Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие в былину"
план-конспект занятия на тему
Конспект образовательной деятельности.
Тема: «Путешествие в былину» Возраст: старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 35.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности.
Тема: «Путешествие в былину» Возраст: старшая группа
Задачи:
Виды задач | Интеграция обр. областей | Предпосылки УУД |
жанре народного творчества.
Богатырем.
| Познавательное развитие Познавательное развитие Речевое развитие | ________ _________ |
2.1. Развивать познавательную активность. 2.2. Развивать умение рассуждать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения.
| Познавательное развитие Социально - коммуникативное
| Познавательные УУД (по постановке и решению проблемы) Регулятивные УУД (способность к волевому усилию; составление плана и последовательности своих действий.) |
3.1. Воспитывать культуру поведения, умение договариваться, доброжелательное отношение друг к другу. 3.2. Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине. | Социально - коммуникативное | Коммуникативные УУД: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, ориентация на партнера по общению. Личностные (нравственно-этическая ориентация) УУД: проявление внимательного и доброжелательного отношения к людям |
Предварительная работа с детьми:
Виды деятельности в ходе НОД: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Оборудование и материалы к образовательной деятельности: экран, проектор, две магнитные доски, иллюстрации к былинам,
модели богатырей, богатырские «доспехи», сундук, эмблемы для команд, модель камня, игрушка «Богатырь».
Ход занятия:
Этапы НОД | Продолжительность | Задачи | Методы, приемы | Ход | Анализ НОД | |
1.Организационный этап (подготовка к НОД) | 1 мин. | ____ | Музыкальное сопровождение | Здравствуйте, ребята! Доброго вам здоровья. Ой, вы добры молодцы и молодушки, собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною. | ||
2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) | 5 мин. | 3.2. 1.3. 1.1. 2.1. | Диалог Беседа с использованием ИКТ, музыкальное сопровождение.
Рассказ о былинах. Музыкальное сопровождение, чтение. | Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это? А что изображено на карте? Какое красивое слово! Закройте глаза и произнесите это слово ласково, торжественно, гордо. Ребята, а кто знает каким еще словом можно назвать Россию? Какие красивые слова. Ребята, а как в старину называли нашу страну? Русь! Широка ты Русь по лицу земли! В красе царственной развернулася! Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга. За тебя в нужде сложить голову! У нашей Родины великая история, великие подвиги, великие герои. Сказания об этом живы в памяти народной, о подвигах складывали былины. Ребята, а кто знает, что такое былина? Былина – это рассказ о том, что было Былина произошло от слова быль, было. Былина – это сказка, в которой живет Змей Горыныч и Соловей разбойник, былина - это песня о подвигах богатырских, стих о Родине Матушке, рассказ о жизни народной. Смотрите, сколько интересного вместилось в одну былину. А как вы думаете ребята, кто же придумывал былины? У них нет одного автора. Их сочинял народ давним давно. Тогда люди не умели писать и то, что видели или сочиняли, они заучивали наизусть. Былины передавались от отца к сыну, от сына к внукам. Так они дошли до наших дней. Через былины мы узнаем как жили люди на Руси, о подвигах богатырских, о событиях славных. Былины пели плавно, не спеша под гусли звонкие. Возьму гусли звонкие, да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славных. Расскажу я вам про дела старые, да про старые, про бывалые, Да про битвы, про сражения, да про подвиги богатырские! Приглашаю вас ребята в удивительное путешествие по былине! | ||
3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний) 4.Этап решения проблемной ситуации. | 3. Игровая деятельность | 8 мин.
|
| Проблемный вопрос (педагог открывает книгу, а в ней нет страниц) Звуковое сопровождение (голос книги). Обсуждение. Обсуждение. Решение проблемной ситуации. Проблемная ситуации. Детям предоставляется материал: два «бревна», детали напольного мягкого конструктора, короткая веревка.
Педагог показывает детям страницу. Чтение (начало былины) Магнитофонная запись (голос Змея - Горыныча) Из книги выпадает записка. Педагог читает. Дети ищут сундук. Педагог достает из сундука иллюстрацию с изображением богатырей. Достает из сундука предметы (богатырские доспехи), проговаривая каждый предмет. Жеребьевка Проводится игра «Одень богатыря» Проводиться физкультминутка Педагог читает отрывок из былины. Магнитофонная запись. Педагог демонстрирует детям «разорванную страницу». Игра «Собери картину» Чтение Магнитофонная запись | Ребята, из былины страницы пропали. Голос книги: «Налетели силы темные, унесли страницы мои в дали дальние, чтоб забыли вы о сказаниях народных, о былинах, о подвигах великих, о истории земли русской» Что же делать?(ответы детей) Хотите помочь? А мы сможем спасти былину? Тогда надо собираться в не легкий опасный путь. А как же добраться нам до далей дальних? (Предложения детей).
Ребята я думаю дружба нам поможет, встанем в круг, возьмемся за руки и дружно скажем «Не боимся темных сил, дружбой мы едины. Хлопнем, топнем, повернемся и к былине доберемся» Видно было, как со двора уходили, а не видно, до куда дошли. Стоит камень на пути, да меж трех дорог, а выбрать нужно одну, да верную. Налево пойдешь, деньги, славу найдешь, Направо пойдешь, друзей потеряешь и будешь несмелым, Прямо пойдешь, много нового узнаешь и что ищешь найдешь. Ребята, по какой дороге мы с вами пойдем, какую выберем? Посмотрите ребята, подошли мы к Почай - реке. Не обойти её, не переплыть нам. Глубока она, холодна. Что же делать? (Дети предлагают свои варианты) Молодцы ребята! Перешли мы Почай – реку. Посмотрите, а вот и первая страница из былины. «Рано радуетесь, вы теперь у меня в руках, захочу огнем спалю, захочу в плен живьем возьму, унесу вас в горы высокие, во глубокие норы во змеиные».
Вы сундук волшебный отыщите, да откройте его. Спасибо тебе книга. Давайте посмотрим, что там? Ребята, вы знаете, что изображено на картине? Богатырь – главный герой былин. Богатыри оберегали путь на Русь, защищали от врагов, от чужих людей. А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматриваясь в дали, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Русский богатырь собрал в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к Родине. Что – то еще в сундуке лежит. Щит, меч, кольчуга, палица, шлем. Это называется богатырские доспехи. Носили их богатыри. Ребята, давайте поможем богатырю одеться, чтобы одолеть в бою силы темные. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Кто будет в первой команде, кто во второй. А хотите, я вас научу, как можно разделиться на две команды поровну? Есть у меня мешочек, а в нем эмблемы спрятаны. Кто какую достанет, тот в той команде и будет. Молодца ребята справились с заданием. Надо бы нам косточки размять. Ребята, выражение «Косточки размять» означает сделать физические упражнения, давайте и мы с вами косточки разомнем. А поможет нам в этом физкультминутка. Начинаем: Дружно встанем – раз, два, три Мы теперь – богатыри! Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо- Оглядимся величаво. И налево надо тоже- Поглядеть из-под ладошек. И направо и еще через левое плечо. Буквой «Л» расставим ноги Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо Получается на славу! Молодцы, ребята, размялись мы на славу. Посмотрите, что я еще в сундуке нашла. Страницу из книги. «Одолел меня богатырь могучий. Только былины вам все до конца не дочитать. Разорвал я страницу последнюю». Что же делать ребята? (Предложения детей) Молодцы ребята! Собрали мы третью страницу. Спасибо, вам ребята, за то, что былину спасли. За это дарю я вам книгу с былиной, а про кого она догадайтесь. Дети про кого былина? (Ответы детей) | |
5.Этап закрепления знания | Диалог.
| Пора нам домой возвращаться. Встанем дружно в круг, хлопнем, топнем, повернемся и домой мы все вернемся. Сегодня мы познакомились былиной и героем былин. А какие еще былины вы знаете? Каких былинных героев вы знаете? А вы бы хотели узнать больше про былины? (ответы детей) Я подскажу вам где живут былины: можно сходить в библиотеку, в книжный магазин. А когда вы поближе познакомитесь с былинами, можно будет рассказать о них своим друзьям, мамам, папам, бабушкам и дедушкам, выучить, нарисовать былинные сюжеты, слепить богатырей. Смастерить свою книгу про былины. | ||||
6 (4). Рефлексивный этап (подведения итогов занятия, самооценка детей). | Вопросы. | Ребята сегодня мы помогли спасти былину. От кого? Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? О чем вы узнали? А хочется повторить наше путешествие? Ребята, а как вы думаете, существуют богатыри в настоящее время? (ответы детей) Конечно, ежедневно в нашей стране совершают подвиги врачи, полицейские, спасатели, учителя. Сегодня вы были дружными, смелыми, активными. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были такими же дружными, добрыми, всегда помогали друг другу и были очень хорошими людьми. Рассказали мы про дела старые, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Былины - кладезь народной мудрости. Илья Муромец - русский богатырь".
Знакомство детей с былинным эпосом: его происхождением, авторством, содержанием. Знакомство с элементарными историческими сведениями об эпохе Древней Руси. Формирование представлений о некоторых аспек...
Конспект непосредственной - образовательной деятельности в подготовительной группе «Русские былинные богатыри»
Ознакомление детей с именами русских богатырей, Святогор, Вольга Святославич, Добрыня Никитич , Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, и др.Познакомить детей с ...
Совместная непосредственно - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями на тему: «Былинные богатыри нашей Русской земли»
Задачи:1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.2. Оживить представлени...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе на тему: «Знатоки русских былин»
Данный материал позволит закрепить знания детей о содержании былин, основных героях и событиях, пословицах о Родине ,смелости, дружбе....
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник».
Цель:Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.Задачи:Образовательные:- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества черезбылины;- Формировать представление...
Конспект организованной образовательной деятельности: чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
Цель: познакомить детей с былиной «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»Задачи:Закреплять знания детей о русских богатыряхРазвивать умение оценивать поведение героевВоспитывать уважение к сверс...
Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности Тема: "Чтение былины Илья Муромец и Соловей-разбойник"
ФИО педагога: Вестникова Мария Владимировна.Возрастная группа воспитанников: подготовительная группа компенсирующей направленностиНаименование образовательной организации: МБДОУ «д/с № 11 «...