КВН — «Моя -Югра» для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«СОШ№3»
КВН — «Моя -Югра»
для старшей группы
Подготовила:
Хакимова Э.А.
Воспитатель
г. Нефтеюганск 2016 год
КВН — «Моя -Югра»
Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО- Югра
Задачи: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь к родному краю; любовь и бережное отношение к природе родного края; уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси. Вызвать желание больше узнать об их жизни
Ход: Дети входят в зал. (звучит музыка)
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать сегодня в нашем зале.
Россия - это наша Родина, состоящая из различных территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами, этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Ханты-Мансийский Автономный округ Югра. 10 декабря у нашего края праздник - день его рождения, ему исполнилось 86 лет.Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем
Ребенок: (мальчик в национальной одежде Ханта)
Здравствуй, округ!
Здравствуй — это значит,
Будь красив и счастлив ты всегда!
С каждым годом становись богаче,
Процветай и здравствуй на века!
Каждый год ты год за годом,
Празднуй, округ, день рожденья свой!
Ты у нас единственный на свете,
Потому что ты для нас родной!
ДЕТИ: вместе:
Цвети, расти и будь всех краше,
Наш округ - мы всегда с тобой
Частичка ты России нашей,
Наша Югория – округ наш родной!(звучит гимн ХМАО, дети встают)
Ведущий: Сейчас, в этом зале состоится игра – КВН -клуб внимательных и находчивых. “Мой край родной - Югра”, посвящённый Дню Югры.
Ребята продемонстрируют свои знания о родном крае и докажут, что они являются настоящими патриотами своей малой Родины.
Есть веселая игра, называется она КВН. (дети)
Шутки, смех. Вопрос, ответ. Знает ту игру весь свет-КВН. (дети)
Что ж пора нам начинать. Я хочу Вам пожелать КВН (дети)
Чтоб дружными вы были, чтоб смеялись. Не грустили КВН. (дети)
Чтобы не было печали, чтоб на все вы отвечали В КВН. (дети)
Чтоб жюри довольно было, В КВН. (дети)
Ведущий: Две команды на турнире, их сейчас представлю я.
1) Вот команда. «Хейро»…Будут им, сказать хочу, Все заданья по плечу!(приветствие команды ) – хлопки
2) Про команду 2.Разошлась уже молва. Называется «Иде»
Хотят быть тоже впереди, С весельем и находчивостью. Всегда им по пути
Ведущий: А названы так команды не случайно. Есть легенда у народов севера. Послушайте её. (рассказывает девочка в национальном костюме)
(ЛЕГЕНДА)
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только ХеЙро (Солнце) взойдет на небо, как Иде (Луна) спускается на землю, чтобы брата искать,а как только Иде (Луна) восходит на небосклон, так Хейро (Солнце)спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.
Ведущий:А судить нашу встречу будет жюри в составе 3-х человек (представление членов жюри)
- . Корнилова Елена Борисовна –методист детского сада…
- Мызгина Елена Валерьевна – старший воспитатель нашего сада.
3.Речкина Татьяна Валерьевна – музыкальный руководитель.
Оценивать команды жюри будет по пятибалльной системе. У Вас на столе таблички с оценками. (звучит песня «Мы начинаем КВН).
Первый конкурс. Представление команд. (Команды объявляют название и девиз)
Ведущий: Итак, чтоб нам КВН не нарушить порядок-Приветствия ваши мы выслушать рады!
1 команда Капитан 1: команда
«Хейро»(все вместе)
Капитан 1:Девиз наш: Дружба и успех!
Мы победим сегодня всех!
Все за одного, один за всех,
Тогда в команде будет успех!
Капитан 2: команда «Иде»- (все вместе)
Капитан 2: девиз: Ни шагу назад,
Ни сколько на месте,
А только вперед
И только все вместе.(Обе команды):
Вы, жюри, нас не журите
Больше баллов присудите,
Тогда будем мы стараться
И с соперником сражаться!
Ведущий: А теперь уважаемое жюри оценки за конкурс приветствие!
Ведущий: Второй Конкурс «Разминка». Вам предстоит выбрать правильный ответ на вопрос.(С презентацией)
Вопросы команде Хейро«».
1. Какие народы являются коренными жителями ХМАО?:
А. Русские и украинцы. Б. Татары и башкиры.В. Ханты и манси. Г. Молдаване и чеченцы.(слайд)
2. Какой город является столицей ХМАО?:
А. Югорск Б. НижневартовскВ. Ханты-Мансийск. Г. Нефтеюганск(слайд)
3. Как называются леса ХМАО?:
А. Тундра. Б. Степь. В. Тайга. Г. Пустыня.(слайд)
4. Назовите основные занятия коренных народов севера.(слайд)
5. Какое животное не обитает на территории ХМАО?:
А. Белка. Б. Крокодил. В. Медведь. Г. Лиса(слайд)
Вопросы команде «Иде».
1. Как назывался дом коренных жителей ХМАО народов ханты и манси?
А. Юрта. Б. Белый дом. В. Чум. Г. Хата. (слайд)
2. Назовите главное занятие жителей ХМАО в настоящее время.
А. Охота. Б. Добыча нефти. В. Собирательство. Г. Рыбалка. (слайд)
3. Как называются длинные узкие сани, применяемые на Севере для езды на собачьих и оленьих упряжках?
А. Саночки. Б. Телега. В. Карета. Г. Нарты. (слайд)
4. Какой город не расположен на территории ХМАО?
А. Сургут. Б. Нягань В. Москва. Г. Ханты-Мансийск.
5. Какая птица из нижеперечисленных обитает на территории ХМАО?
А. Попугай. Б. Глухарь В. Страус. Г. Калибри. (слайд)
Ведущий: Уважаемое жюри выставьте свои оценки за конкурс разминка.
Ведущий: Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Поэтому наши следующие задания будут связаны с вашими знаниями о коренных жителях Югры. У хантов и манси, как и у других народов, есть свои обычаи, обряды, праздники, пословицы и поговорки.
Ведущий: Третий конкурс. Следующее задание для команд- назовите праздники народов хантов и манси
. Каждая команда называет 1 праздник. (Таисия – Вороний день, Семен- Медвежий праздник)
Ведущий: Оценка жюри
Ведущий: Необычным является у хантов обряд принятия гостей. Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа, надо встречать их с добром и теплом. Первыми гостя встречают дети, чтобы узнать, кто он и откуда приехал. Гостю всегда полагается почетное место у огня, застеленное новой шкурой оленя. Если гость поел и больше не хочет, то он кладет пустую кружку на блюдце боком. Если кружка не перевернута, то хозяйка подливает чай, не спрашивая.
К нам сейчас тоже придут гости и мы их с вами, ребята, встретим бурными аплодисментами.
(звучит хантыйская музыка)
(Входит хантыйка)
Гостья. Пащаолэна няврамыт! (здравствуйте ребята)
Меня зовут Анэ. Давайте поиграем с вами в игру, которая называется “Олени»
Сибирское небо ночи темней (Дети поднимают руки над головой,
Струйками пар из оленьих ноздрей. (Покачивают ими в разные стороны.)
Хей, хей, хей, (Дети скрещивая руки над головой,
хей, хей, хей. (бегут по кругу на носочках).
Свистят по дороге полозья саней (Имитируют скольжение лыж,
Поземка скользит и струится по ней. (держа руки за спиной).
Хей, хей, хей (Дети скрещивая руки над головой)
Хей, хей, хей. (Бегут по кругу на носочках).
И ветер с веселою песней моей (Дети бегут врассыпную, руками
Летит над просторами (машут, как крыльями.)
Снежных полей
Хей, хей, хей, (Дети, скрещивая руки над головой,
Хей, хей, хей. (бегут по кругу на носочках).
Летит за оленями песня - мой друг, (Выполняют движения дирижера)
И стадо само собирается в круг
Хей, хей, хей, (Скрещивают руки над головой,
Хей, хей, хей. (бегут на носочках.)
Ведущий: Ребята, наш край очень суровый, но красивый и богатый. Поэтому люди сочинили немало красивых стихотворений о нём. И наш следующий конкурс “Конкурс чтецов.
Четвертый конкурс. “Конкурс чтецов”.
Я счастлив, что в крае Югорском родился,
Что с ним я судьбою навек породнился.
Горжусь я, и гордость свою не скрываю
Стихи я и песни Югре посвящаю!
Не зря край родной мой Югорским зовут,
Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,
И там, где шумела когда-то тайга,
В лесах новостроек теперь города.
: Считаю свой край богатырски богатым,
Здесь самые лучшие в мире девчата.
Здесь самые смелые парни на свете,
Югра – ты красивее всех на планете!
Много стран на белом свете,
Я сегодня, скажу не тая,
Но милее нигде края нету,
Чем родная Югра, ты моя.
Ты - святая земля, ты надежда,
Ты богатством своим дорога.
Летним зноем, зимой белоснежной,
Дорогая моя Югра.
: Всё до боли тут близко, знакомо,
Сосны, кедры, болота кругом.
Россыпь ягод, тропинка у дома,
Все мы в сердце своем бережем.
Ведущий: Оценка жюри
Пятый конкурс. “Отгадай загадку”.
Звучит мелодия ханты-мансийской песни. Гостья Анэ читает стихотворение.
В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед.
Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнет.
Дождь прибежит с далеких сопок, и зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок – побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах и в речках медленных живет.
- Очень много зверей в наших лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.
Загадки команде «Хейро»
1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой(медведь)
2. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,
На нем громадные рога, ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит. (лось)
3.. Работящие зверьки строят дом среди реки.
Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры)
4. Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
5. Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)
Загадки команде «Иде».
6. Из малых кошек из пятнистых.
А на ушах, представьте, кисти.
Короткий хвост, не скажешь: “Брысь!”
Она ведь хищник грозный. (рысь)
7. На спине иголки – длинные да колкие,
А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)
8. Бьет копытами “цок-цок”, снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень, это - северный. (олень)
9. Длинный хвостище, а сама – хитрющая (лиса)
10. Трусоват лесной красавец. Догадались это. (заяц)
Гостья. Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. А мне пора возвращаться домой. До свидания!
Воспитатель. А наша с вами игра продолжается. Пожалуйста оценки жюри за конкурс загадок.
Шестой конкурс: конкурс капитанов.
(звучит музыка «капитаны» из КВН)
“Расскажи пословицу”. Капитан должен рассказать по 2 пословицы народов ханты или манси.
• Сильному оленю дорога не страшна, а слабому и короткая тяжела. (капитан «Хейро»)
• Не познаешь бурю, не оценишь тишины.
• Не завершив одно дело, не хватайся за другое.
• День прекрасен солнцем, а человек - трудом и добрым делом. (капитан «Иде»)
Воспитатель: Давайте вспомним с вами, чем занимаются ханты и манси? (Охота, рыболовство, оленеводство, ну а для того, чтобы заниматься охотой, строить чум мужчины коренных народов севера должны быть очень сильными и ловкими. И проверяют они свою силу с помощью одного состязания, которое называется “Талты юх”. Вот и мы с вами проведём небольшое состязание и определим кто из капитанов самый сильный и ловкий.
• Конкурс для капитанов. Состязание “Талты юх”.
• Два игрока садятся на пол напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от пола. При этом нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцеплял пальцы, то он считается побежденным. Победитель состязается со следующим игроком. Состязание продолжается до выявления победителя среди всех его участников.
Ведущий: хантыйские и мансийские женщины настоящие мастерицы. У каждой семьи был свой неповторимый орнамент. Но не только для красоты они расшивали предметы орнаментом. Ханты и манси верили, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не мог увидеть. И вот для того чтобы духи не приносили людям зла, а наоборот оберегали их, помогали в делах, они наносили орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую другие; на орудия охоты, рыболовства, на посуду, на детские люльки
Хантыйские узоры красивы и просты,
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб.
А нашим капитанам предстоит задание собрать узор.
Ведущий: Оценка жюри.
Седьмой конкурс Домашнее задание. (Музыкальный)
Команды исполняют музыкальные номера.
Подведение итогов. Вручение грамот!(Звучит гимн КВН)
В завершение игры хочется поблагодарить игроков за их хорошие знанияистории малой Родины. И мы надеемся, что вы и дальше продолжите знакомство с её богатой историей, более того, вы приумножите богатства Югры, созданные старшими поколениями – вашими родителями, родителями ваших родителей.
Ведущий: .Народы севера считают березу кусочком небесной жизни. Это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД ОО "Познание" "Путешествие по городам ХМАО-Югры" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект с презентацией....
Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению «Богатство Югры» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить детей со свойствами нефтиЗадачи:v совершенствовать знания детей о полезных ископаемых Югры;v закреплять знания детей пользе и вреде нефти;v воспитывать любовь к родному краю;v ...
Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....
Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по Югре" для детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №7 «Незабудка» корпус №3.г. Мегион Конспект занятия по развитию речи«Путешествие по Ю...
Бессмертная Кристина. Анализ проекта «Мы – жители Югры» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. ЛГ МАДОУ ДСКВ № 7 « Филиппок» Регион, город: Ханты-Мансийский АО, Лангепас.
Новизна данной НИР заключается в том, что приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края осуществляется через проектную деятельность....
Конспект ООД для детей старшей группы "Люблю тебя - мой край родной - Югра"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№7 «Незабудка» корпус №3.г. Мегион Конспект ООД для детей ст...