Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Былины - кладезь народной мудрости. Илья Муромец - русский богатырь".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей с былинным эпосом: его происхождением, авторством, содержанием. Знакомство с элементарными историческими сведениями об эпохе Древней Руси. Формирование представлений о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Илья Муромец"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с былинами | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Былины - кладезь народной мудрости.
Илья Муромец – русский богатырь».
Цель: Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси. Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Илья Муромец". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Вызвать интерес к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины, богатыри, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, травушка - муравушка, земля - матушка, студёная водица, калики перехожие, чадо милое, жажда мучает.
Материал: иллюстрации, репродукция картины Васнецова «Богатыри», былина «Илья Муромец», картинки – раскраски с контурным изображением богатырей.
Ход НОД: I. Воспитатель рассказывает и показывает иллюстрации: Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.
Итак, сегодня мы начнём путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: "Что же такое былина?", - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование. Здесь вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения. Вместе с русским богатырём Ильёй Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем Разбойником; а с богатырём Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.
Так, кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины не читали, а сказывали — пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях. Исполнители былин назывались сказителями.
Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили. Былины рассказывали о подвигах богатырей — могучих и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой. Они разъезжают в чистом поле на богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность и разговаривать. Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы.
Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, богатыри неизменно побеждают в бою.
II. Художник Виктор Васнецов нарисовал картину, которая называется «Богатырская застава». Застава — это граница, место на дороге, на котором стоит специальный знак: «Здесь начинается чужая территория. Въезжать без разрешения нельзя».( Воспитатель показывает репродукцию картины Васнецова "Богатыри") Сегодня мы познакомимся с главным былинным героем - Ильёй Муромцем. Вот он вместе со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем несёт караульную службу на заставе. Они отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец - крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алёша Попович - сын попа. Но их объединяет одно - желание в трудную минуту помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.
Здесь, на картине, Илья Муромец стоит в центре, "богатырь богатырей", мужественный, спокойный, уверенный в своих силах. Он охраняет покой своей Родины, мирную жизнь русичей - так раньше называли жителей Древней Руси.
Каждое утро Илья Муромец со своими товарищами выходит в дозор, в чистое поле, и честно несёт свою нелёгкую службу, но былина, с которой вы сегодня познакомитесь, не о том, как они стоят в дозоре. Это рассказ о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал настоящим богатырём.
III. Чтение и беседа по былине "Илья Муромец".
Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины.
Как назывались город и село, где родился Илья Муромец? Как он провёл свои первые 30 лет жизни? Кто помог ему избавиться от тяжёлого недуга? Благодаря какой волшебной силе Илья Муромец стал настоящим богатырём? Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления?
IV. После беседы детям раздаются картинки-раскраски с контурным изображением богатырей. Богатырей нужно раскрасить. А в пейзаж, на фоне которого они нарисованы, можно добавить «свои» детали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: "Пингвины на льдине"
Разнообразен природный и животный мир нашей планеты! Северный полюс, Южный полюс, пустыня... Любите путешествовать? Тогда - в путь!...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы в образовательной области «Познание» Тема: «Сделай мир ярче»
Было бы неправдой говорить, что проблема мусора является новой. Как-то в одной из телепередач о следах пребывания первобытных людей была показана гора мусора длинной несколько десятков м...
«Берёза – русская красавица!» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы
Приобщение детей к русской культуре, традициям и обычаям своего народа. Формировать представления детей о народном празднике, русском народном костюме, народных играх....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (аппликация) тема: «Бабочка»
Образовательная область: познавательное и художественно-эстетическое развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательное.Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: становление эст...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Путешествие по математическим станциям». Образовательная область
Программное содержание: Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цели...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: « Зима в лесу»
Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы, используя нетрадиционную технику.Задачи:1. Образовательная:- развивать умение рисовать пластиковыми вилками по бумаг...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему:"Зима"
Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы. Программные задачи:1. Образовательная- формировать умение рисовать гуашью, правильно подбирать фон;-...