Доклад на педсовет. Тема: «Родители как активные участники образовательных отношений».
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/modules/file/icons/x-office-document.png | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовет. Тема: «Родители как активные участники образовательных отношений».
Докладчик: воспитатель 1-ой квалификационной категории Корпылёва Н.В.
Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут родителям включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего ребенка, установить доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом опытом семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их решения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Семья и ДОО — два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность.
Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй.
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Основные принципы определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:
- Принцип преемственности, согласованных действий.
- Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.
- Принцип открытости.
- Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
- Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
- Принцип обратной связи.
В работе применяются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Конференции, «круглые столы»;
- Консультации, семинары;
- Беседы, дискуссии;
- Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;
- Участие в НОД;
- Кружки;
- Деловые игры;
- Тренинги;
- Квесты;
- Встречи с интересными людьми;
- Праздники и развлечения;
- Дни открытых дверей;
- Распространение лучшего семейного опыта;
- Походы, тематические прогулки;
- Мастер-классы;
- Родительские вечера;
- Вечера вопросов и ответов;
- Дни добрых дел.
Активные формы и методы работы с родителями
- - посещение семей воспитанников на дому;
- - родительские собрания ;
- - консультации;
- - совместные проекты;
- - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- - совместные экскурсии в школу, библиотеку, музей;
- - Дни открытых дверей;
- - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- - оформление фотовыставок;
- - работа с родительским комитетом;
- - беседы с детьми и родителями;
- - родительский уголок.
- Наглядно – информационное направление
Наглядно–информационное направление включает в себя:
- - родительские уголки;
- - семейный и групповые альбомы ;
- - фотовыставки;
- - картотека Добрых дел.
Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:
Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где рассказывается о детском саде, показываются преимущества учреждения.
Второй этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижениях ребенка.
Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые делятся семейным опытом по воспитанию
Четвертый этап - практические задания психолого – педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Разнообразие форм родительских собраний: семейная ассамблея, организационно - распределительское, информационно-аналитические, позитивно-деловое, круглый стол помогают реализовать принцип партнерства, диалога, обратной связи. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей. Эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся работе с бумагой (из салфеток, гофрированной бумаги). Организовывают мастер-классы, проводят тематические прогулки, походы, катание на санках и лыжах. Проходят встречи с интересными людьми («Гость группы»).
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества, использование метода проектов в работе с детьми.
Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Проектная деятельность - это воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально-значимый результат. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно - поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Проекты, классифицируются: по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации. Проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты.
Участвуя в реализации проекта, родители, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
При взаимодействии детского сада и родителей в проектной деятельности соблюдаются следующие правила:
1. Информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов.
2. Добровольность и возможность выбора.
3. Чувство успешности. Родители, как и дети должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
Использование проектной деятельности позволяет:
1.Повысить профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам взаимодействия с семьей;
2.Приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
3.Повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации различных проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, разрабатывается определенный алгоритм подготовки к праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Вовлекая родителей в воспитательно-образовательный процесс, педагоги ДОО помогают им увидеть особенности мировосприятия дошкольников, лучше понять своего ребенка, обнаружить его сильные и слабые стороны, учитывать индивидуальные особенности в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовым всегда оказать ему поддержку. Так из зрителей и наблюдателей родители становятся активными участниками образовательной деятельности ДОО.
В заключение необходимо акцентировать внимание на том, что взаимодействие ДОО и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семьи.
Ключевой идеей представленных форм взаимодействия в условиях детского сада является формирование доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одно звено, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Материал содержит основные принципы совместной работы педагогов и родителей в условиях новых стандартов (ФГОС) дошкольного образования....
Статья на тему: «Организация работы с родителями как полноправными участниками образовательных отношений в ДОУ».
Статья по работе сродителями воспитанников младшей группы...
Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №273-ФЗ регулирует взаимодействия всех участников отношений в сфере образования Статья 44 позволяет родителям несовершеннолетних обучающих...
Информация для педагогов «Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.»
Информация для педагогов «Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.»...
«Современные образовательные технологии – успех развития всех участников образовательных отношений» (доклад из опыта работы).
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели...
«Организация работы с родителями как полноправными участниками образовательных отношений в ДОУ».
Консультация для родителей....
Доклад на тему "Арт-терапия в работе педагога-психолога с участниками образовательных отношений"
Данный доклад несет в себе краткую информацию по 3 напрвлениям работы с детьми старшего дошкольного возраста в направлении арт-терапии ("Техника Эбру как метод развития творческого воображения де...