Экологическая комната как средство краеведческой работы в ДОО в условиях внедрения ФГОС.
статья (старшая группа) на тему

малиновская елена  владимировна

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kinel.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая комната, как средство краеведческой работы в ДОО в условиях внедрения ФГОС.

         Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Главная цель, над которой работает наш детский сад в рамках экологического воспитания и образования - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.

В нашем детском саду создана экологическая комната, которая создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в помещении. Ведь уже тот факт, что в экологическую комнату нужно идти, выходя за пределы своей группы, ребёнок настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты резко отличается от всего того, что видит ребенок каждый день.

 Экологическая комната в детском саду способствует:

  • Развитию познавательного интереса к миру природы, к окружающим природным объектам.
  • Развитию познавательной активности в процессе экспериментирования с природными материалами, наблюдения за объектами живой и неживой природы и явлениями природы.
  • Эколого-эстетическому развитию. Экологическая комната привлекает внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирует умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм);
  • Оздоровлению ребенка. Использование экологически безопасных материалов для оформления интерьера
  • Формированию нравственных качеств ребенка. Созданы условия для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы.
  • Формированию экологически грамотного поведения: навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе.

Занятия в экологической комнате включены в вариативную часть программы обучения и воспитания дошкольников. Они включены в режимные моменты, как занятие или как часть занятия, может использоваться как индивидуальная работа, для проведения тематических вечеров, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природного материала, ухода за живыми объектами.

Комнату можно подразделять на ряд функциональных зон.

В зоне обучения размещаются стол и стулья для проведения занятий, для работы с дидактическими пособиями.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, который доступен для детей.

В экологической комнате собраны разнообразные коллекции и гербарии (гербарий растений, произрастающих на территории детского сада; гербарий деревьев наших лесов; коллекция насекомых); коллекция детских энциклопедий;

Третья зона – лаборатория, которая включает в себя пробирки, баночки, микроскоп, лупы, песок, крупы и проч. материалы для детского экспериментирования и наблюдения. Лаборатория формирует у детей познавательный интерес к природным объектам, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность; способствует поиску знаний, приобретению знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. 

Четвертая зона – природные зоны. Это макеты зоопарка, домашней фермы; скворечник, птичьи гнезда, небосвод, сезонное дерево, стенды, плакатный материал, наборы фигурок животных, которые служат для знакомства и закрепления природных объектов.

 Пятая зона – живой уголок представляет собой место, где живут рыбки, хомяк, растения. Он необходим для наблюдения за повадками, образом жизни животных, дети узнают об условиях их существования в естественной среде, знакомятся с потребностями. Вместе со взрослым устанавливают сходство потребностей животных и людей, органов и их функций. Так детей подводят к пониманию: человек – часть природы.

В экологической комнате размещена карта мира, на которой дети рассматривают животных и растения, живущих в разных климатических зонах и мест обитания.

Во время прогулки дети на обнаружили муравейник. Начали задавать много вопросов и было принято решение сделать макет муравейника для изучения жизни и повадок муравьёв.

Периодически экологическая комната пополняется пособиями, коллекциями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным или же изготовленным руками воспитателей детского сада. Здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для логопедов "Организация работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО".

Данную  игру   можно провести на заседании методического объединения учителей-логопедов. Она способствует  повышению  теоретического   уровня  педагогов по  вопросу ...

Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...

Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».

Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

План работы по самообразованию  инструктора по физической культуре «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «ИКТ - технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность  обусловлена современностью  информационной...

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Халитовой Миляуши Мухамедхановны на тему:«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Цель:Усовершенствование  комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у родителей и воспитанников здоровья ...