Мастер - класс для воспитателей "Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера".
методическая разработка (старшая группа) на тему
Знакомство педагогов с эффективными методами и развивающими технологиями в работе с детьми по познавательному развитию (реализация задач ОО "Познавательное развтие" ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_ev_kuznetsova.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста
посредством использования палочек Кюизенера» .
Подготовила и провела
воспитатель МБДОУ д/с №16 Кузнецова Е.В.
Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску эффективных методов и развивающих технологий в работе с детьми по познавательному развитию. Повышение уровня профессионализма воспитателей.
Задачи мастер – класса: сформировать у педагогов – участников мастер – класса представление об игровой технологии. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Вопрос к участникам мастер – класса: «Что я ожидаю от данного мастер-класса?».
- Теоретическая часть:
Методика развития познавательного развития у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными понятиями в доступной малышам форме. Поэтому, целесообразно использовать на занятиях дидактические игры с использованием палочек Кюизенера. Бельгийского учителя начальной школы Джорджа Кюизенера, который разработал универсальный дидактический материал для обучения детей развивающий творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Легко вписывается в систему пред подготовки детей к школе.
Основные особенности игровой технологии: абстрактность, универсальность высокая эффективность вызывают живой интерес детей развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач знакомят со своеобразной цветной алгеброй.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком – эта единица – белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является числом два. Голубой палочке, т.е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т.д. по всем цветам. Набором палочек обеспечивается каждый ребенок.
Этапы. I этап. Палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. II этап. Палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Палочки Кьюзинера можно предлагать детям с 1,5 - 2 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Наиболее эффективными являются индивидуальные и групповые формы работы. Изредка можно использовать и фронтальную работу со всеми детьми. Упражнения предлагаются детям в игровой форме, это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками надо проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий и отношений.
Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию познавательного развития с палочками Кюизенера. В деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
- Практическая часть:
Воспитателям предлагается на практике опробовать несколько вариантов игр с палочками Кюизенера.
1.Сенсорное развитие.
В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Примерные задания:
- Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.
- Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.
- Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые - справа.
- Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.
- Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между…
2.Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.
Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
Примерные задания:
-Выложи из любых палочек мебель для куколки.
-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.
-Выложи коврик для собачки из любых палочек.
-Выложи из палочек любых животных.
3. Формирование элементарных математических представлений.
Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше - меньше», «больше - меньше на…»; формировать умение делить целое на части; находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой. Развивается умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т.д.)
Примерные задания:
-Белая палочка обозначает число 1.Положите под розовой палочкой столько белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно определите числовое значение жёлтой палочки (голубой, красной и т.д.).
-Разложите карточки с цифрами по порядку. Положите к каждой цифре палочку соответствующую данному числовому значению.
-Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку (и наоборот).
-Разложите палочки в порядке убывания (от самой длинной к самой короткой).
-Сосчитайте сколько всего палочек. Назовите, которая по счёту красная палочка (синяя, оранжевая и т.д.).
-Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т.д.
-Разложите палочки на листе так: в левый верхний угол положите синюю палочку, в верхний правый угол - красную, в левый нижний угол - розовую, в правый нижний - фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа.
4.Предметный мир.
Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.
5.Развитие речи.
Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:
1. В использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий.
2. В построении предложно-падежных конструкций.
3. В употреблении порядковых и количественных числительных.
4. В запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.
Заключительная часть. На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи. Мы с вами увидели, что использование данной
игровой технологии по палочкам Кюизенера строится на основе игровой
деятельности. Снимает психологические стереотипы. Скучные занятия
математикой превращаются в увлекательные занимательные встречи
Рефлексия. Что я ожидаю от данного мастер – класса?
Закончите фразу: Мне понравилось в данной технологии… Я бы хотела подробнее изучить… Буду применять данную игровую технологию…
Критерии оценки мастер - класса. Мастер заинтересовал данной игровой технологией. Данная технология интересна, но мастер не смогла убедить в необходимости применения. Мастер-класс не интересен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»
Представлен материал из опыта работы...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кьюзенера
Использование палочек Кюизенера позволяет формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным, получить многие математические представления, играя, в резуль...
Мастер – класс «Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров»
Всем известно, что для детей раннего возраста очень полезны игры и занятия, с помощью которых мы развиваем мелкую моторику руки.Организация игр на развитие мелкой моторики – дело несложное, и дл...
Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»
Цель: Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера
Изучение математического материала посредством палочек Кюизенера. Примерные игры и упражнения с палочками Кюизенера для всех возрастов дошкольных групп....
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством цветных палочек Кюизенера
Цветные палочки Кюизенера легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий....