Инновационная деятельность
статья по теме
В современном информационном времени изменились условия жизни, формирования и обучения. Меняется всё вокруг и соответственно, должно поменяться отношение и к обучению. Содержание обучения в современной общеобразовательной школе остается односторонним, государственные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели. Многие современные педагоги указывают на отсутствие компетентного подхода, ориентированного на индивидуальность ученика. Обучение в школе не дает ученику четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив.
Основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Так как основной целью обучения бурятскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению языком, то применение компьютерных технологий, интернет- ресурсов является самым лучшим подходом в обучении.
В данном разделе раскрывается проблема использования новых технологий на уроках бурятского языка. Это использование информационной технологии, интерактивных экскурсий, проектной технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема инновационной деятельности:
Использование интерактивных экскурсий в работе с детьми дошкольного возраста
Актуальность: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, родители, педагоги, и администрация ДОУ. Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии. Для меня настоящим открытием стала интерактивная доска, которая значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, расширить кругозор, провести интерактивные экскурсии прямо на территории детского сада, не выходя за его пределы. При подготовке к НОД по ознакомлению дошкольников с ближайшим окружением, в частности, с родным поселком, краем, я не раз сталкивалась с проблемой – хотелось разнообразить тематику занятий, расширить горизонт посещения интересных, заслуживающих внимания и просто красивых мест нашего города. Но при отсутствии транспорта, вероятности аварий на дорогах, просто отсутствия хорошей погоды, зачастую экскурсии откладывались. С появлением в нашем детском саду интернета и интерактивной доски у меня появилась возможность применения в работе с детьми новой, современной, увлекательной формы проведения НОД. Интерактивные экскурсии позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Цель: расширять знания дошкольников, разнообразить и сделать интересным образовательный процесс, используя интерактивную экскурсионную деятельность.
Теоретическая часть.
Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение какого - либо места или объекта с целью его изучения. Как форма обучения экскурсии возникли еще в конце XVII - начале XIX века. С развитием компьютерной технологии и глобальных сетей у нас появилась возможность проведения интерактивных экскурсий в ДОУ. Интерактивная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У интерактивных экскурсий нет границ. Например, не покидая здания детского сада, мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами. Однако такая форма обучения как интерактивная экскурсия требует длительной предварительной подготовки. Как и при разработке любого проекта при подготовке интерактивной экскурсии мы составляем алгоритм действий. Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с родителями. К примеру, семьям предлагается выполнить секретное задание, согласно теме, в результате выполнения которого создается видеотека из личных семейных фотографии и видеозаписей. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, сканируем фотографии или рисунки, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода". Однако, важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними. Поэтому, опираясь на свой опыт, рекомендуется подготавливать материал в текстовой форме. Заключительный этап - проведение (показ) интерактивной экскурсии. При подготовке к проведению интерактивной экскурсии важно обратить внимание на некоторые моменты, ценные с точки зрения практики.
1. После того как отобран необходимый для интерактивной экскурсии визуальный ряд желательно на каждый из них составить карточку. В случае если во время выступления педагог забыл информацию, он может воспользоваться карточкой. Карточка отличается небольшими размерами (с ладошку) и в ней может быть представлена следующая информация:
2. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании интерактивной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении интерактивной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечения зрительной основы для раскрытия темы.
3. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время интерактивных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
4. Составляя текст интерактивной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст, представляет собой готовый для "использования" рассказ.
5. Заканчиваем интерактивную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Создание интерактивной экскурсии может осуществляться в групповой или индивидуальной деятельности, главное чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала. Еще один очень важный момент подтверждающий полезность использования такой формы работы как интерактивная экскурсия. Создавая проекты интерактивных экскурсий по тем или иным темам, педагоги углубляют свои знания, расширяют навыки поиска необходимой информации с помощью интернет - сайтов.
Таким образом, подготовка и проведение интерактивных экскурсии для дошкольников, использование медиаматериалов успешно ведет к повышению компетентности педагогов ДОУ.
Предварительный просмотр:
Тема: Технология проектной деятельности.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГТ к основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
В этимологическом словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Работа над проектом
Первый этап – “выбор темы”.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап – реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап – презентация.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Четвёртый этап – рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.
Последовательность работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Литература:
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
- Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
- Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.
Предварительный просмотр:
Проект «Педагог, поэт, прозаик
Цынгуева Доржи-Ханда Цынгуевна.»
Цель: вызвать интерес к творчеству местной поэтессы и стимул к собственному творчеству.
Задачи:
- Глубже познакомиться с творчеством местной поэтессы;
- Способствовать расширению кругозора, проявлению творческого начала учащихся, развитию интереса к родной культуре;
- Воспитывать уважение к национальной культуре, любовь к Родине, гордость за свой край и его талантливых людей.
Темы для исследования:
- Первый учитель нашей школы
- «Литературное творчество Цынгуевой Д-Х.Ц.»
- Неопубликованные стихи поэтессы.
- Переводчик Борис Макаров.
Стихи поэтессы в переводе Цынгуевой Д-Х.Ц.
Презентация проекта:
1 группа - Планшет «Первый учитель нашей школы»
2 группа – Мультимедиа «Литературное творчество Цынгуевой Д-Х.Ц.»
3 группа – публикация книги неопубликованных стихов поэтессы
4 группа – Мультимедиа «Переводчик Борис Макаров»
Проект
«Моя родословная»
Цель проекта:
Задачи:
Темы для исследования:
- Родословная 11 родов хоринских бурят,8 родов Агинских бурят
- Род Галзууд
- Род Хуасай
- Род Харгана
- Род Шарайд
- Род Хүбдүүд
- Род Бодонгууд
- Род Хальбан
План работы:
- К какому роду вы принадлежите?
- Назовите родину своих предков?
- Гордость вашего рода.
- Составьте древо вашего рода.
Презентация проекта:
Индивидуальная
«Минии түрэл нютаг»
Организуем группы по желанию детей:
1. «Минии тоонто Уртамни»
2. «Нютагайм домогууд»
3. «Нютагайм солото хүнүүд»
Презентация проекта
1 группа - Мультимедиа «Мини тоонто Уртамни»
2 группа - Планшет «Нютагайм домогууд»
3 группа – реферат, сочинения «Нютагайм солото хүнүүд»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивация Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету.
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
Задачи : Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях. Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
Система повышения учебной мотивации
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений.
Игровая учебная деятельность. Игра « Шэдитэ тала » . Игра « Баабхайнууд » . Игра « Эди шэди ». Игра « Мэдэхэ г ɣ т …?» Прием «Мэд ɣɣлэл дɣɣргэ ». Игры-тренинги. Игры в случайность . “ Да-нет”. “ Автор”. “ Фантазёр”.
Приемы педагогической техники на уроках бурятского языка и литературы Привлекательная цель Фантастическая добавка Пресс – конференция Своя опора Повторяем с контролем Пересечение тем Взаимоопрос
Лови ошибку. Мозговой штурм. Театрализация. Резюме. Создание ситуации успеха. Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля. Оценка – не отметка. Использование жизненного опыта ребенка.
Вывод: учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова.
БОЖОВИЧ Л.И. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ПОД РЕД. Л.И.БОЖОВИЧ И Л.В.БЛАГОНАДЕЖНОЙ. М., 1972. БОЖОВИЧ Л.И. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ПОД РЕД. Л.И.БОЖОВИЧ И Л.В.БЛАГОНАДЕЖНОЙ. – М., 1972. КАМЕНСКАЯ Е.Н. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ, РОСТОВ Н/Д, ФЕНИКС, 2003, 155 С. ЛАВРИНЕНКО В. Н. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ, МОСКВА, 2005, 215 С. АСЕЕВ В.Г. МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. – М., 1976. МАРКОВА А.К. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ. , 2000, 175 С. СТОЛБУНОВА, С.В. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО // РУССКИЙ ЯЗЫК. – 2005. - № 18. – С. 5 – 11; № 19. – С. 10 – 18 Используемая литература
Предварительный просмотр:
Развитие духовности ребёнка через формирование этнокультурной компетенции.
В условиях новых социальных требований к системе российского образования школа является важнейшим фактором гуманизации общественно- экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, духовно и физически развитые, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряжённости и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конвенции, ограничения социального неравенства.
Воспитание детей в народном духе, на народных традициях необходимо для духовного возрождения нации. Бурятский народ из поколения в поколение передавал свои традиции через язык, расширяя сферы их функционирования, развивая свою культуру, сохраняя свою самобытность. Слабое владение родным языком ведёт к утрате сформированных веками нравственно- этических понятий, духовных ценностей народа. Известно, что человек без прошлого, не знающий истории своего народа, оказывается нравственно бесперспективным.
Одной из важнейших задач этнокультурного образования является формирование этнокультурной компетентности школьников, знаний и опыта сотрудничества с людьми разных национальностей, культур и вероисповеданий. Научить людей жить вместе- одна из важнейших задач современной школы, и она может быть решена на основе концепции этнокультурного образования.
Под концепцией этнокультурного образования понимается совокупность идей, взглядов, определяющих принципиальные пути решения задач, организацию и управление образовательным процессом, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по этническому признаку. Этнокультурное образование в условиях сельского социума решает двуединую задачу: освоение молодым поколением своей национальной культурой и воспитание уважения к ценностям других культур.
Целью этнокультурного образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально- культурной идентичности, сохраняющий свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнёрство представителей различных культур. Содержание образования, учебные планы и программы учебно-воспитательной работы разработаны с учётом этнокультурного компонента и направлены на формирование этнокультурной компетенции.
Этнокультурная компетенция - это умение ориентироваться и адекватно вести себя в ситуациях межкультурного общения. Овладение этнокультурной компетенцией происходит на основе поэтапной социализации учащихся в этнокультурной среде, включая микро-, мезо- и макроэтапы: Я - концепция, Я – и - другие, Я – и - мир. Этнокультурную компетенцию можно представить из следующих элементов:
- Знаниевая компетенция- это знание собственных ценностей и представлений; понимания того, что такие ценности как справедливость или солидарность могут быть относительными; понятия о том, что в мире существует глобальная взаимозависимость и взаимообусловленность.
- Социальная компетенция - это умение правильно реагировать на стресс; адекватно реагировать на возникающие ситуации, проявлять симпатию по отношению к индивидууму - представителю чужой культуры.
- Самокомпетенция (самооценка) – это умение понять, какое влияние на моё «я» оказывают культурные ценности и представления, какие явления моей культуры и субкультуры формируют мою личность.
- Деятельностная компетенция (компетенция поступка) – это способность анализировать свою и чужую культуру; умение сознательно моделировать межкультурное общение.
Формирование этнокультурной компетенции младших школьников базируется на основе уровневого подхода при контрастно - сопоставительном изучении различных стилей жизни, культурных символов и культурных кодов. Под понятием «культурный код» мы понимаем универсальный шифр этнической картины мира, с помощью которых можно понять культуру, историю, философию этноса. Например, культурными кодами являются национальный праздник, народный эпос, культурный герой.
Народный эпос как культурный код. Народный бурятский эпос «Гэсэр», казахский «Манас», татарский «Ак Кубек», якутский «Олонго», грузинский «Витязь в тигровой шкуре» и т.д. народный эпос – это культурно-историческая картина жизни народа. Жизнестойкость эпоса в эпическом самовыражении этнического самосознания, в восприятии народных традиций и обрядов, в ярких примерах главных героев, воспитывающих и формирующих характеры новых поколений. Значение эпоса в том, что он сближает нас. Поэтому эпос мы считаем кодом, который расшифровывает силу духа народа, его патриотизм, любовь к людям.
Культурный герой как культурный код. Культурные герои каждого народа являются целой вехой в истории, они внесли огромный вклад в дальнейшее развитие культуры своего народа. Через жизнь и судьбу одного человека проявляется судьба народа в целом. Культурный герой у русского народа – Михаил Ломоносов, бурят – Доржи Банзаров, украинцев – Тарас Шевченко, грузин – Шота Руставели, Пань Гу – у китайцев и т.д.
Национальный праздник как культурный код. Праздники близки и детям и взрослым – это этническая картина мира, в котором заложены и традиция, и история, и культура народов. Именно национальный праздник позволяет нам сохранять и передавать знания о культуре народа, о традициях и обычаях через образы, живые картины. Например, Сагаалган – у бурят, Масленица – у русских, Сабантуй, Науруз – у татар и башкиров, Шага – у тувинцев и т.д.
В нашей школе в изучении культурных кодов активно привлекаются родители: им рекомендуется приобретение текстов эпосов разных народов («Гэсэр», «Олонго», «Витязь в тигровой шкуре»); принимают участие в организации и проведении национальных праздников (Сагаалган, Масленица). Контрастно - сопоставительное изучение культурного героя (М. Ломоносова, Д. Банзарова) на уроках проводится опережающим методом.
Культурные коды, их расшифровывание, основанные на прочтении национальных праздников, народном эпосе и культурном герое, даёт возможность учащимся прикоснуться к истокам самобытной культуры этносов, проживающих в Бурятии. Через культурные коды мы воспитываем толерантное отношение к людям другого этноса.
Моя педагогическая концепция нацелена на воспитание, сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, заботу о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Основополагающим компонентом данной концепции является разработанная мною программа «Буряад арадай ёhо заншал». В своей педагогической деятельности я опираюсь на теоретические и опытно- экспериментальные разработки проблемы воспитательного значения средств народной педагогики (Г.Н. Волкова, Д.И. Латышиной, В.Н. Николаева, М.Ю. Новицкой и других). Также учитываю, как осуществляется воспитание школьника на основе народной педагогики в семье и школе. Работа по приобщению школьников к народным традициям в семье и школе включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями; опрос детей, такие народные традиции они знают из своей семьи, организация работы с семьёй, организация практики использования народной педагогики во внеурочной деятельности.
В качестве направления работы по приобщению детей к народным традициям я выделяю следующие: выявление знаний учащихся народных традиций, умение их использовать в современной жизни, выявление семейных традиций, обрядов, творческие работы школьников с использованием средств народной педагогики, воспитательное значение народной педагогики. Соответственно этим направлениям выделены задачи приобщения детей к народному творчеству.
В своей образовательно - воспитательной деятельности я руководствуюсь основными принципами этнопедагогики (глубокая индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания, развитие самостоятельности, уважение личности воспитуемого) в сочетании с современными педагогическими технологиями (личностно - ориентированная, разноуровневая, игровая, здоровьесберегающая и т д ). Для формирования основ этнокультуры использую разнообразные формы и методы, активно применяю информационно - коммуникативные технологии. Основной особенностью методов и форм в организации обучения является то, что предпочтение отдаётся проблемно - поисковой деятельности, а также реализуются мини- проекты «Би буряадби», «Минии уг гарбал», «Табан хушуу мал», «Нютагай эм домтой ургамалнууд», «Буряад литэ», «Буряад зоной байдал», «Сагаалган».
Ещё А.П. Чехов писал, что люди учились «Не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели им песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, сами деревья и травы». Поэтому очень важно, чтобы развивающее окружение ребёнка было естественным: деревья, солнце, небо. Мною замечено, что особенно эффективно применение элементов устного народного творчества на уроках. Такие нравственно неоспоримые истины, как «Уhаяа бγ бузарлагты», «Гал гуламтаяа сахигты», «Модо бу хухалагты» позволяют воспитать бережное отношение к природе. Каждый учащийся нашей школы проходит через этап составления своей родословной, познания истории малой родины (Тоонто нютаг). Вместе с детьми в поиск активно включаются и родители.
Я могу с уверенностью сказать, что мои дети научились составлять проекты; у них сформирован устойчивый интерес к традициям своего народа; с уважением относятся к другим этническим культурам. Опытом своей деятельности я систематически делюсь со своими коллегами на педагогических советах, выступаю с докладом на заседании школьного методического объединения, зарегистрирована на сайте «nsportal.ru» и на страницах региональной газеты «Толон». Эффективность моей педагогической деятельности отображена в приложении (диаграммы), а также в отзывах родителей. Результатом успешной деятельности являются следующие достижения:
- Юндунова Белигма - неоднократная победительница школьного и поселенческого конкурса «Юная дангина»
- Цыденов Алдар - участник районной олимпиады по родному языку; лучший знаток пословиц и поговорок на бурятском языке в поселении, лауреат районного конкурса «Юный Будамшуу».
- Уржинова Насаг, Догонова Долгор, Юндунова белигма - лучшие чтецы на бурятском языке в районном конкурсе чтецов «Агамни, шамдаа!»
- Шойдонова Цырендулма – участница конкурса «Эссе» Международного бурятского национального фестиваля «Алтаргана».
- Уржинова Насаг – участница районных конкурсов народных песен.
- Доржиев Аюша, Самбуева Милана, Доржиев Садном - победители районного конкурса «Шагай наадан»
Таким образом, наши дети, обладая этнокультурной компетенцией, не только являются носителями и пользователями опыта в области этнокультурного и межэтнического взаимодействия, но и активно развивают и распространяют эту способность.
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий.
Одним из важнейших направлений в системе образования становится разработка и внедрение педагогических технологий соответствующих, требованиям времени. Трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий. Применение компьютерных технологий на уроках бурятского языка и литературы становится высокоэффективным творческим фактором использования форм развития, воспитания и обучения. Моя цель как учителя научить учащихся ориентироваться в этом безграничном информационном пространстве. Более того используя компьютер, организовываю на уроке индивидуальную, парную и групповую работы. Однако при этом помню, что компьютер не может заменить учителя. Поэтому тщательно планирую, время работы с компьютером и использую именно тогда, когда в нем есть действительная необходимость. В соответствии с требованиями времени, учитывая огромный интерес учащихся к компьютерным технологиям, я использую информационные технологии для проведения уроков и внеклассных мероприятий (видеоматериалы, слайдовые презентации). Данная методика направлена на формирование познавательной, социально-коммуникативной, личностно-мировоззренческой компетенции учащихся. Я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую заинтересованность учащихся информационными технологиям, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках бурятского языка и литературы. При этом хочу заметить, что несомненным преимуществом использования компьютерных технологии является перенос центра тяжести с вербальных методов на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащегося. Это представляется обоснованным и перспективным, поскольку применяемые мною методы помогают активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции у учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально активной личности. Чтобы обучение происходило успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана атмосфера уюта, любви, заботы, понимания и поддержки. Самое высокое творчество это раскрытие и реализация каждым учеником потенциальных возможностей. Моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуальности, его самоопределении.
На мой взгляд, современные педагогические технологии такие, как формы уроков с использованием Microsoft Power Point - помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении; - обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способности детей, их уровня обученности, склонностей и т. д. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстрации, диаграмм, графических конструкции. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую. Одна из самых эффективных программ для создания презентации - это Microsoft Power Point. Она позволяет учителю в короткие сроки создавать собственную презентацию. Красочно оформленные презентации вызывают большой интерес на начальном этапе обучения. Например, если раньше приходилось вырезать, приклеивать картинку на доску, то сейчас с помощью Интернета можно найти любой наглядный материал и вставить в слайд. Детям очень нравятся презентации. Внедрение в учебный процесс мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение и контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащегося к дальнейшему самостоятельному изучению своего родного языка. Благодаря Интернету осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень, участвую в сетевых сообществах, форумах, принимаю участие в конкурсах.
Использование ИКТ в процессе обучения бурятскому языку и литературе
Наименование | Классы | № Темы | Система реализации |
1. Видео материалы по бурятской литературе | 5 | 1. Абидуев Б. «Алтан далай» | На уроке лит-ры |
2. Абидуев Б. «Тэхэ Бабанын түүхэ» | На уроке лит-ры | ||
3. Намжилов Ч-Р. «Нангин баялиг» | На уроке лит-ры | ||
5. Чимитов Г. «Эшэгэн тэхэ» | На внеурочных мероприятиях | ||
6. Улзытуев Д. «Сэдьхэлэй үгэ» | |||
6 | 1. Буряад арадай дуун «Уулын харгы зурына» | На уроке лит-ры | |
2. Раднаев Ч. «Хүхэлдүүр Мэргэн тухай» | На внеурочных мероприятиях | ||
3. Чимитов Г. «Туулай турлааг хоёр» | На уроке лит-ры | ||
4. Абидуев Б. «Сонхоор малайһан һара» | На уроке лит-ры | ||
5. Цыдендамбаев Ч. «Шэнэ байшан» | На уроке лит-ры | ||
6. Ж.Тумунов «Хүлэг минии морин» | На уроке лит-ры | ||
7. Дамдинжапов Д-Ц. «Юрын буряад эхэ» | На уроке лит-ры | ||
7 | 1. Улзытуев Д. «Буряад хэлэн» | На уроке лит-ры | |
2. Дамбаев Д. «Буряад орон» | На уроке лит-ры | ||
3. Намсараев Х. «Yбгэн гэлэнэй үгэ» | На уроке лит-ры | ||
4. Мункуев Д-Д. «Эхэ тухай дуун» | на кл.часу к Дню матери, 8 Марта | ||
8 | 1. Намсараев Х. «Yүрэй толон» | На уроке лит-ры | |
2. Самбуев Мэлс «Наһан, үхэл тухай» | На уроке лит-ры | ||
9 | 1. Ангархаев А. «Мүнхэ ногоон хасуури» | На уроке лит-ры | |
2. Номтоев Ц. «Ярууна» | На уроке лит-ры | ||
10 | 1. Жанчипов Б. «Сэлеэтэй сонходо» | На уроке лит-ры | |
2. Барадин Б. «Сэнгэ Баабай» | На уроке лит-ры | ||
11 | 1. Бадмаев Ц-Б. «Гурбан мөөртэй машинахан» | На уроке лит-ры | |
2. Улзытуев Д. «Буряад хэлэн» | На празднике | ||
3. Жалсараев Д. «Хүшөөгэй дуун» | На уроке лит-ры | ||
4. Балданжабон Ж. «Сэнхир хаданууд» | На уроке лит-ры | ||
5. Мунгонов Б. «Харьялан урдаа Хёлгомнай» | На уроке лит-ры | ||
6. Батожабай Д-Р. «Төөригдэһэн хуби заяан» | На уроке лит-ры | ||
7. Воспоминания о Д-Р. Батожабае | На внекл. мероприятиях, на уроке | ||
2.По этнографии | «Буряад хубсаһан» | факультатив | |
Мода монголов мира «Торгон зам» | факультатив | ||
«Гэсэр»- бурятский героияеский эпос | урок 8 кл. | ||
«Чингис Хаан» - 18 серий | |||
Художники Бурятии | урок развития речи, факультатив | ||
Бурятская культура | факультатив | ||
3. Контролирующие | Электронный учебник «Буряад хэлэн» | уроки бур. языка факультатив | |
4. Демонстрационные | Предназначенные для наглядных демонстраций учебного материала: картины, фотографии, видеофрагменты. | уроки бур.языка факультатив | |
5. Презентационные материалы | Презентации, подготовленные учащимися к докладам и выступлениям: «Бурятские сказки» «Гомбожаб Цыбиков» «Чойжил-Лхама Базарон» | На внеклассных мероприятиях, как лекционный материал на занятиях спецкурса | |
6. Информационные справочные программы | -Олимпиадные задания по бурятскому языку и литературе -Разработки внеклассных мероприятий (конкурсы, викторины) | При подготовке к олимпиаде, индивидуальная работа с детьми. Классные часы | |
7. Мультимедиа учебники. | «Буряад хэлэн» | На уроках, на занятиях факультативов, спецкурсов | |
8. Мультимедиа презентации (Power Point MS Office) по этнографии | Созданы презентации, в рамках НРК:
| На уроках, на занятиях факультативов, спецкурсов, при организации праздника «Сагаалган» На уроках, на занятиях факультативов, спецкурсов | |
10. Мультимедиа презентации (Power Point MS Office) по литературе | 1. Педагог, поэт, прозаик Д-Х.Цынгуева 2. Жамсо Тумунов 3. Даши-Рабдан Батожабай 4. Мэлс Самбуев 5. Ц.Дамдинжапова 6. Д.Улзытуев | Литературные вечера На уроках литературы | |
10. Мультимедиа презентации (Power Point MS Office) по крае - ведению |
(об округе) | На классных и внеклассных мероприятиях, классных часах, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей
Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...
Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.
Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».
В сов В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...
Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.
Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка -...
консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...