План самообразования
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №294»
ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ
Тема саморазвития:
«Формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
Воспитатель:
Кекшина Т.Н.
Актуальность:
Тема самообразвития «Формирование межличностных отношений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Общение – большая проблема, которая всегда интересовала ученых. Этот интерес в последние годы усилился. Труды таких ученых как М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. полностью посвящены этой проблеме. Проблеме речевого общения дошкольника посвящены работы Алексеевой М.М., М.В. Яшиной, Г.М. Ляминой, А.Г. Арушановой, О.Гаврилушкиной и др. Ученые пришли к выводу, что полноценное общение не возможно без коммуникативных умений.
Коммуникативные умения являются средством осуществления речевого общения. К основным умениям М.М. Алексеева и М.В. Яшина относят: активность в общении, умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, умение легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета.
Коммуникативные умения развиваются у человека в дошкольном возрасте. Следовательно, и развивать их надо еще в детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя. При формировании коммуникативных умений необходимо учесть возрастные особенности и создать благоприятные условия, а именно – свободную, непринужденную обстановку. Наиболее благоприятной атмосферой в дошкольном возрасте является атмосфера сюжетно-ролевой игры. Характеризуя эту игру, С.Л. Рубинштейн, подчеркнул, что она есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность, и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Все эти черты игры наилучшим образом способствуют развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.
Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
• Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
• Освоить современные технологии и методы организации игры. Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно - ролевых игр в средней группе.
Работая по теме, разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста во второй младшей, средней группе и старшей группе.
Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр.
В процессе работы были оформлены центры, летбуки для игр «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Столовая», «Кафе», Автопарковка которые, пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому и без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:
• Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.
• В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
• В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
Организуя игры с детьми дошкольного возраста, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы.
План самообразования на 2014-2015 учебный год | |||
Месяц | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов |
В течении года | Изучение методической литературы по данной проблеме. | Подбор методической литературы для изучения. Изучение опыта педагогов ДОО | |
сентябрь | Создание игровой среды в группе и условий эффективности влияния игры на нравственное воспитание детей. | Консультация для родителей «Игра -ведущий вид деятельности» | Выступление на родительском собрании. |
октябрь | Выявление уровня развития сюжетно ролевой игры. | Подбор игр для формирования нравственно -социальных норм | Составление перспективного плана по данной теме. |
ноябрь | Повышение профессиональной грамотности, профессионального уровня. | Консультация старшего воспитателя, педагогов ДОО. | Беседа с коллегами, старшим воспитателем. |
декабрь | Обогащение предметно-развивающей среды в группе. | Подборка дидактического материала по теме. | Собеседование с заведующим, старшим воспитателем. |
январь | Развитие и совершенствование взаимодействия детей в игре. | Создание презентации для детей «Игра – это здорово» | Показ презентации на занятии. |
февраль – март | Демонстрация своих достижений, овладение опытом других педагогов в ходе рассмотрения и критического анализа занятия. | Самоанализ проделанной работы Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег | Открытый просмотр презентации. |
апрель | Побуждать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие. | Консультация для родителей «Как влияет игра на ребенка». | Беседа с родителями «Роль нравственности в воспитании ребенка». |
май | Демонстрация своих достижений. | Отчет о проделанной работе. Обобщение результатов. | Выступление на родительском собрании. |
План самообразования на 2015-2016 учебный год | |||
Месяц | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов |
В течении года | Повышение самооценки у детей, их уверенности в себе. Развитие любознательности, наблюдательности. | Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | Дипломы, сертификаты. |
сентябрь | Развитие коммуникационных способностей, умения работать с родителями, привлекать их к совместной деятельности с детьми. | Консультация для родителей «Сенсомоторное развитие детей в игре» | Выступление на родительском собрании. |
октябрь | Выявление уровня развития сюжетно ролевой игры. | Подбор наглядного материала « Сюжетные картинки» | Составление перспективного плана по данной теме. |
сентябрь-ноябрь | Повышение профессиональной грамотности, профессионального уровня. | Работа с воспитателями: показ презентации "Как интересно играют дети" | Беседы, папки - раскладушки. |
сентябрь-апрель | Развитие и совершенствование творческих способностей. | Работа с детьми: ООД по календарному плану, самостоятельная деятельность. | Индивидуальная работа, самостоятельная деятельность |
Декабрь-апрель | Приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие. | Работа с родителями: Беседа по данной теме, задание родителям (рисунки для выставки), консультации по теме. | Консультации, составление конспектов. |
февраль – март | Демонстрация своих достижений, овладение опытом других педагогов в ходе рассмотрения и критического анализа занятия. | Самоанализ проделанной работы Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег | Открытый просмотр занятия. |
апрель | Выявление уровня развития. | Педагогическое наблюдение по данной теме на конец года. | Сбор информации |
май | Демонстрация своих достижений. | Отчет о проделанной работе. Обобщение результатов. | Выступление на родительском собрании. |
План самообразования на 2016-2017 учебный год | |||
Месяц | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов |
В течении года | Повышение самооценки у детей, их уверенности в себе. Развитие любознательности, наблюдательности. | Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | Дипломы, сертификаты |
В течении года | Повышение профессиональной компетентности | Изучение литературы по данной теме | Изучение статей, сбор методического материала |
сентябрь | Развитие коммуникационных способностей, умения работать с родителями, привлекать их к совместной деятельности с детьми. | Консультация для родителей «Особенности и виды игры у старших дошкольников» | Выступление на родительском собрании. |
октябрь | Выявление уровня развития детей 5-6 лет в целях планирования самостоятельной деятельности. | Изучение интересов детей. | Беседы, лет бук по данной теме. |
сентябрь-ноябрь | Обогащение предметно-развивающей среды в группе. | Подборка дидактического материала | Консультации, составление конспектов. |
Декабрь-апрель | Приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие. | Работа с родителями: Беседа по данной теме, задание родителям (рисунки для выставки), консультации по теме. | Составление перспективного плана по теме. |
февраль – март | Демонстрация своих достижений, овладение опытом других педагогов в ходе рассмотрения и критического анализа занятия. | Самоанализ проделанной работы Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег | Открытый просмотр занятия. |
апрель | Выявление уровня развития способностей у детей 5-6 лет. | Педагогическое наблюдение по данной теме на конец года. | Сбор информации |
май | Демонстрация своих достижений. | Отчет о проделанной работе. Обобщение результатов. | На заседании педагогического совета ДОО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...