Обмен опытом Тема: «Дидактические игры – как средство обучения в воспитании детей»
материал (подготовительная группа) на тему

Власова Алла Викторовна

Обмен опытом     Тема: «Дидактические игры – как средство обучения в восптании детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_-_kak_sredstvo.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опытом

Тема: «Дидактические игры – как средство

 обучения в воспитании детей»

ГБОУ г. Москвы

"Школа № 2088 "Грайвороново"

Воспитатель подготовительной

группы №5

Власова А.В.

Значение дидактических игр.

     Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры: «Фанты», «Краски», «Что летает» и др. В них много весёлых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании. В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. В дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимаются многие специалисты. Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают её одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой и детским садом: не только дать детям определённый объём знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра таит в себе большие возможности в этом плане.

     Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.

     Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребёнка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрёшку, подбирая парные картинки. Он учится различать и называть размеры, форму, цвет и другие признаки предметов.

     Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия. Преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному и прочному запоминанию. Всё это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

     Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнение воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещающие» правила, которые ограничивают действия и слова играющих. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости. Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Таковы, например, игры, в которых надо определять, «что такое хорошо и что такое плохо», давать характеристики литературным героям. Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположении. В играх со словом они учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.

     Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

  1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
  2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
  3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме:«Дидактические игры в социально-нравственном воспитании детей среднего возраста».

В плане систематизированы дидактические игры и упражнения для социально-нравственного воспитания детей среднего возраста....

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...

Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Статья на тему: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»...

Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через дидактическую игру....