Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера
консультация по математике

Изучение математического материала посредством палочек Кюизенера. Примерные игры и упражнения с палочками Кюизенера для всех возрастов дошкольных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_femp.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по ФЭМП у дошкольников посредством использования палочек Кюизенера.

Всем нам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, ее присутствием в различных областях деятельности. Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности. Достичь этого, можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера которые называют «цветными палочками», «счетные палочки», «числа в цвете».

Использование палочек Кюизенера способствуют:

- Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.

- Подводят к осознанию отношений «больше-меньше», «право-лево», «между», «длиннее», «выше» и др.

- Учат детей целое на части и измерять объекты условными мерками.

- Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь).

- Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.

- Развивается умение работать в коллективе.

Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

На первом этапе знакомства с палочками они используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, как с конструктором, создают различные конфигурации и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой.

На втором этапе палочки выступают уже как средство математического обучения (игры на соответствие между цветом, длиной и числом). Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включают в структуру образовательной деятельности.

Пособие Кюизенера даёт возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши лучше понимают понятие «больше-меньше»: к примеру, что 5 больше 3 (одна палочка длиннее другой). Набор палочек Кюизенера — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части: дошкольник легко запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц (в этом отношении палочка длиной 2 см соответствует двум палочкам по 1 см). Такое пособие подойдёт и для обучения более сложным действиям в математике — умножению и делению.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

 (Младший и средний возраст)

  1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
  2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
  3. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.
  4. «Подбери пояс к платью». Перед ребенком раскладывают картинки с изображениями кукол в красивых платьях. Нужно подобрать к платью пояс – палочку конкретного цвета.
  5. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?
  6. Возьми желтую и синюю палочки положи, чтобы наверху оказалась короткая, а снизу длинная.
  7. «Построй квадраты» детям предлагается выложить 2 квадрата – каждый из палочек своего цвета. В результате следует вывод: чем длиннее брусочек, тем больше будет квадрат.
  8. «Что изменилось?» педагог выкладывает перед ребенком несколько палочек, малыш запоминает их, затем закрывает глаза. Педагог в это время убирает или заменяет один элемент.
  9. «Продолжи узор» ребенку предлагается продолжить узор по образцу (украсить шарфик или полотенце для мамы, соткать красивый коврик котенку и т.д.)
  10. «Построй лесенку для игрушек» особенность задания в том, что малыши должны выложить объемную лестницу, располагая брусочки друг над другом. Число деталей может быть любым, главное, чтобы они располагались по длине в убывающем порядке.
  11. «Четвертый лишний» взрослый кладет 3 одинаковых палочки и 1 другого цвета и длины, ребенок определяет лишнюю
  12.  «Составь поезд» воспитатель просит ребенка составить поезд из вагончиков для игрушечных зверюшек. Но вагончики должны располагаться от самого короткого к самому длинному.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

(Старшие, подготовительные группы)

  1. Составь поезд из бордового, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного.
  2. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.
  3. Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2)Розовая палочка - это число 2(И так до 10).
  4. «Покажи число» палочки раскладываются по возрастанию. Воспитатель показывает карточку с изображением числа, а дети выбирают соответствующую палочку.
  5.  «Измерь дорожки» кошка и котенок решили измерить длину дорожки шагами. У кошки получилось 5 шагов, а у котенка -10, хотя расстояние было одинаковым (задача детей – изобразить с помощью палочек шаги обоих персонажей осваивается понятие условной меры).
  6. «Домик для матрешки» воспитатель демонстрирует силуэты трех разноцветных матрешек разного размера и раздает каждому ребенку их набор. Дом красной матрешки ниже, чем дом синей, а дом синей ниже, чем дом желтой. Дети выкладывают из палочек дома.
  7. «Мосты для зверушек» по такой же словесной инструкции строятся мостики для животных, чтобы они смогли перебраться через речку: у медведя мост шире, чем у зайца, а у зайца шире, чем у мышонка.
  8. «Сложи фигуру по описанию» по указанию воспитателя дети выкладывают на столе ромб, бантик, снежинку, ворота и даже «рисуют» палочками целую картину.
  9. Создание из палочек объемных построек, например, колодца, башни, избушки Бабы-Яги и т.д.
  1. Составь  палочку, из одинаковых палочек разными способами.

(Состав числа).

 С помощью палочек можно провести разминка для пальчиков.

В руки палочку возьмем (перекладываем палочку с одной руки в другую)

Крепко накрепко сожмем (сжимаем в ладошках)

С ней немножко поиграем (подбрасываем вверх)

В наших ручках покатаем (катаем в ладошках)

Поработай ты немножко

Разомни наши ладошки

Палочкой покрутим (крутим пальчиками рук по часовой и против часовой стрелки)

Пальчики разбудим.

Далее палочки используются для составления и решения задач.

Задание 1. Бабушка купила клубничного мороженого в количестве 3-х штук (розовая палочка) и 3шт. ванильного (белая палочка.) Поместится ли все мороженое в коробку синего цвета (палочка синего цвета? Ответ: да, поместится.

Какого мороженого по количеству больше: клубничного или ванильного? - Одинаковое количество. Какого мороженого по весу больше клубничного или ванильного? – клубничного. Клубничного мороженого 6 грамм, а ванильного 3 грамма.

Задание 2. Мама испекла пирог (синяя палочка) и разделила его на три одинаковые части (голубая палочка). Кусочек съела сама, кусочек съела дочка. Сколько кусочков осталось? – один. Пришел с работы Папа, он разделил оставшийся кусочек на три равные части и поделился с мамой и дочкой. Сколько кусочков пирога осталось? - Ни одного.

Задание 3. Участники составляют самостоятельно, исходя из того, какую цель перед собой ставят и какие задачи хотят решить.

Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи- моделировать с их помощью сказки.

 Например, педагог вспоминает с детьми сказку «Волк и семеро козлят». Дети характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной черной палочкой. Коза же будет желтой палочкой среднего размера, а козлята – маленькие белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид ее персонажей.

Анализирую русскую народную сказку «Теремок», воспитатель творчески видоизменяет финал произведения: жалко зверюшек, которые остались без домика, и воспитатель предлагает построить для них новый большой и красивый терем из палочек Кюизенера.

После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из палочек ее героя – красного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки – зайчик (Заюшкина избушка), репка (Репка), овощи из огорода (Пых) и т.д. Хорошо подходит для моделирования русской народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить три стульчика, стола, кроватки разных размеров.

Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детям в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел. В свою очередь я хочу вам пожелать, чтобы ваши профессиональные умения и навыки сохранялись и приумножались.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством настольных игр»

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усв...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

В статье раскрываются особенности формирования элементарных математических представлений через использование технологии В.В.Воскобовича  «Сказочные лабиринты игры», способы реализации...

Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"

Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"...