Конспект открытого занятия «Музей мастеров»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Занятие направленно на закрепление знаний детей о народных промыслах (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка). Развитие познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystavka_narodnogo_tvorchestva.docx | 24.63 КБ |
narodnye_promysly.pptx | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №338
комбинированного вида Ново-Савиновского района города Казани.
Конспект открытого занятия
«Музей мастеров»
Воспитатель:1 квалификационной категории
Шамаева М.Г.
Казань 2014г.
Цель: Закреплять знания детей о народных промыслах (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка). Закреплять умение сравнивать виды народного промысла. Активизировать словарь детей по теме. Развивать познавательный интерес.
Ход занятия.
Восп. Ребята, сегодня мы с вами посетим одну выставку, но для начала скажите, что такое выставка. (ответы детей).
Вспомните правила поведения в таких местах как выставки, музеи, как следует себя там вести. (ответы детей).
Сегодня экскурсию по выставке буду проводить я, значит кем я буду? Правильно экскурсоводом.
Но выставка у нас сегодня не простая. Так как мы с вами живём в век информатики, и выставка у нас будет не обычная, а интерактивная. А посвящена она у нас сегодня народным промыслам. (слайд)
Вы знаете, что существует множество видов народных промыслов, но мы вспомним лишь некоторые.
Вот послушайте: (слайд с загадкой)
Посуда не простая, а точно золотая.
С ягодой, травкой, кудрявой муравкой.
Называется она- золотая……(Хохлома)
Родина хохломского промысла находится в Коверенском районе- селе Сёмино (слайд)
Здесь издавна жили умелые мастера. Они изготовляли деревянную расписную посуду. Выточенную из древесины мастера делали её похожей на драгоценную, золотую и расписывали нё орнаментами. Красочные узоры из трав, цветов и плодов придавали особую красоту строгим и лаконичным формам деревянных вещей.
Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий.
Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду. Со временем и сами изделия, выполненные с помощью оригинальной техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали именовать Хохломой.
(Во время рассказа показ слайдов с изображением изделий.)
-Скажите из какого материала сделаны эти предметы?
-Назовите основные цвета росписи
- Перечислите элементы росписи. ( ).
- Это растительные орнаменты, узоры взятые у природы.
Восп. Следующий вид народного промысла (слайд)
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись…..(Гжель).
Гжель- это название живописного подмосковного региона. (слайд)
Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, Этот промысел ценили не только за сырье высокого качества, из которого получались прекрасные изделия, но и за высокое мастерство гончаров и художников.
Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Гжели учатся промыслу на протяжении многих лет. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским Художественным Колледжем и курсами аспиранта в Москве.
Гжель — это не только посуда. Это и вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: цветочные горшки, камины, люстры и другие фарфоровые изделия.Часто встречаются изображения людей и животных. (слайд)
Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические узоры, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.
При всей своей красоте гжельские изделия удивительно часто используются в быту: посудой очень удобно пользоваться, а главное она располагает человека к задушевным беседам, семейному уюту и теплу. Гжельские фигурки с ярким, сочным, выразительным рисунком радуют глаз, несут в себе неуловимую нежность и никогда не надоедают, несмотря на внешнюю схожесть.
Но, тем не менее, гжель представляют чаще как декоративное искусство — то есть созданное специально для любования его красотой.
-Подведем итог. Что общего у всех предметов Гжели?
(Они сделаны из глины и украшены сине-голубыми узорами на белом фоне).
На Руси издавна умели умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игр?
Поиграем в русскую народную игру .
Хорошо. Повеселились? Продолжаем нашу экскурсию.
Восп. -Ещё один из традиционных декоративных промыслов (слайд).
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Городецкая роспись- как её нам не знать.
Городецкая роспись — сложилась в середине XIX века в окрестностях Городца.(слайд).
Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Среди заволжских жителей было много кузнецов, но больше всего было умельцев, работавших с деревом.
Расписывались всевозможные предметы из крестьянского быта (слайд)— лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» и «гуляния».
Городецкая живопись сюжетна: посиделки, чаепития, катания на тарантасах, пешие и конные прогулки под кудрявыми деревьями. Чаще всего изображаются птицы и лошадки. Самый знаменитый элемент — «купавка», ее еще называют «розан», «яблоко». К основным элементам относятся также листья, кустики, цветы-розетки, бутоны, ягодки. (слайд)
Техника выполнения росписи неизменна с давних времен и до наших дней.
Чаще всего применение основных желтого, крас ного, синего, зеленого цветов и обязательных черного и белого.
Старинный промысел живет в современных изделиях — мебели, посуде, сувенирах сохраняя традиционное очарование
В настоящее время фабрика «Городецкая роспись» выпускает более 500 различных изделий. Использование изделий.
Расписные изделия используются по своему прямому назначению. При этом разделочные доски, солонки, хлебницы прекрасно украсят любую кухню. В шкатулках хранятся украшения, а мебель с Городецкой росписью сделает уютным любое помещение. (слайд).
-Из какого материала сделаны изделия по которой делается городецкая роспись?
-Какие основные цвета? ()
- Какой самый распространённый элемент в городецком орнаменте?
Следующий вид народного промысла
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Это- ……..дымковский узор.
Дымковская игрушка — самый известный из глиняных промыслов России. Историки считают, что промысел возник в XV-XV1 веке.
Создавали игрушки в Слободе Дымково, на правом берегу реки Вятки. Существовал древний обычай. В воскресенье, после обедни, дочери богатых горожан, разодетые в свои лучшие наряды, холили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай тоже отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки — водоноски.
За годы существования промысла мастера придумали множество новых игрушек.
Сырье для производства дымковской игрушки то же, что и много лет назад, — красная глина, смешанная с просеянным песком. Процесс изготовления игрушек очень прост. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных кусочков.
Промысел этот был семейным — игрушки лепили женщины и девочки, а потом продавали их на весенней ярмарке. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаше всего изображались с юмором — молодцы могли скакать на свинье или козле.
Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Использование большого количества разных цветов (до десяти) придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом — это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски — синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая — от четырех до десяти цветов.
По сей день приемы лепки и росписи игрушки передаются из рук в руки. Несмотря на жесткие правила росписи, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и излюбленный колорит. Промысел постоянно развивается. Совершенствуются формы и роспись барынь, индюков, оленей, свистулек и т.д. Создаются композиции на темы городской и сельской жизни, по сюжетам русских народных сказок. Каждая игрушка неповторима и является авторской.
Такими игрушками интересно играть, придумывая различные истории. Да и отдельные игрушки настолько яркие и красочные, что так и просятся в руки. Но необходимо помнить о том, что эти изделия очень хрупкие, и играть с ними нужно осторожно. А есть игрушки, которыми можно только любоваться. Так, например, фигура индюка — птицы с пышным оперением, совершенно неудобна для игры, и потому может только занимать место в украшении помещения.
Дымковская игрушка побывала на выставках во всех уголках мира: в Италии, Германии, Японии, во Франции, Дании, Швейцарии, в Англии, в США и т.д. Сегодня в творческом объединении «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» Союза художников России трудятся более тридцати мастериц, среди них — заслуженные художники, члены Союза художников России.
- Вспомните, из какого материала делаются дымковские игрушки?
-А какие основные цвета?
-Элементы узора?
-Кого изображают при изготовлении игрушек?
-Хорошо, а теперь я вам предлагаю подойти к столам, внимательно рассмотреть те изделья что на них расставлены, можете аккуратно взять в руки, рассмотреть.
-Скажите, эти изделия чем то похожи? Если похожи, то какие и чем?
(сравнение хохломы и Городца, гжели и дымки).
Хорошо. А теперь я вам предлагаю ещё одну игру : «Подбери узор».
На отдельном столе разложены элементы Хохломы, Гжели, дымковской игрушки и Городецкой росписи. Отдельно расположены основы. Дети делятся на 4 команды. Задача детей выбрать нужные им элементы и сложить рисунок.
-Молодцы все справились. А сейчас ещё раз посмотрите на наш экран.
Перед вами символ Российского народного промысла - это МАТРЁШКА.
Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась отнюдь не в древности. Многие считают матрешку исконно русской, но на самом деле это только миф. Сам прообраз этой игрушки был привезен из Японии. Это образец, был выполнен с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Привезен он был А. Мамонтовой в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Но в наше время матрёшка может выглядеть и так.(слайд).
Итог занятия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посуда не простая, а точно золотая. С ягодой, травкой, кудрявой муравкой. Называется она- золотая… Хохлома
Село Семёново
Сине-голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые Каждый удивится. Чудо на фарфоре- Синяя купель. Это называется Просто роспись….. Гжель.
Г. Гжель
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Городецкая роспись- как её нам не знать.
Скоморохи, водоноски, Барыни и петухи – Украшают их полоски, Клетки, точки и круги. Красный, жёлтый и зелёный, Алый, синий, голубой – Все цвета на белом фоне это- ….. Дымковский узор.
Слобода Дымково Слобода Дымково
Деревянные сестрёнки, Все одёжки расписные; И мальчишки, и девчонки Знают, кто они такие. Вот их было целых восемь, А теперь одна осталась; У сестрёнки этой спросим, -Что же с остальными сталось? Дать могу одну подсказку, Хватит вам её вполне: Все мои сестрёнки сразу Помещаются во мне. И она нам рассказала, Что когда-то на Руси Эту хитрую игрушку Мастера изобрели. Ну-ка, что это за крошки? Деревянные… матрёшки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "Я поведу тебя в музей"
Занятие направлено на воспитание у детей патриотических чувств, любви к своей Родина, закрепление простейших знаний о России....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Виртуальная экскурсия в Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник»
Цель: Расширять и углублять представления детей о достопримечательностях города Болгар, дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми архитектурными памятниками БГИАМЗ....
Конспект открытого занятия по КМд " Экскурсия в музей военной техники" в подготовительной группе
Технологическая карта образовательной деятельности по конструктивно-модельной деятельности в подготовительной группе « Экскурсия в музей военной техники »...
Конспект открытого занятия "Экскурсия в музей".
Конспект открытого занятия "Экскурсия в музей". Первая младшая группа...