Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании предметно – пространственной развивающей среды
материал (подготовительная группа) по теме
Опыт работы на семинарах для педагогических работников на темы: «Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании предметно-пространственной развивающей среды»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Е. И. Тихе́ева Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Принципы построения образовательной среды по ФГОС ДО Поддержка разнообразия детства Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых Приобщения детей к социокультурным нормам
Принципы содержание развивающей среды Пространство группы разделено на центры активности Развивающая предметно-пространственная среда, способствует социализации и индивидуализации детей Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной
Цель моей работы: создание развивающей среды в группе для полноценного развития дошкольника с учетом индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей
Уровни Микро уровень (предметная среда, позволяющая компенсировать возникающие трудности или преодолевать характерное для психики ограничение развития) Макро уровень (среда отношений, стратегически поддерживающих разнообразие индивидуальных вариантов развития личности)
Дифференциация компонентов с учетом специфики пола Среда для мальчиков представлена зрительными стимулами наглядной информацией дополнительной внешней регуляцией поведения Среда для девочек ориентирована на слуховые и тактильные стимулы вербальную информацию информацию и саморегуляцию
Центры активности Центр литературы Центр математики Центр искусства
Центр воды и песка Центр конструирования Центр природы и науки
Центр кулинарии Центр сюжетно – ролевой игры и театра Центр «Открытая площадка»
Уголок «Уединения» Уголок «Тихий тренажер»
Рабочий стенд «Здравствуй я пришёл»
Рабочий стенд «Наш день»
Рабочий стенд «три вопроса»
Рабочий стенд «Письмо родителям»
Рабочий стенд «я выбираю»
Рабочий стенд «Наши звёздочки»
Вывод Правильно организованная развивающая среда, в том числе образовательная и предметно-пространственная, по сути и представляет собой детско-взрослую общность, которая становится зоной ближайшего развития воспитанников ДОО.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании предметно – пространственной развивающей среды
1 слайд
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Хочу представить Вам свой небольшой опыт работы по реализации образовательной программы дошкольного образования «Югорский трамплин». По теме «Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании предметно – пространственной развивающей среды»
2 слайд
Начну своё выступление со слов Елизаве́ты Ива́новны Тихе́евой — известного российского и советского педагога по дошкольному воспитанию детей.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
3 слайд. Принципы построения образовательной среды
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также, предоставить каждому воспитаннику возможность проявить индивидуальность и творчество.
Из общих положений Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования (ФГОС ДО) можно выделить принципиальные характеристики образовательной среды как среды социализации и индивидуализации ребенка. Стандарт предусматривает формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим особенностям детей.
В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний-умений-навыков» к формированию личности ребёнка и созданию условий для реализации её потенциала. Среда выступает не в пассивной роли «условия» реализации способностей детей, а в качестве эффективного механизма развития этих способностей.
Учет индивидуальных особенностей детей базируется на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса, психолого-педагогической диагностике. Эффективность воспитательно-образовательного процесса повышается, если среда создает условия для приобретения ребенком опыта и ориентируется на его личные интересы
4 слайд
В программе дошкольного образования «Югорский трамплин», уделяется большое внимание созданию развивающей среды, то есть условиям для развития инициативного поведения детей, где пространство группы разделено на центры активности. Игровая среда в группе, помогает реализации основополагающего принципа программы и направлена на индивидуализацию развития. Ребенку предоставлена возможность выбора средств и форм активной деятельности. Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построения эффективного индивидуального стиля поведения и общения.
5 слайд
Цель моей работы: создание развивающей среды в группе для полноценного развития дошкольника с учетом индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей.
6 слайд
При создании развивающей среды в группе и подборе материалов и задании в центрах активности учитываю появляющиеся личностные новообразования, основные потребности, имеющийся потенциал у детей. ( Так как, я работаю с детьми среднего дошкольного возраста, учитывались возрастные особенности - этого возраста. Средний дошкольный возраст можно назвать возрастом «Почемучек». )
7 слайд
Индивидуализация развития обеспечивается в зоне ближайшего развития, когда ребенок в процессе общения и сотрудничества со взрослыми реализует свой уникальный потенциал и развивается в том темпоритме, который соответствует его психике, и в тех видах деятельности, которые в наибольшей степени отвечают возрастным задачам развития. Наполнение центров зависит от происходящей в них деятельности и меняется в зависимости от нее. Так, например, если в группе идет определенный проект, то наполнение центров будет определяться тематикой проекта. Моя задача заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, литература во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и возможностей ребенка.
8 слайд
Так же образовательная среда строиться с учетом гендерного воспитания: обеспечивая возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности. Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год раньше, чем мальчики. Среда для девочек ориентирована в большей степени на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию. Среда для мальчиков представлена зрительными стимулами, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем детстве проявляют более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять на её конкретные компоненты, которые они могут использовать или реорганизовывать и содержательно наполнять их исследовательскую активность.
9 слайд видео
Среда даёт возможности девочкам и мальчикам проявить свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности через сюжетно-ролевые игры «Дом», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Автобус» реализуется принцип половых и возрастных различий.
В группе больше девочек, поэтому чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин». Пространство группы позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Для этого используются ширмы, перегородки, постоянно трансформируется мебель в зависимости от потребностей и желаний дошкольников.
Таким образом, развивающие возможности образовательной среды, направленные на общее развитие детей, создают условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.
10 слайд
В группе создано 9 центров активности которые отражают основные направления детского развития.(вы видите на слайде)
Центр литературы.
В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказки. В центре есть портреты этих писателей, с творчеством которых дети знакомятся, а так же литературные произведения по возрасту детей. Работа в литературном центре построена на совместной деятельности.
Центр математики В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. дидактические игры, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Сложи квадрат, магнитная доска
Центр искусства
детям предоставлены время и возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки. для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага ,трафареты, картон, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
11слайд
Центр конструирования
Центр достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного центра (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Центр природы и науки
В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д.
Центр воды и песка
12 слайд
Центр кулинарии
Центр сюжетно-ролевой игры и театра
оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Центр «Открытая площадка»
13 слайд
Помимо центров активности, учитывая особенности детей своей группы, (дети с повышенной двигательной активности) Были созданы уголки «Тихий тренажер» для развития двигательной активности детей в группе и уголок «Уединение» для снятия психоэмоционального напряжения.
Детям предполагается укромный уютный уголок в группе. С помощью дуги и тюлевой шторы, оборудован такой уголок. Он не спасает от шума ребятни, но зайдя за шторку, там ребенок как-бы попадает в другой мир! Бабочки на стене, зелёные веточки над головой, украшают этот интерьер, диванчик, с мягкими подушками располагают к отдыху и расслаблению, успокаивают, снимают психоэмоциональное напряжение.
Деятельность детей во всех уголках и центрах активности – живая, свободная, активная. Созданные условия для постоянного осуществления ребёнком осознанного ответственного выбора, дает возможность для развития его инициативы и самостоятельности.
14 слайд
При построении образовательной деятельности в группе и учете возрастных и индивидуальных особенностей ребенка большое значение отводится рабочим стендам. Наш день начинается с рабочего стенда «Здравствуй, я пришел»
Этот стенд размещен в группе и представляет собой Солнышко, на лучах дети размещают свои фотографии. Дети, приходя в детский сад, рассказывают о своем настроении. Они прикрепляют смайлик, отражающий их эмоциональное состояние, к своей фотографии. На протяжении дня настроение может меняться. Ребенок прикрепляет другой смайлик, объясняет почему, что произошло, рассказывает о причинах изменения своего настроения. Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов. Таким образом, дети учатся концентрировать внимание на своих эмоциях и эмоциональных состояниях сверстников. Стенд играет большую роль в социализации ребенка. Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества, личностью. Этот стенд помогает детям радоваться каждому приходу в детский сад, в адаптационный период лучше узнать друг друга. А еще эта замечательная возможность получить теплые эмоции, поприветствовать, пожелать здоровья и удачи, воспитывать в наших детях вежливость, чувства такта и хорошие манеры. Стенд ежедневно используется.
15 слайд
Утренний круг в нашей группе начинается с рабочего стенда «Наш день». На этом стенде каждый день мы отмечаем время года, погоду, тему проекта, центры, в которые сегодня будут открыты, и предстоящие праздники. Этот стенд развивает речь, логическое мышление. Здесь мы с ребятами узнаём, что нас сегодня ждёт. Посмотрев на стенд можно узнать информацию на сегодняшний день. Например «Сегодня время года: зима, погода: холодная, идёт снег. Мы изучаем: «Животные нашего леса». Открытые центры: «центр искусства», «центр математики». Этот стенд вводился постепенно с усложняющими задачами познавательного – речевого характера.
16 слайд
На стенде «Три вопроса» под надписью «Что мы знаем?» помещаются высказывания детей по данной теме, под надписью «что мы хотим узнать?» мы, фиксируем вопросы, которые возникли у детей, а третий вопрос «Как мы это узнаем» дети к концу средней группы хорошо усвоили, где можно найти информацию по данной теме. Такая информация, помогает нам педагогам и родителям поддерживать интерес детей по изучению новой темы. Это самый востребованный стенд в проектной деятельности, а программа «Югорский трамплин» основана на проектах.
17 слайд
Большую помощь в подборе материалов и предоставлении информации по теме проекта оказывают родители, которых информируем через рабочий стенд «Письмо к родителям». Я стараюсь заинтересовать каждого из родителей, чтобы все принимали посильное участие в деятельности группы. В процессе работы над проектами родители, лучше узнали своих детей, стали больше их понимать и чаще откликаться на их просьбы.
18 слайд
Учет индивидуальных потребностей, и желание детей строится через важный рабочий стенд – «Я выбираю», с помощью которой дети обозначают свой выбор Центра активности и партнера для совместной работы. В нашей группе – этот стенд выглядит с глубокими кармашками, куда ребенок вставляет свою фотографию. Это помогает родителям увидеть, в каком центре активности занимались их дети сегодня.
19 слайд
Рабочий Стенд «Звездочка недели». Цель данного стенда – адекватная самооценка определения участия в группе, и поступков своих сверстников. Он особенно любим детьми. В начале каждой недели на утреннем сборе выбираются звездочки недели, у нас в группе выбираются сразу 5детей, но может быть и меньше. Все зависит от выбора детей в группе, но задача воспитателя регулировать ситуацию так, чтобы все дети в группе имели возможность стать звездочкой недели. В течение этой недели «Звездочка» активно участвует в жизни группы, является помощником воспитателя.
20 слайд
Таким образом, правильно организованная развивающая среда, в том числе образовательная и предметно-пространственная, по сути и представляет собой детско-взрослую общность, которая становится зоной ближайшего развития воспитанников ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "создание предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе ДОО"
данный проект позволяет увидеть, что ППРС несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка. Она обеспечивает повышенную двигательную активность и растущую познавательную ...
«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»
В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста....
Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".
Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...
Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»
Актуальность Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...
Учёт индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды
Учёт индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды...
«Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей при создании развивающей среды».
Пространственно-предметный компонент среды – один из ключевых факторов личностного развития. Сконструированная для ребенка образовательная среда в нашей группе создает условия для индивидуализации и г...
Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании предметно – пространственной развивающей среды
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития....