Ознакомление с цветом как одна из форм познания окружающего мира в раннем возрасте
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района
Республики Татарстан
Районное методическое объединение воспитателей групп раннего возраста
Выступление из опыта работы:
«Ознакомление с цветом как одна из форм познания окружающего мира в раннем возрасте»
Воспитатель
МБДОУ №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Юнусова Е.М.
первая
квалификационная категория
2014 год
Сенсорное воспитание ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.
Важнейшими условиями успешного сенсорного развития являются общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность взрослых. Ребенок еще не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировке в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Специально созданные условия, в процессе проведения занятий и в повседневной жизни, позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой – маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети – это цвет.
Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними им сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.
В раннем и младшем возрастах все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с различными предметами. Взрослый показывает, дает в руки малышу разные предметы, обращая его внимание на их цвет. Это могут быть кубики, мячи, фрукты, овощи, игрушки.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Сначала в определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или, что они разные.
Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).
Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.
К концу второго года жизни дети начинают повторять вслед за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова, как «красный», «синий» или «желтый», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово – название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика – сама по себе. В лучшем случае ребенок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться.
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, форм и других свойств предметов, поэтому сенсорное воспитание является основой развития чувственного опыта детей.
Планируя занятия по ознакомлению детей с цветом необходимо придерживаться принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнения заданий. Непосредственно – образовательная деятельность проводится в игровой форме с использованием подвижных игр, пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек. От простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения постепенно переходят к более развернутым.
Готовя пособия к непосредственно – образовательной деятельности, необходимо опираться на эталонную систему основных цветов спектра.
Особенно важна цветовая характеристика дидактического материала. Подбирая дидактический материал необходимо обращать внимание на одинаковую насыщенность цвета. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
Обогащение сенсорного опыта происходит в процессе проведения специальных игр-занятий по группировке похожих предметов одного цвета, а затем соотнесению их по величине или по форме, путем размещения вкладышей в соответствующие гнезда; по выбору предметов по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей.
Целесообразно также подводить ребенка к обозначению цветовыми пятнами характерных признаков предметов и явлений, выбирая необходимую мозаику или краску из двух-трех разновидностей («огоньки ночью», «листочки», «снег идет» и т.п.).
В повседневной жизни дети могут наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений (листья деревьев, облака, мороз на окнах, разнообразие зимнего пейзажа, яркие краски осенних ковров) в группе и на прогулке.
Нашу группу посещают двух – трехлетние малыши. Все они впервые поступили в детский сад. Как показало обследование, проведенное в начале учебного года, из 21 ребенка один малыш различает шесть основных цветов, четыре цвета различают пятеро детей, остальные не различают ни одного цвета.
Учитывая разную степень подготовки детей, необходимо начать с того, чтобы научить находить предмет по образцу, предъявленному воспитателем, или по такому же предмету. Первое занятие было проведено с цветными шариками, цель которого: упражнять детей в различении зеленого и красного цвета; научить понимать обращение : «Покажи шарик». По такому образцу, планируем провести целый ряд занятий («Постройка башни из кубиков», «Игра с цветными палочками», «Разложи в стаканчики, коробочки», «Прокати шарики с лоточка», «Грибочки, кружочки – по местам».
Большое значение имеет и индивидуальная работа, которая проводится с детьми. Так, например, Тишина Карина и Хисматов Булат очень любят подбирать по цвету бабочек к цветку, колечки пирамидки к цвету палочки. Такие повседневные упражнения дают свои положительные результаты.
Убедившись, что большинство ребят могут узнавать цвет по образцу и действовать с ним, можно будет перейти к более сложному приему – показу предмета с названием цвета.
Параллельно проводится работа и с родителями. Были проведены и оформлены консультации по ознакомлению детей с цветом. На родительском собрании в начале сентября познакомили родителей с содержанием работы по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. К родительскому собранию оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Были даны подробные разъяснения взрослым как играть с детьми в эти игры дома, какие игры и игрушки можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.
Думаем, что совместная и систематическая работа по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, окажет положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы. У детей будут сформированы умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития познания:
- дети выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
- группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей.
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей.
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.), в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка.
- обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п.
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок и др.)
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину «бруски – кирпичи» или кубики определенного цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами – названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим они могут называть и желтый и зеленый предмет).
Мир цвета сказочен и разнообразен. Очень хочется в наш компьютеризированный век, век нанотехнологий сделать взгляд детей на окружающую действительность веселым, ярким, цветным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познание окружающего мира ребенком раннего возраста.
Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1...
Экспериментирование с детьми, как одна из форм познания окружающего мира.
Экспериментирование с детьми, как одна из форм познания окружающего мира....
Консультация для воспитателей "Наблюдение как форма познания окружающего мира детей дошкольного возраста"
Методический материал для воспитателей для организации работы с дошкольнимами по познавательному развитию...
Ознакомление с окружающим миром детей раннего возраста через экспериментирование
Презентация "Ознакомление детей раннего возраста через экспериментирование"...
Наблюдение — особая форма познания окружающего мира дошкольниками.
Статья акцентирует внимание на такой форме познавательной деятельности как наблюдение...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей раннего возраста
Програмное содержание:Познакомить детей с новым для них животным – кроликом, особенностями его внешнего вида (длинные уши, круглые глаза, на теле мягкая пушистая шерсть, короткий хвост, на...
конспект мастер- класса "Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками, как одно из средств познания окружающего мира"
В материале представлен опыт работы по обогащению практик педагогов способами включения дошкольников в познавательные действия и творческую активность с использованием техник нетрадиционного рисования...