Семинар-практикум для родителей "Поиграйте с детьми"
учебно-методическое пособие по теме

Полуян Елена Валентиновна

Работа с семьями воспитанников независимо от социального статуса и положения строится на доверительных отношениях между детьми, родителями и педагогами. Мы как одна команда, объединившись, сможем совместно решить вопросы воспитания, обучения и развития детей.Добиться успехов помогут практические рекомендации, представленные в данной методической разработке, предназначенные для родителей, воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_roditeley.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей «Поиграйте с детьми!»

Цель:  подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка; дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком.

Задачи:

- формирование у родителей  знаний о влиянии игры  на развитие коммуникативных способностей у детей; 

- вовлечь родителей в игровую деятельность

- развивать чувство единства, сплоченности

 Участники: родители подготовительной к школе группы

Оборудование. Фишки - красного, желтого, синего цветов (для каждого участника); мяч, магнитофон, аудиозапись; карточки, на которых сформулированы  условия и методы развития игровой деятельности детей в семье; игрушка – молоток (с пищалкой);  мольберт; предметные картинки  к игре «Загадки и отгадки»; набор предметных картинок  к игре «Логический поезд»; памятки  «Домашняя игротека»; презентация «Игра в жизни ребенка», сердечки, вырезанные из бумаги, шкатулка с вопросами, ноутбук, экран, проектор.

Ожидаемые результаты:

- у родителей сформированы  представления о значении игры в развитии ребенка;

- родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей  детей;

- родителями получен опыт самостоятельного подбора игр.

Место проведения: музыкальный зал

План семинара - практикума.

1.    Теоретическая часть.

1.1.Консультация для родителей  «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка».

2.    Практическая часть.

2.1.  Игры - задания для родителей. Дискуссия о целесообразности условий и методов развития игровой деятельности детей в семье.

2.2. Игротека

3.  Заключительная часть.

3.1.  Просмотр презентации «Игра в жизни ребенка».

3.2.  Вручение памятки «Домашняя игротека».

4. Рефлексия

Ход семинара-практикума

Старший воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада видеть Вас! Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, об их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая  о  наших  детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение,  эти игрушки имеют определенную ценность – приятные, добрые  детские воспоминания.

Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке  напишите своё имя,  отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.)

Психологическая разминка «Улыбка». Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение

1. Теоретическая часть.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка

И нашу встречу хочу начать со слов В. Сухомлинского:  «Годы детства – это,  прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Это такие игры как «Магазин», «Гости» и т.д.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг с другом, к друзьям, к другим людям. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают взрослым: манере общаться с окружающими, их поступки. И все это они переносят в игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношений.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Однако без руководства взрослого даже старшие дошкольники не всегда умеют играть. В детском саду мы, педагоги, играем с детьми. А дома может кто-то из старших членов семьи включиться в игру, и стать связывающим звеном между детьми, учить их играть вместе. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

К этой группе относятся театрализованные игры, которые очень нравятся детям, и они с большим удовольствием принимают активное участие в них. Театрализованная игра является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимоотношения.

Уважаемые родители! Изготовьте всей семьей плоские фигуры из картона, других материалов – это даст возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Вторая группа игр – игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Игры: лото, домино, парные картинки и др. открывают перед детьми возможность получить удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер. Несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьей, чтобы все партнеры были равны в правилах игры.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать его, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре (постоянно необходимо иметь под рукой кусочек меха, ткани, картона, проволоки, коробочки и др.).

Играя вместе с ребёнком, следите, пожалуйста, за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

2.   Практическая часть.

2.1 .Игры-задания

Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

  • Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
  • Рассказываю о своих играх в детстве
  • Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
  • Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
  • Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду
  • Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
  • Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребёнком на равных. Ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Следующее задание.  У вас на столе лежат карточки, на которых сформулированы условия и методы развития игровой деятельности детей в семье. (Приложение 1.)  Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. Вам нужно выбрать те, которые вы реализуете в своей семье.

Педагог организует дискуссию о целесообразности  используемых родителями  методов.

Уважаемые родители, я предлагаю ввести в традицию семьи игру «Я дарю тебе словечко». Цель – расширить словарь ребенка; развивать навыки общения с взрослыми и сверстниками.

Один раз в неделю, в выходной день, «подарите» ребенку новое для него слово: не просто назовите его, но и обязательно объясните его лексическое  значение. Слова  можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина и т.д.), «сладкие» (мармелад, шербет, джем, грильяж…), «тяжелые» (гиря, штанга…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко…) и т.п. 

Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Можно на маленьких листочках бумаги записывать каждое слово, а на обратной стороне – имя и фамилию того, кто его принес. Все записки будем складывать вот в эту копилку. Периодически будем доставать копилку, и проводить  разнообразные игры.

Например. Вариант 1. Записки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают их, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он награждается  фишкой. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

Вариант 2. Можно организовать игру и по-другому: воспитатель по очереди достает записки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя слово. Ребенок, который правильно называет слово, получает фишку. На следующей нашей встрече мы обязательно сыграем в игру «Я дарю тебе словечко».

2.2.Игротека

Старший воспитатель.  Я предлагаю всем нам отправиться в волшебную страну «Игралочка», где мы сможем поиграть в любимые игры. Вы согласны? Но вот беда, туда взрослым нельзя. Поэтому вам надо превратиться в детей. Готовы? Закройте глаза.

1,2,3,4,5-

Начинаем колдовать!

Все родители изменились-

В своих детишек превратились! (Раздать родителям атрибуты: мамам – бантики, папам – бабочки)

Игра «Логический поезд». В волшебную страну на обычном транспорте не доехать. Давайте создадим  необычный поезд.  (Подходим к мольберту) Посмотрите, паровозик есть, а вагончиков нет. Вагончиками будут картинки,  их надо разложить так, чтобы каждая картинка была чем-то похожа на соседнею картинку:  изображения на картинке могут быть одинакового цвета, могут иметь одну  форму или умеют выполнять одно и то же действие.  Или может  что-то другое их объединяет, даже то чего не видно на картинке, а в жизни так бывает.  (Картинки – вагончики соединяются между собой с помощью логической связи.)

Первым вагончиком я прикреплю картинку с изображением елочки, потому, что паровозик и елочка зеленого цвета.

Как вы думаете, какую следующую картинку-вагончик нужно прикрепить? (Я прикрепляю шишку, потому что еловые шишки растут на ели. Белку, потому что белка грызет шишки. Кошку, потому что она тоже умеет лазить по деревьям, как белка.  Цыпленок, потому, что он живет дома, рядом с человеком, как кошка.  Солнышко, потому, что оно желтое как цыпленок. Шуба  - она согревает, как солнышко, варежки – это тоже одежда и т.д.) 

Молодцы! Поезд к отправке готов. Я – паровозик, вы мои вагончики, прикрепляетесь к паровозику. (Звучит музыка.) Вот мы и приехали.

В волшебной стране все жители умеют приветствовать друг друга без слов. Давайте и мы попробуем.

Игра «Давайте поздороваемся».

Здороваться надо определенным образом:

  • Музыка звучит – все гуляем по залу.
  • Музыка останавливается 1-й раз – здороваемся за руки, с тем, кто окажется рядом.
  • 2-ой раз – здороваемся плечиками.
  • 3-й раз – здороваемся спинками. Разговаривать запрещается.

После игры участники присаживаются на стульчики.

Игра «Аукцион»

В стране «Игралочка» аукцион! Вы все знаете, что такое аукцион? (Ответы). Назовите,  пожалуйста, предметы, имеющие один одинаковый признак, например: круглый – круглый стол, круглая тарелка и т.д. Когда темп игры замедляется, ведущий считает и стучит игрушкой-молотком (с пищалкой) по столу: «Круглый – раз, круглый — два, круглый — три!» Выигрывает тот, кто последним назовет заключительный предмет и награждается наклейкой.

Аукцион продолжается, назовите, пожалуйста, объекты, которые имеют один признак -  кудрявый и т.д. 

Игра «Загадки и отгадки».

А сейчас отправимся в мастерскую «Отгадай – ка». Здесь вам нужно  составить загадку и загадать  всем участникам игры. Кто отгадает  загадку – награждается смайликом. 

А загадки будем составлять так, каждый игрок  возьмёт картинку, внимательно рассмотрит  объект,  назовёт, какой он  и сравнит,  что такое же бывает. Например:

            Красный, как цветок,

            Круглый, как Колобок,

            Резиновый, но не шланг. (Мяч) И.т.д.

Все молодцы, придуманные загадки интересные, не похожи друг на друга, они всем очень понравились. Я предлагаю дома записать придуманную загадку, а ребята нарисуют к ней иллюстрацию. Каждый листок  заламинируем, скрепим брошюратором, и будет у нас свой журнал с загадками. Вы согласны? (Да.) И ребятишки смогут загадать их своим друзьям.

Игры на кухне. Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (В руках у старшего воспитателя шкатулка, в которой находятся записки с вопросом.

Звучит музыка, шкатулка движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась шкатулка. Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц». Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто». Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия». Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль». Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох». Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес». Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы». Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

8. «Одноразовые стаканчики». Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

9. «Сухие завтраки – колечки». Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки – бусы и браслеты.

Спасибо большое за работу. Нам пора возвращаться в детский сад.

3. Заключительная часть

3.1.  А сейчас, я предлагаю вам посмотреть презентацию «Игра в жизни ребенка».

3.2.  На память о нашей встрече я подготовила буклеты «Домашняя  игротека» (Приложение 2).

4. Рефлексия «Мое участие в семинаре»

Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей, полученные в результате проведения семинара-практикума.

В волшебной стране есть сердечки, напишите на них, пожалуйста, все, что вам понравилось или не понравилось? Ваши пожелания, предложения по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара и опустите в шкатулку.

Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра - главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.   Так давайте же играть вместе с нашими детьми! До свидания! До новых встреч!

Приложение 1.

 Условия и методы развития игровой деятельности детей в семье

  • Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
  • Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание пластинок, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров; привлечение внимания детей
    к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
  • Выделение времени для игры с ребенком.
  • Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм - фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
  • Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
  • Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.
  • Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).
  • Начинайте играть в самые простые игры, постепенно усложняя игровые задания и, не спеша, переходите к более трудным играм.
  • Не стоит разучивать сразу очень много игр, ведь малыш должен «наиграться», ребёнок младшего дошкольного возраста любит повторять.
  • Хвалите ребёнка за успехи в игре.
  • Приучайте ребёнка хранить игрушки и игровые предметы аккуратно, в специально отведённом для них месте.

Приложение 2.

Памятка для родителей «Домашняя игротека»

Доставьте радость своему ребенку и себе заодно - поиграйте вместе.
Не знаете во что? Посмотрите ниже, предлагаемые игры не просто интересные, но и полезные.

1. Солнце. Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий - мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей.

2. Змея. Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.

3. Вылепить ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик.

4. Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями.

5. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д.

6. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.

7. Фигура-коврик. Из брюк, рубашки и ботинок выкладываем на полу фигуру. Рисуем на бумаге подходящее по размеру лицо, вырезаем и прикладываем.

Использованная литература:

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья.- М.: изд. дом «Карапуз», 2001  

2. Гурин Ю.В. Игры для детей от 3 до 7 лет. – С.-Пб.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей. Журнал «Управление дошкольным учреждением», №8, 2008.

4. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. «Зима». - М.: Изд-во Скрипторий 2003, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Жестово-образные игры с детьми раннего возраста"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 50 «МАЛЮТКА»              СЕ...

Семинар – практикум для родителей «Играем с детьми»

Материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям воспитанников...

Семинар-практикум "Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ"

Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ...

Семинар-практикум для педагогов "Общаемся с детьми"

Теоретический и практический материал семинара-практикума для воспитателей ДОУ позволит раскрыть понятие педагогического общения, способы его оптимизации, возможности использования методов саморегуляц...

Семинар-практикум для родителей "Поиграйте с детьми!"

Конспект семинара-практикума для родителей ДОУ...

Выступление на городском семинаре - практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедических групп».

познавательно-исследовательской деятельности как эффективном средстве речевого развития дошкольников....

Семинар-практикум "Как провести выходные с детьми"

Данная методическая разработка посвящена ознакомлению родителей с разными видами игр дошккольного возраста, в которые можно играть дома....