Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе на тему: «Знатоки русских былин»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Данный материал позволит закрепить знания детей о содержании былин, основных героях и событиях, пословицах о Родине ,смелости, дружбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatokam_russkih_bylin.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе на тему:
«Знатоки русских былин»
Воспитатель : Жнакина Л. С.
Цель : Закрепить знания детей о содержании былин, основных героях и событиях, пословицах о Родине ,смелости, дружбе.
Задачи : Поощрять желание дошкольников слушать музыкальные произведения, высказываться об образах, возникшие в воображении. Формировать умение анализировать небылицы, объясняя в чем состоит небывальщина. Развивать чувство юмора. Развивать целостное восприятие при складывании разрезных картинок. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческое мышление и воображение, познавательные способности дошкольников. Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству и истории России (через былины).
Предварительная работа:
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»,иллюстрации книги «Русь под игом», «Садко»,беседы по содержанию былин, знакомство с историей Древней Руси ,Рязанского княжества , экскурсия в краеведческий музей ,Рязанский Кремль, просмотр видеофильмов, заучивание стихотворений «Жура-жура- журавель», Шарыгиной «Богатырь он вот каков…»,заучивание пословиц, чтение небылиц.
Раскрашивание раскрасок «Солдаты и генералы», рисование былинных персонажей .Дидактические игры «Что нужно богатырям», «Герои русских былин», разгадывание кроссвордов, лепка из снега персонажей былин.
Слушание отрывков из музыкальных произведений «Князь Игорь» Бородина, «Садко» Римского-Корсикова, «Богатырская сила» Стаса Намина, импровизация движений под мелодию Стаса Намина. Инсценирование былин «Илья Муромец», «Авдотья Рязаночка».
Ход.
Вхождение в проблему: «Что такое былины?»
(Былины- это песни о народных героях-богатырях, защитников русской земли. Еще их называют старинами потому, что рассказывали в старину под игру на гуслях .Свое название они получили от слова « быль».Былина рассказывает о том, что когда –то происходило на самом деле, хотя и не все в ней правда .В былине как и в сказке много выдумки).
Сегодня мы с вами о них и поговорим . Я хочу посмотреть ,как вы знаете былины, а проходить это будет в виде игры. Давайте разделимся на две команды и посоревнуемся друг с другом. Каждая команда должна будет придумать себе название (можно именем богатыря) и выбрать капитана. Итак, в нашей игре принимают участие две команды. Первая…(храбрецы),вторая…( силачи).Называют капитанов команд. В игре есть правило- за правильный ответ вы получаете очко, за выкрики и подсказку вы лишаетесь одного очка.
Итак,1 конкурс.
Сейчас вы будете отвечать на мои вопросы по былинам. 1.Назовите имена известных вам героев былин? 2.Почему Илью Муромца звали Муромцем? 3.Назовите самый первый подвиг Ильи Муромца? 4.Кто из богатырей не мог ходить 30 лет? 5.Кто помог Илье Муромцу приобрести силу? 6.Почему богатыря Алешу звали Поповичем? 7.Назовите самый известный подвиг Алеши Поповича? 8.Кого похитил Змей Горыныч в былине о Добрыне Никитиче? 9.С помощью какого оружия Добрыня победил Змея? 10.Как называлось войско в Древней Руси? 11.Какому герою пришлось попасть на дно морское из- за своей жадности? 12.Каким ремеслом занимался Садко? 13.На берег какого озера приходил гусляр? 14.Почему морской царь отпустил Садко домой? 15.За что поплатился Ставр Годинович и попал в острог? 16.С помощью чего освободила своего мужа из острога Василиса Микулична? 17.Кто такая Авдотья Рязаночка? 18.Почему цветок, который выбрала Авдотья называется бессмертник? 19.Почему Хан Батый отпустил всех Рязанцев из полона? 20.Почему былины называли старинами?
- Конкурс окончен. Подводим итоги.
2конкурс- конкурс капитанов команд. Капитаны должны будут собрать разрезные картинки в одну картинку и назвать героя былин. Кто быстрее соберет получит очко.
Подвожу итог 2 конкурса. (чтобы легче было следить за ходом игры воспитатель выставляет на специальный столик фишки двух цветов) А сейчас наш 3 конкурс.
Я включу музыку, а вы должны будете назвать, что вы представляли, когда слушали ее.(Включаю отрывки из музыкальных произведений ).Дети высказываются после каждой мелодии о своих впечатлениях и образах. Каждый ответ ребенка отмечают фишкой. Затем подсчитываю вместе с детьми фишки двух команд и называю победителя конкурса.
Физминутка : «Богатырь он вот каков, он силен, он здоров ,
Он из лука стрелял, метко палицу бросал .
Подрастем мы посмотри ,станем как богатыри! (Затем дети импровизируют движения под мелодию С.Намина) Подошел 4 конкурс нашей игры.
В этом конкурсе вы будете разгадывать мини кроссворды .Слушайте задание. Выпишите буквы одного цвета в таком порядке, чтобы получилось имя былинного богатыря. Кто быстрее выпишет буквы, та команда и выигрывает. Подвожу итог соревнования, объявляя победителя.
Сейчас ко мне выйдут капитаны .Для них новое испытание. Я загадываю загадки о былинных персонажах, а капитаны отгадывают о ком идет речь. Дети не должны подсказывать своим капитанам , иначе снимем очко за подсказку или выкрик .Слушайте капитаны.
,«Свист соловьиный ,взор орлиный -не зверь ,не охотник(Соловей-Разбойник)
«И мне, царищу, охота ,чтобы и меня с Рязанкой похвалили, Орду добром помянули» (Хан Батый).
«Из-за сопок и полей показался некий зверь,
В ноздри он дышал огнем, ночью стало словно днем.
Он украл Забаву, потащил в дубраву» (Змей Горыныч).
Богатырь и воевода ,увидев разоренной И поруганной родную Рязань, Собрал небольшую дружину И кинулся по кровавому следу Орды. (Евпатий Коловрат).
Вместе с детьми подводим итог конкурса.
Наряду с былинами русские люди придумывали небылицы. Наш следующий конкурс состоит в том, что я буду зачитывать вам небылицы, а каждая команда объясняет в чем состоит небылица.
«Крыши испугались сели на ворон». «Лошадь погоняет мужика кнутом». «Чепуха, чепуха, это просто враки, Куры съели мужика - говорят собаки».
Отмечаю итог конкурса и называю победителя.
Во все времена русские люди любили и защищали свою Родину от врагов. Во имя любви к родной сторонушке, дружбе товарищей, смелости и храбрости слагались пословицы. Наш заключительный конкурс игры в том, чья команда больше назовет пословиц о Родине, смелости и дружбе. Ребята, не забывайте правило о котором мы говорили вначале игры, будьте терпеливы и не выкрикивайте. Начинаем:
Родная сторона мать-чужая мачеха. Родина любимая, что мать родимая. Всякому мила своя сторона. Родина мать- умей за нее постоять. Жить Родине служить. Смело иди в бой – Родина за тобой. Смелость города берет. Храброму смерть не страшна.
Смелый боец и в бою молодец. Один за всех и все за одного. Старый друг, лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей друзей. Сам погибай , а друга выручай. Человек без друзей, что дерево без корней.
Наша игра подошла к концу и мы подведем итог соревнования, подсчитаем очки и узнаем кто победил .Итак , команда «Силачи» набрала столько-то очков, команда «Храбрецы»-столько-то. Теперь подсчитаем все фишки и назовем победителя нашей викторины. Молодцы! Мы награждаем вас медалями за знания, умения, сообразительность, ловкость и смелость. (Детям вручаем медальки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школа снеговиков" конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе
Коррекционно-развивающее занятие предназначено для воспитанников подготовительной к школе группе и способствует развитию произвольности психических процессов....
Конспект НОД по ПДД в подготовительной к школе группе «Школа светофорных наук»
Конспект занятия...
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе: «Нам скоро в школу»
Конспект для воспитетелей по матетике...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по социально-коммуникативному развитию на тему: «Скоро в школу»
Цель: Развивать мышление, память, способность к умозаключениям.Программное содержание: Образовательная задача:1. Познакомить дошкольников с профессией учителя, врача, фармацевта, установить добро...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины "Илья Муромец и Соловей -разбойник"
Этот конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Мате...
Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».
Познакомить детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца...