Взаимодействие ДОУ с родителями в условиях реализации ФГОС
статья по теме

Спицына Оксана Борисовна

Публикация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_s_roditelyami.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Никольская СОШ»-структурное подразделение детский сад

        

«Взаимодействие ДОУ с родителями в условиях реализации ФГОС».

Подготовила: воспитатель Спицына О.Б.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

С самого начала функционирования нашего детского сада, у меня сложились тёплые доверительные отношения с родителями наших воспитанников.

В нашем ДОУ я стараюсь вести работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываю  социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

В своей группе я активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:

1. Традиционные

2. Нетрадиционные

Традиционные:

коллективные, индивидуальные, наглядно-демонстрационные.

Коллективные: –родительские собрания – круглые столы – конференции – экскурсии по саду – анкетирование – дискуссии

Индивидуальные формы: беседы – консультации – заочные консультации

Наглядно-информационные: – видеофильмы – фотовыставки – выставка детских работ – стенды – папки-передвижки

Нетрадиционные

  • нетрадиционные родительские собрания,
  • мастер-классы,
  • дни открытых дверей,
  •  совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
  •  участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
  •  организация совместной трудовой деятельности,
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
  •  консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы  и др.
  • Буклеты, листовки.

Перед ДОУ поставлена цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

  • установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
  • приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
  • обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
  • добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
  • постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;

Для эффективной работы с семьей я начинаю с анализа социального статуса, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

Изучение семьи ведётся последовательно, системно.  Провожу анкетирование, личные беседы, наблюдения, посещение семей, которые помогают нам правильно выстроить работу с родителями,  сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. 

Метод анкетирования позволяет  собрать  данные,  о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Анкетирование  провожу в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей своей работе для решения поставленных задач и в конце учебного года, чтобы подвести итоги, выявить результативность проделанной работы и наметить новый план работы на год.

Очень важно в  индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет   познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате этого посещения я могу дать родителям более обоснованные рекомендации, найти  вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.   Ну и конечно в результате посещения выявляются семьи «группы риска» которым оказываем помощь в виде продуктов питания, овощей,  обуви и одежды.   

В своей работе  использую наблюдение -как метод изучения семьи. Заранее определяю, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Использую не только наблюдение со стороны, а создаю специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:

  • совместный труд (приглашаю родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.). У нас свой на участке небольшой огород, где мы выращиваем некоторые овощи и это тоже с помощью родителей.
  • проводим совместный досуг;
  • занятия с родителями и детьми. Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания я преследую, прежде всего, интересы ребёнка.

Также использую коллективную форму работы с родителями - это родительское собрание. Подготовку  к родительскому собранию начинаю задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. Собрания проводятся  в форме дискуссий, круглых столов.                      

Очень эффективная форма работы с родителями это конкурсы.

Регулярно в ДОУ  проходят конкурсы: «Мама лучшая на свете» ,«Защитники Отечества», «Кормушка для птиц»,  «Осенний калейдоскоп»  и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои ,интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс. Интересно проходят  занятия по работе с крупами,  изготовление аппликаций,   изготовление пасхальных яиц из солёного теста и др.  всё это можно использовать  в работе с детьми в домашних условиях.

Родители принимают  активное участие во всех праздничных мероприятиях,  таких как: Новый год, День  Защитника Отечества, 8 марта, День мамы,  организуем чаепития и акциях. Многие родители на праздниках побывали в роли  Госпожи Осени, в роли снеговика, Деда Мороза, профессора математики т. д.

В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включаем  День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях:«Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты».

Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению детей.

В группе есть уголок для родителей.

В котором содержатся  - материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

  • Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ выполненных совместно с родителями: «Выставка поделок из природного материала», «Выставка цветов из бумаги к Дню победы», «Выставка рисунков по противопожарной безопасности» и т.д.
  • Информационные листки, которые несут в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; поздравление  с днем рождения .
  • Памятки для родителейна различные темы.
  • Папки–передвижкикоторые формируются по тематическому принципу: «Осень»,  «Игры для здоровья» и многие другие. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки мы  с ними беседуем о прочитанном, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения. В этом году планируем выпуск газеты совместно с родителями.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я не забываю хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.

На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы даёт определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

Взаимодействие воспитателя с родителями в условиях реализации ФГОС ДО. Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка форми...

Выступление из опыта работы "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Выступление из опыта работы "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

Консультация для педагогов "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС ДО".

Включение семьи в обеспечение качественного образования в рамках ФГОС, предполагает обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) ...

Консультация для родителей "Приоритетные формы взаимодействия педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ДО"

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое просвещение....

КПК «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образование»

КПК «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образование»...