Приобщение к духовным ценностям через досуговую деятельность
статья

Гололобова Анна Михайловна

Досуг является благоприятной почвой для приобщения  к духовным, фундаментальным человеческим ценностям, он играет огромную роль в освоении общечеловеческой культуры, литературных ценностей, формировании мировоззрения. Общение ребёнка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение к духовным ценностям через досуговую деятельность

Духовность – это «устремление человека к тем или  иным высшим ценностям и смыслу, идеалу и внутренне освободиться от обыденности». Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения на основе гармонии с окружающим миром.

Досуг является благоприятной почвой для приобщения  к духовным, фундаментальным человеческим ценностям, он играет огромную роль в освоении общечеловеческой культуры, литературных ценностей, формировании мировоззрения. Общение ребёнка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдения за природой, слушание музыки, чтение книг  радуют ребёнка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. В процессе досуга  гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера человека, например таких качеств как уверенность в себе, инициативность, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.     

Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться её чуду.

Наиболее распространенные информационные средства приобщения к духовным ценностям – это книга, кино и телевидение.

 Чтение книг - это важнейший вид духовного потребления. "Люди перестают мыслить, когда перестают читать, - говорил французский философ Дени Дидро (1713-1784) А другой французский мыслитель Рене Декарт (1596-1650) писал: "Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков - их авторами, и, причём  учёная беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей". Французский писатель А. Моруа (1885—1967)писал: «Хорошие книги никогда не оставляют человека таким, каков он был до знакомства с ними. Читая их, он сам становится лучше».

Именно книга дает возможность прикоснуться к своим истокам, познакомиться с образцами русской и мировой классики, несущей неповторимые образцы нравственности, мужества, героизма, мудрости.

Книги с самого раннего детства знакомят нас с устным народным творчеством нашей страны и других стран мира. Дети сначала знакомятся с произведениями русского устного народного творчества, с их мелодичностью слова, положительными примерами, моралью. Затем происходит знакомство с произведениями устного народного творчества других стран. Дети учатся сравнивать сюжеты, смысл, характеры героев, учатся понимать мудрость своих предков, нравственные посылы и тем самым происходит приобщение детей к истории своего народа, закладываются первые кирпичики в формировании духовности.

В старшем возрасте дети знакомятся с классическими произведениями русской и мировой литературы, и это знакомство не должно заканчиваться на протяжении всей дальнейшей жизни человека. Это не значит, что человек должен читать каждый раз новые произведения, нет, значительно больше пользы приносит перечитывание  ранее прочитанных произведений. По-разному раскрываются характеры героев, меняется отношение читателя  к их поступкам и высказываниям, замечаются детали и описания,  которые не замечались ранее.

Разнообразие литературы, способной воздействовать на духовность подрастающего поколения очень большое. Это и произведения о Великой отечественной войне, знакомящие с такими понятиями как честь, мужество, самопожертвование, отвага, героизм. Стихи и рассказы о мире животных, воспитывающих отзывчивость, жалость, любовь к животным, сочувствие, сопереживание. Рассказы и сказки о далеких путешествиях и приключениях воспитывают в детях бесстрашие, смелость, чувство взаимопомощи.

Все те же качества способны сформировать у человека и просмотр кинофильмов и телепередач. Например, сейчас в свободном доступе можно найти  много документальных лен о Великой отечественной войне, способных окунуть нас в то время, помочь понять в каких условиях приходилось воевать и работать нашим дедушкам и бабушкам. А фильмы о войне помогают почувствовать,  что чувствовали и переживали люди разного возраста в то страшное и тяжелое время. Эти фильмы дают возможность понять, что даже в самые тяжелые времена  в жизни есть место для веселья и счастье, что нельзя опускать руки пока есть в тебе силы… Главная воспитывающая сила вышеперечисленного это положительный пример, пробуждающий прекрасные чувства и побуждающий подрастающее поколение к активным действиям. В жизни многих   людей встречались случаи подобного влияния произведений кинематографа: посмотрел фильм и по-иному взглянул на жизнь, что-то изменилось в душе. Но в принципе кино редко перевоспитывает человека сразу вслед за просмотром. Оно оказывает не прямое, а опосредованное воздействие.

В телевизионном эфире так же много передач, объясняющих в игровой форме ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, какие поступки и эмоции правильные, а какие нет. Передачи о животных помогают окунуться в завораживающий мир природы, дают возможность побывать в тех местах, где нет шанса побывать в реальности. Созерцание природы способно разбудить в душе самые хорошие и добрые чувства, разбудить любовь ко всему живому, желание беречь природу.

Телевидение – это особый, новый вид искусства (синтетический), он соединяет в себе возможности таких видов искусства, как кино, театр, эстрада. В телевидении присутствуют разнообразные жанры: репортажи и рассказы, беседы и спектакли, экскурсии и концерты. Телевидение выступает как средство донесения до зрителей других видов искусства. Музыка и литература присутствуют в нем очень широко. Сильное духовное, эмоционально-эстетическое воздействие на зрителя достигается благодаря применению разнообразных выразительных средств и приемов: композиция кадра, показ общим и крупным планом, одновременный показ с нескольких точек, монтаж живого изображения с кинокадрами и др.

Посещение музея – это еще одно из основных средств развития духовного, эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Опираясь на национально-культурные раритеты, музеи  воссоздают исторические реалии, вовлекают  в мир ожившей истории, вызывают высокие чувства сопричастности значимым событиям минувшего времени. Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют детям  по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию.

Такой вид досуга помогает ребенку осознать понятия «прошлое», «настоящее», «время», ощутить себя в потоке времени как продолжателя дела предков. Благодаря экскурсиям в различные музеи происходит приобщение к таланту и мастерству предков, осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов. Посещение краеведческих музеев помогает познакомиться с предметами старины и образцами народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков.

Через изучение родного края происходит накопление знаний, которые постепенно складываются в систему, и, как следствие этого, возникают патриотические чувства и убеждения, любовь к Родине. Историческое краеведение является тем элементом, который обогащает знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию духовности. В дальнейшем происходит понимание связи родного города, села с великой Родиной, появляется способность  уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и стать достойным наследником лучших традиций родного края.  

Большое значение для развития духовности имеет посещение музеев народно - прикладного искусства. Народное искусство всегда рассматривалось как одно из важнейших средств духовного  воспитания в формировании гармонически развитой личности. Стремление к прекрасному естественно для человека, а создание своими руками красивых вещей – одна из духовных потребностей. Для ребенка важно увидеть всю эту красоту, созданную много веков назад нашими предками, почувствовать ее энергию, получить эстетическое удовольствие от созерцания.

        Важным средством воспитания духовности является экскурсия. Экскурсии дают возможность  знакомиться с подлинными памятниками истории, особенно краеведческими объектами в их естественных условиях. Увидеть всю эту красоту и величие родного края своими глазами, узнать факты из исторического прошлого. Которые не были известны ранее.

Неоценимы вклад в развитие духовности, вносят поездки и экскурсии по  старинным городам нашей Родины, например, экскурсия по «Золотому кольцу». «Золотое кольцо» -  особенный туристический маршрут разработанный в 1960-х годах  для того что бы представить миру уникальное наследие древней Руси, города, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центры народных ремесел. Великолепие соборов и дворцов, крепости и колокольни.  «Золотое кольцо» это уникальная возможность познать истинную Россию.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить, что духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения на основе гармонии с окружающим миром. Досуг является благоприятной почвой для приобщения  к духовным, фундаментальным человеческим ценностям, он играет огромную роль в освоении общечеловеческой культуры, литературных ценностей, формировании мировоззрения. Наиболее распространенные информационные средства приобщения к духовным ценностям – это книга, кино и телевидение. Книга несет неповторимые образцы нравственности, мужества, героизма, мудрости, отзывчивости, жалости, сочувствия и сопереживания. Все те же качества способны сформировать у человека и просмотр кинофильмов и телепередач. Посещение музея помогает ребенку осознать понятия «прошлое», «настоящее», «время», ощутить себя в потоке времени как продолжателя дела предков. Через изучение родного края происходит накопление знаний, которые постепенно складываются в систему, и, как следствие этого, возникают патриотические чувства и убеждения, любовь к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация программы ОБЖ Р.Б. Стёркиной через досуговую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".

В статье предоставлен опыт работы, актуальность и  реализация программы ОБЖ Р.Б. Стёркиной через  физкультурные досуги....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В процессе игры, участия в праздниках, дети учатся уважать и сохранять народные традиции. Развитие творчески активной личности, формирование ее нравственных качеств невозможно без воспитания с раннего...

Опыт работы: "Укрепление детско – родительских отношений через досуговую деятельность".

Моя основная цель – гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий, научить родителей правильно заниматься с детьми в свободное время и выходные дни, содержа...

Конспект открытого показа: «Развитие интереса и потребностей к двигательной активности и физическому совершенствованию у детей среднего дошкольного возраста на прогулке через досуговую деятельность» с детьми группы «А» 4-5лет «Путешествие в зимний лес»

Задачи:-  развивать интерес и потребность к двигательной активности у детей среднего дошкольного возраста на прогулке через досуговую деятельность - развивать бег, ловкость, умение перевопло...

Консультация На тему: Приобщение детей и родителей к подвижным играм через досуговую деятельность.

В измененном мире XXI века мы уже не наблюдаем детей, которые играют во дворе в прятки, в догонялки, классики или казаков - разбойников. У детей появилось много заменителей подвижных игр - это компьют...

Формирование патриотических чувств старших дошкольников через приобщение к духовным ценностям Малой родины поселка - "Нижегородец"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: ми...