Наблюдение — особая форма познания окружающего мира дошкольниками.
статья

Семенова Татьяна Георгиевна

Статья акцентирует внимание на такой форме познавательной деятельности как наблюдение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение — особая форма познания окружающего мира дошкольниками.

Согласно ФГОС экскурсии, наблюдения – это одни из форм познавательной деятельности дошкольников через которые реализуется содержание дошкольного образования. Организация наблюдений с дошкольниками способствует накоплению ими информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, природы и социума.

Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания  (Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). В исследованиях, выполненных в ЛГПИ им. А. И. Герцена, утверждается, что наблюдение — это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.

Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, П. Г. Саморукова и другие подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение сопровождается  точной речью, чтобы полученные знания усвоились детьми лучше. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, поэтому мы регулируем его по времени, объему и содержанию.

Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений, которые мы используем  в своей работе:

Цель и задачи каждого  наблюдения поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер и помочь  ребенку с ограниченными возможностями здоровья подумать, вспомнить, найти  ответ на поставленный вопрос.

Для каждого наблюдения мы отбираем  небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей с ограниченными возможностями здоровья постепенно, в результате многократных  встреч с ними.

Посадка луковиц, так называемый «огород на окне», выращивание цветочной рассады и посадка её в клумбы, работа в огороде, на грядке во время всей этой деятельности  - когда дети наблюдают за растениями, за изменениями, происходящими с ними. За изменениями в окружающей действительности дети также наблюдают и во время прогулок. Такое наблюдение даёт детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя  их  первоначальные представления.

В организации наблюдений и экскурсий  предусматриваем системность, что обеспечит их взаимосвязь. Экскурсия - это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное и непосредственно организованное образовательное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Экскурсии мы проводим разнообразные и в большом количестве. Это и в музей природы, на конный двор, на станцию юных натуралистов, которые  дают возможность детям не только понаблюдать за животными и птицами, но и непосредственно пообщаться с ними. В результате таких экскурсий и наблюдений у детей с ограниченными возможностями  формируется полное, глубокое представление об окружающей природе, а также  побуждают  интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

Наблюдение, несомненно,  способствует  развитию умственной и речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы строим побудительного  характер, которые помогают мыслить и строить умозаключения). Чем конкретнее, ярче представление, воспринятых образов тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, закрепляются, уточняются, обобщаются и систематизируются с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

Вывод:
Учёные подчеркивают, что ребенок познает окружающий мир через призму собственных чувств, прожитых в действии. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее, полноценнее он развивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование с детьми, как одна из форм познания окружающего мира.

Экспериментирование с детьми, как одна из форм познания окружающего мира....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Наблюдения -как способ познания окружающего мира

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, лас...

Консультация для воспитателей "Наблюдение как форма познания окружающего мира детей дошкольного возраста"

Методический материал для воспитателей для организации работы с дошкольнимами по познавательному развитию...

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДОШКОЛЬНИКАМИ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЯ

Участие в международных научно-практических конфиренциях...