Конспект совместной образовательной ситуации «Замок принцессы Эльзы»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Митяшова Анастасия Викторовна

Тип образовательной ситуации - «Открытие нового знания».

Тема «Замок принцессы Эльзы».

Цель. Формирование представлений детей о новом нетрадиционном способе живописи «по мокрому».

Образовательные задачи.

Мотивировать детей на включение в деятельность.

Актуализировать знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков.

Развить коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь.

Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение.

Формировать умение детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач: передавать образы предметов, используя доступные им средства выразительности, создавать композиции по образцу.

            Логическая основа образовательной ситуации.

Новое знание – способ рисования «по мокрому».

Индивидуальное затруднение ребенка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – помочь Эльзе (раскрасить ее замок).

Причина затруднения детей – незнание способа получения размытого прозрачного переливающегося цвета известными способами.

Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) – помочь Эльзе сделать новый замок.

Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – научиться делать размытый прозрачный переливающийся цвет новым способом рисования («по мокрому»).

Результат – освоение нового способа рисования, выполнение «детской» цели.

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zamok_printsessy_elzy._mityashova_a.v.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида №7 пгт Ильского

муниципального образования Северский район

Конспект совместной образовательной ситуации

«Замок принцессы Эльзы»

                                                     Работу выполнила:                    

                                                               воспитатель Митяшова А.В.

Тип образовательной ситуации - «Открытие нового знания».

Тема «Замок принцессы Эльзы».

Цель. Формирование представлений детей о новом нетрадиционном способе живописи «по мокрому».

Образовательные задачи.

Мотивировать детей на включение в деятельность.

Актуализировать знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков.

Развить коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь.

Тренировать мыслительные операции  анализ, сравнение.

Формировать умение детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач: передавать образы предметов, используя доступные им средства выразительности, создавать композиции по образцу.

        Логическая основа образовательной ситуации.

Новое знание – способ рисования «по мокрому».

Индивидуальное затруднение ребенка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – помочь Эльзе (раскрасить ее замок).

Причина затруднения детей – незнание способа получения размытого прозрачного переливающегося цвета известными способами.

Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) – помочь Эльзе сделать новый замок.

Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – научиться делать размытый прозрачный переливающийся цвет новым способом рисования («по мокрому»).

Результат – освоение нового способа рисования, выполнение «детской» цели.

        Предварительная работа:

  • знакомство с холодными и теплыми цветами,
  • психологическая игра «Какого цвета настроение?»,
  • чтение сказки «Холодное сердце».

Материалы к занятию:

        демонстрационные:

  • 4 детских спортивных мата оранжевого, фиолетового, зеленого и голубого цветов,
  • видеоролик (разговор с Эльзой),
  • слайды с изображением замков различных персонажей,
  • «цветочная полянка»,
  • «кирпич» цветного льда (лед готовится в обычном пластиковом контейнере в несколько этапов: замораживается бесцветная вода, потом на неё выливается чуть подкрашенная синей краской вода, замораживается, потом вливается более насыщенная синяя и т.д.),

        раздаточные:

  • «цветы» плоскостные красных, желтых, синих и белых цветов,
  • 16 листов бумаги для акварели (пробники - А5),
  • 8 частей замка (из бумаги для акварели).  
  • губки хозяйственные для мытья посуды (стандартные, маленькие),
  • кисти № 3,
  • детские ведерки с водой,
  • салфетки,
  • акварельные краски,

        оборудование: 

  • ноутбук,
  • экран,
  • проектор,
  • 4 детских стола,
  • 4 спортивных мата,
  • «цветочная полянка» (1,5*2 метра).

        звуковое оформление: 

  • фоновая музыка.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в ситуацию.

Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Воспитатель включает видеоролик. Звучит сказочная заставка, призванная заинтересовать детей и мобилизовать их внимание. На экране появляется Эльза (слайд 1)

Эльза. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я  Эльза! Вы знаете, что я волшебница льда и холода. Но доброта  моей сестры Анны  растопила мое ледяное сердце. Теперь я стала другой – доброй и нежной. А мой замок хоть и красивый, но бездушный, бесцветный, ледяной. Я не знаю, как превратить его в прекрасный, радостный замок. Я буду вам очень благодарна, если вы приедете ко мне в гости и что-нибудь придумаете.

Воспитатель.  Да… Проблема… Как вы считаете, друзья, надо ли помочь Эльзе? 

Вариант с отрицательным ответом. 

Воспитатель. Скажи, пожалуйста, а вы считаете себя добрым человеком?

Ответы детей.

Воспитатель. А добрый человек отказывает другому в помощи?

Ответы детей.

Воспитатель. Тогда давайте попробуем  поверить Эльзе  и помочь ей.

Положительный вариант ответа. 

Воспитатель. А почему вы так думаете?

Ответы детей. 

Воспитатель. Так Вы хотите ей помочь?

Ответы детей. 

Воспитатель. А Вы  сможете помочь Эльзе?  

Ответы детей. 

Воспитатель.  Как вы сможете ей помочь?

Ответы детей.

2. Актуализация знаний.

Образовательные задачи: актуализировать знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков; закрепить умение делиться на пары; развить коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь; тренировать мыслительные операции  анализ, сравнение.        

Воспитатель. Для начала, нам нужно добраться до замка Эльзы. Вы знаете, в гости принято приходить с подарками или сувенирами. Я  предлагаю вам собрать букет для Эльзы. Думаю, ей будет приятно. Только я затрудняюсь, какие цветы подобрать для неё.

Как вы думаете, для Эльзы цветы в букете должны быть теплых или холодных тонов?

Варианты ответов. 

Холодных, потому что…...

Теплых, потому что …….

Воспитатель. Если мнения разделились, тогда давайте соберем ей два букета. Те, кто думает, что букет должен быть холодных тонов -  собирают один букет, те, кто думает, что букет должен быть теплых тонов – другой.

Игра «Собери букет» - дети берут по одному цветочку красного, желтого, белого или синего цвета, прикрепляют его себе на одежду и становятся в две группы. Звучит фоновая музыка.

Воспитатель. Букеты готовы. Можно отправляться в путь. Как же нам добраться до Эльзы. Где она живет?

Ответы детей.

Воспитатель.  Как можно туда попасть?

Ответы детей. 

Воспитатель. Я тоже за то, чтобы отправиться к Эльзе на поезде (ковре, самолете и т.д.).  Но это будет не обычный …, а сказочный, цветной. Посмотрите, у нас есть разноцветный строительный материал (детские спортивные маты оранжевого, голубого, зеленого и фиолетового цвета), из него  мы и построим себе...

Игра «Построим самолет (поезд, ковер-самолет и т.д.)». Звучит фоновая музыка.

Воспитатель. Каждый из вас -  цветок определенного цвета. И он занимает  вагон (лоскут, место) такого же цвета. Скажите мне, пожалуйста, есть ли вагоны (лоскутки, части…) таких цветов в нашем поезде (ковре, самолете…).

Ответы детей. 

Воспитатель. Что же нам делать?

Ответы детей. 

Воспитатель.  Какой цвет нужно смешать с каким, чтобы получился оранжевый…, голубой..., зеленый…, фиолетовый…

Ответы детей.

На экране слайд 2 - «Волшебная палитра».

Воспитатель. Попробуйте встать в пары так, чтобы из ваших цветов образовался цвет наших вагонов (лоскутов, мест, частей…).

 Дети подбирают пару, называют новый цвет и садятся на спортивный мат соответствующего цвета. Если ребенок затрудняется в формировании пары, воспитатель нацеливает остальных детей на помощь ему в этом вопросе.

Воспитатель. Все заняли свои места? Тогда в путь! Внимание, внимание! Поезд (самолет, ковер- самолет…) поедет (полетит) только в том случае, если все дети дружно смогут изобразить его звук. Напоминаю, что долгий звук у нас изображается длинной полоской, короткий – короткой.

Игра «Ритмическое путешествие» - слайд 3. Слайд 4 – сказочный замок Принцессы.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, мы проезжаем какое-то здание. Что это?

Ответы детей. 

Воспитатель. Как вы думаете, кому это может принадлежать?

Ответы детей. 

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Ответы детей.

На экране появляется персонаж.

 Воспитатель. Посмотрите, вы были правы, здесь живет Принцесса. Как вы думаете, какой у нее характер?

Ответы детей.

На экране появляется темный, мрачный замок – слайд 5.

Воспитатель. А это что за здание?

Ответы детей.

Воспитатель.  А в этом дворце могла бы жить добрая Принцесса?

Ответы детей.

Воспитатель. Почему вы так решили?

Ответы детей.

Воспитатель. А кому он может принадлежать?

Ответы детей.

На экране появляется персонаж.

Воспитатель. И здесь вы догадались верно. Как вы думаете, какой у неё характер?

Ответы детей.

Воспитатель. Поедем скорее отсюда. Смотрите, какой необычный следующий замок?

На экране появляется ледяной замок – слайд 6.

Воспитатель. Как вы думаете, кому бы он мог принадлежать?

Ответы детей.

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Значит, мы приехали к месту назначения!

Дети «выходят» из….

Воспитатель. Друзья мои, а как вы определили, кому принадлежат эти замки?

Ответы детей.

Воспитатель.  Значит, внешний вид замка отражает черты характера его хозяина.

3. Затруднение в ситуации

Образовательные задачи: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.

Воспитатель. Скажите, чем этот замок  отличается от других замков?

Ответы детей.

Воспитатель достает кусок  сине-голубого  льда.

Воспитатель. Вот из чего сделан замок Эльзы! Из цветного льда. Вы можете сказать, какого цвета этот лед?

Ответы детей. 

Воспитатель. Какие цвета вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель. А видно, где заканчивается один цвет и начинается другой, т.е. видны ли границы цветов?

Ответы детей.

Воспитатель. Цвета «расплываются», «перетекают» друг в друга, «переливаются», не имеют четких границ. Поэтому и замок кажется полупрозрачным, расплывчатым. Сможем ли мы нарисовать такой же замок – полупрозрачный,  с нечеткими границами? 

Ответы детей.

Воспитатель. Попробуйте сначала на листочке: нарисуйте расплывчатую полоску синего цвета.

Дети пробуют кистью и краской нарисовать расплывчатую линию.

Воспитатель. Смогли вы нарисовать расплывчатое изображение? 

Ответы детей.

Воспитатель. Сможем мы помочь Эльзе – раскрасить ее замок?

Ответы детей.

Воспитатель.  Почему?

Ответы детей. 

Воспитатель. Значит, что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения? Ответы детей. 

4. Открытие нового знания.

Образовательные задачи: формирование у детей представления о способе получения размытого прозрачного переливающегося цвета  рисовании «по мокрому»; формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. 

Воспитатель. Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать?

Ответы детей. 

Воспитатель. А что интереснее, спросить у того, кто знает или самим догадаться?

Ответы детей.

Воспитатель. Попробуем догадаться сами. Как вы думаете, как может получиться расплывчатый рисунок, в котором краски расплываются, становятся не очень яркими, а нежными, полупрозрачными?

Ответы детей. 

Воспитатель. Давайте попробуем намочить бумагу. Возьмите губку, намочите весь лист, а теперь попробуйте нанести полоску краски.

Дети пробуют, у них получается расплывчатая полоса.

Воспитатель. Видите, как интересно! Вы сами открыли для себя новый способ рисования. У художников он называется  рисование «по мокрому листу». Теперь вы знаете, как раскрасить замок , чтобы он был полупрозрачный?

Ответы детей.

Воспитатель. Какие цвета нам нужно выбрать, чтобы получился замок для доброй Эльзы?

Дети предлагают цвета.

Воспитатель. Возьмите другой лист, проведите расплывчатую линию любого теплого цвета.

Дети выполняют инструкцию.

Воспитатель. Теперь рядом с одним цветом, наложите второй. Что произошло с нанесенными линиями, они имеют четкую границу, отделяются друг от друга?

Ответы детей. 

Воспитатель.  Почему это происходит?

Ответы детей.

Воспитатель. Получилось расплывчатое полупрозрачное и в тоже время разноцветное изображение.

При возникновении у детей индивидуальных затруднений воспитатель подсказывает, что если взять слишком много воды, можно испортить лист, если мало – не получится расплывчатое изображение. Воспитатель комментирует во время работы действия детей.

Воспитатель.  Итак, чтобы получился плавный переход одного цвета в другой, надо смочить губкой всю поверхность листа и нанести краску, пока лист не высох. Рядом наносим краску другого цвета и цвета смешиваются сами, как бы переливаются один в другой, получается расплывчатый, полупрозрачный цвет, без четких границ. 

5. Введение нового знания в систему знаний.

Образовательные задачи: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач: передавать образы предметов, используя доступные им средства выразительности, создавать композиции по образцу.

Слайд 7 - на экране появляется Эльза.

Эльза. Дорогие ребята, я очень рада, что вы приехали ко мне в гости. Я  заготовила детали замка, в котором мне хотелось бы теперь жить. А раскрасить красиво, нежно и полупрозрачно я очень прошу вас.

Воспитатель раздает по детали на стол для двоих человек.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран, это замок Эльзы.

Слайд 8 – бесцветный макет замка.

Воспитатель. Попробуйте из ваших раскрашенных частей собрать точно такой же замок.

Дети выкладывают замок на полу. По окончании работы на экране появляется Эльза (слайд 9).

Эльза. Спасибо вам, ребята, огромное! Мне очень нравится новый вид моего замка. Как же вам удалось добиться такого нежного, прозрачного и мягкого цвета?

Ответы детей.

Слайд 10.

Эльза. Еще раз спасибо! Я не забуду о вашей помощи! До свидания!

Воспитатель. Ребята, а нам пора в детский сад. Занимайте свои места в поезде (самолете, на ковре...).

Повторяется  игра «Ритмическое путешествие» - слайд 11 (ритмический рисунок меняется), дети «возвращаются» назад.

6. Итог.

Образовательная задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.

Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Расскажите, где мы с вами побывали?

Ответы детей. 

Воспитатель. Зачем мы решили туда ехать?

Ответы детей. 

Воспитатель. Вы смогли ей помочь?

Ответы детей. 

Воспитатель. Что вам помогло выполнить эту работу?

Ответы детей. 

Воспитатель. Вам понравилось рисовать новым способом?

Ответы детей. 

Воспитатель. Я рада, что вы открыли для себя этот необычный способ рисования,  и он вам понравился. Теперь вы сами сможете научить своих друзей так рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной ситуации по аппликации Тема: «Цветные зонтики» Образовательная область: художественное творчество

Конспект непосредственно образовательной ситуации по аппликации Тема: «Цветные зонтики»Образовательная область: художественное творчество...

Конспект непосредственно образовательной ситуации по аппликации Тема: «Цветные зонтики» Образовательная область: художественное творчество

Конспект непосредственно образовательной ситуации по аппликации Тема: «Цветные зонтики»Образовательная область: художественное творчество...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми. Образовательные ситуации "Правила поведения с незнакомыми людьми".

конспектсовместная образовательная деятельность с детьмиобразовательные ситуации"правила поведения с незнакомыми людьми"старшая группа общеразвивающей направленности...

Конспект совместной образовательной ситуации «В стране математика»

Конспект совместной образовательной ситуации«В стране математика»Цель: создать условия для развития познавательной активности детей.Задачи:·...

Совместная образовательная ситуация педагога с детьми второй младшей группы на основе модели сравнения.

Для того чтобы ребёнка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при ...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и логопеда в старшей группе на тему « Путешествие по Самаре». (Итоговое занятие по ситуации месяца «Я житель Самарского края»)

Конспект открытого занятия  совместная  образовательная деятельность воспитателя и логопеда в старшей группе на тему "Путешествие по Самаре"...