Взаимодействие ДОУ с родителями в условиях реализации ФГОС
статья по теме
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никольская СОШ»-структурное подразделение детский сад
«Взаимодействие ДОУ с родителями в условиях реализации ФГОС».
Подготовила: воспитатель Спицына О.Б.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
С самого начала функционирования нашего детского сада, у меня сложились тёплые доверительные отношения с родителями наших воспитанников.
В нашем ДОУ я стараюсь вести работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываю социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.
В своей группе я активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:
1. Традиционные
2. Нетрадиционные
Традиционные:
коллективные, индивидуальные, наглядно-демонстрационные.
Коллективные: –родительские собрания – круглые столы – конференции – экскурсии по саду – анкетирование – дискуссии
Индивидуальные формы: беседы – консультации – заочные консультации
Наглядно-информационные: – видеофильмы – фотовыставки – выставка детских работ – стенды – папки-передвижки
Нетрадиционные
- нетрадиционные родительские собрания,
- мастер-классы,
- дни открытых дверей,
- совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
- участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
- организация совместной трудовой деятельности,
- наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
- консультации,
- анкетирование,
- индивидуальные беседы и др.
- Буклеты, листовки.
Перед ДОУ поставлена цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
- установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
- приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
- обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
- добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;
Для эффективной работы с семьей я начинаю с анализа социального статуса, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Изучение семьи ведётся последовательно, системно. Провожу анкетирование, личные беседы, наблюдения, посещение семей, которые помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования позволяет собрать данные, о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Анкетирование провожу в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей своей работе для решения поставленных задач и в конце учебного года, чтобы подвести итоги, выявить результативность проделанной работы и наметить новый план работы на год.
Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате этого посещения я могу дать родителям более обоснованные рекомендации, найти вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Ну и конечно в результате посещения выявляются семьи «группы риска» которым оказываем помощь в виде продуктов питания, овощей, обуви и одежды.
В своей работе использую наблюдение -как метод изучения семьи. Заранее определяю, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.
Использую не только наблюдение со стороны, а создаю специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:
- совместный труд (приглашаю родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.). У нас свой на участке небольшой огород, где мы выращиваем некоторые овощи и это тоже с помощью родителей.
- проводим совместный досуг;
- занятия с родителями и детьми. Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания я преследую, прежде всего, интересы ребёнка.
Также использую коллективную форму работы с родителями - это родительское собрание. Подготовку к родительскому собранию начинаю задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. Собрания проводятся в форме дискуссий, круглых столов.
Очень эффективная форма работы с родителями это конкурсы.
Регулярно в ДОУ проходят конкурсы: «Мама лучшая на свете» ,«Защитники Отечества», «Кормушка для птиц», «Осенний калейдоскоп» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои ,интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс. Интересно проходят занятия по работе с крупами, изготовление аппликаций, изготовление пасхальных яиц из солёного теста и др. всё это можно использовать в работе с детьми в домашних условиях.
Родители принимают активное участие во всех праздничных мероприятиях, таких как: Новый год, День Защитника Отечества, 8 марта, День мамы, организуем чаепития и акциях. Многие родители на праздниках побывали в роли Госпожи Осени, в роли снеговика, Деда Мороза, профессора математики т. д.
В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Здоровые дети - надёжное будущее.
В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включаем День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях:«Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты».
Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению детей.
В группе есть уголок для родителей.
В котором содержатся - материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
- Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ выполненных совместно с родителями: «Выставка поделок из природного материала», «Выставка цветов из бумаги к Дню победы», «Выставка рисунков по противопожарной безопасности» и т.д.
- Информационные листки, которые несут в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; поздравление с днем рождения .
- Памятки для родителей, на различные темы.
- Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Осень», «Игры для здоровья» и многие другие. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки мы с ними беседуем о прочитанном, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения. В этом году планируем выпуск газеты совместно с родителями.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я не забываю хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.
На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы даёт определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие воспитателя с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.
Взаимодействие воспитателя с родителями в условиях реализации ФГОС ДО. Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка форми...
Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями, в условиях реализации ФГОС ДО.
Из опыта работы, по составлению группового фортфолио....
Выступление из опыта работы "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Выступление из опыта работы "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...
Консультация для педагогов "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС ДО".
Включение семьи в обеспечение качественного образования в рамках ФГОС, предполагает обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) ...
Консультация для родителей "Приоритетные формы взаимодействия педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ДО"
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое просвещение....
КПК «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образование»
КПК «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образование»...