Учет индивидуально возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное
Дошкольное Образовательное Учреждение
"Детский сад №9 г. Ардон"
Учёт индивидуально-возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды
Подготовила
Григорьева Валентина Михайловна
2017
Учёт индивидуально-возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды
Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру - главнейшее условие психического, социального, физического его развития.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Для детей игра, которую принято называть "спутником детства", составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого - совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.
В ДОУ этот мир представляет предметно - развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
Предметно – развивающая среда – это система условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического и социального становления личности ребенка.
Предметная среда должна включать в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности, обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
В условиях перехода на ФГОС дошкольного образования основными принципами построения образовательной среды, на которые следует опираться педагогам ДОО, становятся основные принципы Стандарта:
-поддержка разнообразия детства;
-сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний-умений-навыков» к формированию личности ребёнка и созданию условий для реализации её потенциала. Среда выступает не в пассивной роли «условия» реализации способностей детей, а в качестве эффективного механизма развития этих способностей.
Развивающая среда, ориентированная на индивидуальные траектории развития дошкольников, направлена на формирование общих, универсальных структур психики (когнитивных, мотивационных потребностей, для чего можно использовать разные способы.
Достижение таких возрастных задач развития, как построение иерархии мотивов, формирование личности, развитие произвольности и пространственных представлений обеспечивается на микроуровне (предметная среда, позволяющая компенсировать возникающие трудности или преодолевать характерные для психики ограничения развития) и на макроуровне (среда отношений, стратегически поддерживающих разнообразие индивидуальных вариантов развития личности).
На микроуровне это возможно посредством использования специальных предметов и пространственных ориентиров, предназначенных, например, для леворуких детей, чтобы обеспечить тот же уровень развития мелкой моторики, что и у праворуких. На макроуровне образовательная среда для леворуких воспитанников будет определяться позицией педагога, который разбирается в особенностях психического развития детей-левшей и способен создать благоприятные условия для реализации ребёнком своего психического потенциала.
Учет индивидуальных особенностей детей базируется на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса, психолого-педагогической диагностике. Эффективность воспитательно-образовательного процесса повышается, если среда создаёт условия для приобретения ребёнком опыта и ориентируется на его личные интересы. Индивидуализированная модель образовательной среды предусматривает индивидуализацию обучения, вариативность «режимов жизнедеятельности» .разработку индивидуальных программ сопровождения и коррекции, развёрнутую модель обратной связи со всеми участниками образовательных отношений.
Правильно организованная образовательная среда по сути представляет собой детско-взрослую общность, которая становится зоной ближайшего развития воспитанников ДОО.
На это указывают и принципы дошкольного образования, отражённые в Стандарте:
-полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенчества, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество организации с семьёй;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-учет этнокультурной ситуации развития детей.
-широта;
-интенсивность;
-осознаваемость;
-обобщённость;
-эмоциональность;
-доминантность;
-когерентность;
-социальная
активность;
-мобильность;
-устойчивость.
Игровая среда и игровое взаимодействие создают условия для безболезненной апробации в социальных отношениях того, что представляет собой личность конкретного ребёнка с точки зрения общества, и одновременно исследования самого общества с личностной позиции. В игре повышается творческая активность не только детей, но и взрослых, формируется позитивный настрой, условия для преодоления внутриличностных и межличностных барьеров.
Образовательная среда ДОО может строиться с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности.
Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год раньше, чем мальчики. Девочки быстрее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для девочек должна быть ориентирована в большей степени на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию. Тогда как среда для мальчиков должна быть представлена зрительными стимулами, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем детстве проявляют уже более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять на её конкретные компоненты, которые они могут использовать или реорганизовывать и содержательно наполнять их исследовательскую активность. Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь. Девочки чувствуют себя комфортнее в защищённом. укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки (например на веранде).
Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОО, направленные на общее развитие детей, должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.
При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Поэтому воспитатели в свободное время могут рисовать, шить, вязать, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы.
Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, педагоги должны стараемся строить свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда должна вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Поэтому среда в ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.
Литература
1. Учёт индивидуально-возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды. Справочник Старшего воспитателя дошкольного учреждения №8, 2014.
2. Е. Лютова, Г. Монина «Эффективное взаимодействие с детьми» Изд-во: «Творческий Центр», Санкт-Петербург, 2011 г.
3. Формирование гендерной идентичности у детей 3-5 лет. Справочник педагога-психолога №1, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учёт индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды
Учёт индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды...
«Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей при создании развивающей среды».
Пространственно-предметный компонент среды – один из ключевых факторов личностного развития. Сконструированная для ребенка образовательная среда в нашей группе создает условия для индивидуализации и г...
Методическая разработка.Презентация.Формирование предметно-развивающей среды в ДОУ с учётом индивидуальных и возрастных психологических особенностей
Создание развивающей среды по ФГОС,...
Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании предметно – пространственной развивающей среды
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития....
УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ И 6-7 ЛЕТ.
Ознакомление старших дошкольников с художественной литературой через драматизацию русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».Приобщение старших дошкольников к истокам русской нар...
Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании предметно – пространственной развивающей среды
Опыт работы на семинарах для педагогических работников на темы: «Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании предметно-пространственной развивающей сре...