Статья на тему: «Организация работы с родителями как полноправными участниками образовательных отношений в ДОУ».
статья (младшая группа) по теме
Статья по работе сродителями воспитанников младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_organizatsiya_raboty_s_roditelyami.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Организация работы с родителями
как полноправными участниками образовательных отношений в ДОУ».
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагога, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.
В 2016 году ко мне пришли дети в возрасте 3-х лет. Я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Для этого составила перспективный план по работе с родителями на 2016-2017 учебный год.
Проблему вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ я решала в следующих направлениях:
-Повышение педагогической культуры родителей.
-Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность и требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход.
Я считаю, что индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция воспитателя как наставника, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива группы, детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовиться ко всему серьезно.
К любому, даже самому небольшому мероприятию по работе с родителями я готовлюсь тщательно и серьезно. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или мастер-класс могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Преимущества взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи я начала активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
- «Круглый стол» по любой теме;
- Тематические выставки;
- Тесты, опрос на актуальные темы;
- Консультации специалистов;
- Семейные досуговые встречи;
- Почта доверия;
- Открытые занятия для просмотра родителей;
- Родительская гостиная;
- Конкурс семейных талантов;
- Портфолио семейного успеха;
Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагога с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка другая.
Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
Пока еще инициатива больше исходит от педагога, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
В начале учебного года в группе проходит групповое собрание, на котором я знакомлю родителей с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год.
В группе оформлен «Уголок для родителей», где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом ДОУ.
С большим успехом всегда проходят такие мероприятия как посиделки, совместные досуги. Родители активно посещают данные мероприятия, дают хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эти формы работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью, т.к. позволяют увидеть реальные достижения каждого ребенка.
Организуются выставки совместного творчества детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые стали традиционными и вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми.
Вывод:
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой я доказываю родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Стало заметно, активное участие родителей в жизни детского сада: выставки поделок, рисунков, фотовыставки, практикум, спортивные соревнования, экологические акции, благоустройство участков и оформление групп и т.д.;
повысился процент посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий, участия родителей в трудовой деятельности детского сада;
родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Материал содержит основные принципы совместной работы педагогов и родителей в условиях новых стандартов (ФГОС) дошкольного образования....
Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №273-ФЗ регулирует взаимодействия всех участников отношений в сфере образования Статья 44 позволяет родителям несовершеннолетних обучающих...
Информация для педагогов «Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.»
Информация для педагогов «Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.»...
«Организация работы с родителями как полноправными участниками образовательных отношений в ДОУ».
Консультация для родителей....
Как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Консультация для родителей....
Доклад на тему "Арт-терапия в работе педагога-психолога с участниками образовательных отношений"
Данный доклад несет в себе краткую информацию по 3 напрвлениям работы с детьми старшего дошкольного возраста в направлении арт-терапии ("Техника Эбру как метод развития творческого воображения де...
Инновационный проект «Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»
Инновационный проект «Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»Цель проекта. Целью создания системы родительск...