищи на стол.
Чашка хлебопечная (кумли) - представляет собой овальную неглубокую чашу с двумя ручками, оформленные различными способам и. Посуда предназначена для формовки теста.
Шкатулка - деревянная коробочка для хранения мелких предметов с внутренним замком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по приобщению детей к русской национальной культуре во 2 младшей группе на тему: «Праздник игрушки»
Программные задачи: Приобщать детей к истокам русской национальной культуры путем интеграции изобразительного искусства, фольклора и музыки:- продолжать знакомить с народной дымковской...
Приобщение детей к коми национальной культуре через музейную педагогику
Приобщение детей к коми национальной культуре через музейную педагогику...
Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики. Инструктивно -методическое издание.
Содержание данной публикации ориентировано на приобщение дошкольников к культурному опыту народа коми через экскурсии в музей, организуемые в условиях ДОУ. Изложены методы музейной педагогики, направл...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...
Перспективное планирование по приобщению дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики на 2017-2018 учебный год для воспитанников старшей группы
Перспективное планированиепо приобщению дошкольников к коми национальной культурена основе музейной педагогикина 2017-2018 учебный год для воспитанников старшей группы...
Перспективное планирование по приобщению дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики на 2018-2019 учебный год (подготовительная группа)
Перспективное планирование по приобщению дошкольниковк коми национальной культуре на основе музейной педагогикина 2018-2019 учебный год (подготовительная группа)...
Консультация для родителей "Природа как средство приобщения дошкольников к коми национальной культуре"
Консультация для родителей "Природа как средство приобщения дошкольников к коми национальной культуре"...