Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера
консультация по математике
Изучение математического материала посредством палочек Кюизенера. Примерные игры и упражнения с палочками Кюизенера для всех возрастов дошкольных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_femp.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по ФЭМП у дошкольников посредством использования палочек Кюизенера.
Всем нам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, ее присутствием в различных областях деятельности. Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности. Достичь этого, можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера которые называют «цветными палочками», «счетные палочки», «числа в цвете».
Использование палочек Кюизенера способствуют:
- Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
- Подводят к осознанию отношений «больше-меньше», «право-лево», «между», «длиннее», «выше» и др.
- Учат детей целое на части и измерять объекты условными мерками.
- Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь).
- Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.
- Развивается умение работать в коллективе.
Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
На первом этапе знакомства с палочками они используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, как с конструктором, создают различные конфигурации и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой.
На втором этапе палочки выступают уже как средство математического обучения (игры на соответствие между цветом, длиной и числом). Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включают в структуру образовательной деятельности.
Пособие Кюизенера даёт возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши лучше понимают понятие «больше-меньше»: к примеру, что 5 больше 3 (одна палочка длиннее другой). Набор палочек Кюизенера — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части: дошкольник легко запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц (в этом отношении палочка длиной 2 см соответствует двум палочкам по 1 см). Такое пособие подойдёт и для обучения более сложным действиям в математике — умножению и делению.
Примерные упражнения с палочками Кюизенера:
(Младший и средний возраст)
- Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
- Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
- Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.
- «Подбери пояс к платью». Перед ребенком раскладывают картинки с изображениями кукол в красивых платьях. Нужно подобрать к платью пояс – палочку конкретного цвета.
- Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?
- Возьми желтую и синюю палочки положи, чтобы наверху оказалась короткая, а снизу длинная.
- «Построй квадраты» детям предлагается выложить 2 квадрата – каждый из палочек своего цвета. В результате следует вывод: чем длиннее брусочек, тем больше будет квадрат.
- «Что изменилось?» педагог выкладывает перед ребенком несколько палочек, малыш запоминает их, затем закрывает глаза. Педагог в это время убирает или заменяет один элемент.
- «Продолжи узор» ребенку предлагается продолжить узор по образцу (украсить шарфик или полотенце для мамы, соткать красивый коврик котенку и т.д.)
- «Построй лесенку для игрушек» особенность задания в том, что малыши должны выложить объемную лестницу, располагая брусочки друг над другом. Число деталей может быть любым, главное, чтобы они располагались по длине в убывающем порядке.
- «Четвертый лишний» взрослый кладет 3 одинаковых палочки и 1 другого цвета и длины, ребенок определяет лишнюю
- «Составь поезд» воспитатель просит ребенка составить поезд из вагончиков для игрушечных зверюшек. Но вагончики должны располагаться от самого короткого к самому длинному.
Примерные упражнения с палочками Кюизенера:
(Старшие, подготовительные группы)
- Составь поезд из бордового, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного.
- Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.
- Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2)Розовая палочка - это число 2. (И так до 10).
- «Покажи число» палочки раскладываются по возрастанию. Воспитатель показывает карточку с изображением числа, а дети выбирают соответствующую палочку.
- «Измерь дорожки» кошка и котенок решили измерить длину дорожки шагами. У кошки получилось 5 шагов, а у котенка -10, хотя расстояние было одинаковым (задача детей – изобразить с помощью палочек шаги обоих персонажей осваивается понятие условной меры).
- «Домик для матрешки» воспитатель демонстрирует силуэты трех разноцветных матрешек разного размера и раздает каждому ребенку их набор. Дом красной матрешки ниже, чем дом синей, а дом синей ниже, чем дом желтой. Дети выкладывают из палочек дома.
- «Мосты для зверушек» по такой же словесной инструкции строятся мостики для животных, чтобы они смогли перебраться через речку: у медведя мост шире, чем у зайца, а у зайца шире, чем у мышонка.
- «Сложи фигуру по описанию» по указанию воспитателя дети выкладывают на столе ромб, бантик, снежинку, ворота и даже «рисуют» палочками целую картину.
- Создание из палочек объемных построек, например, колодца, башни, избушки Бабы-Яги и т.д.
- Составь палочку, из одинаковых палочек разными способами.
(Состав числа).
С помощью палочек можно провести разминка для пальчиков.
В руки палочку возьмем (перекладываем палочку с одной руки в другую)
Крепко накрепко сожмем (сжимаем в ладошках)
С ней немножко поиграем (подбрасываем вверх)
В наших ручках покатаем (катаем в ладошках)
Поработай ты немножко
Разомни наши ладошки
Палочкой покрутим (крутим пальчиками рук по часовой и против часовой стрелки)
Пальчики разбудим.
Далее палочки используются для составления и решения задач.
Задание 1. Бабушка купила клубничного мороженого в количестве 3-х штук (розовая палочка) и 3шт. ванильного (белая палочка.) Поместится ли все мороженое в коробку синего цвета (палочка синего цвета? Ответ: да, поместится.
Какого мороженого по количеству больше: клубничного или ванильного? - Одинаковое количество. Какого мороженого по весу больше клубничного или ванильного? – клубничного. Клубничного мороженого 6 грамм, а ванильного 3 грамма.
Задание 2. Мама испекла пирог (синяя палочка) и разделила его на три одинаковые части (голубая палочка). Кусочек съела сама, кусочек съела дочка. Сколько кусочков осталось? – один. Пришел с работы Папа, он разделил оставшийся кусочек на три равные части и поделился с мамой и дочкой. Сколько кусочков пирога осталось? - Ни одного.
Задание 3. Участники составляют самостоятельно, исходя из того, какую цель перед собой ставят и какие задачи хотят решить.
Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи- моделировать с их помощью сказки.
Например, педагог вспоминает с детьми сказку «Волк и семеро козлят». Дети характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной черной палочкой. Коза же будет желтой палочкой среднего размера, а козлята – маленькие белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид ее персонажей.
Анализирую русскую народную сказку «Теремок», воспитатель творчески видоизменяет финал произведения: жалко зверюшек, которые остались без домика, и воспитатель предлагает построить для них новый большой и красивый терем из палочек Кюизенера.
После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из палочек ее героя – красного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки – зайчик (Заюшкина избушка), репка (Репка), овощи из огорода (Пых) и т.д. Хорошо подходит для моделирования русской народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить три стульчика, стола, кроватки разных размеров.
Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.
Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детям в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел. В свою очередь я хочу вам пожелать, чтобы ваши профессиональные умения и навыки сохранялись и приумножались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством настольных игр»
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усв...
Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования цветных счетных палочек Кюизенера .
Выступление на районных педагогических чтениях ....
Отчет о проделанной работе в младшей группе по годовой задаче "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
Отчет о работе с детьми в младшей группе по развитию логического мышления...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
В статье раскрываются особенности формирования элементарных математических представлений через использование технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», способы реализации...
Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"
Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"...