Мониторинг игр-экспериментов
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему
Выявление психолого-педагогических условий развития игр-экспериментов у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_igr-eksperimentov.docx | 81.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1080
МОНИТОРИНГ
игр – экспериментов
Разработано
старший воспитатель
Музыкантова М.А.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи (Н.Н. Поддьяков) называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Нашей целью является выявление психолого-педагогических условий развития игр – экспериментов у детей дошкольного возраста.
Методика «Выбор деятельности» (Прохоровой Л.Н)
Содержание задания: Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы; 6 – конструирование.
Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делось три выбора. Все три выбора фиксировались в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Результаты оформляются в таблицу:
Оценка результатов методики «Выбор деятельности»
Фамилия, имя ребенка | Выбор деятельности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методика «Условия организации экспериментальной деятельности детей в группе». (Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой)
Данная методика исследует сферу интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей.
Содержание задания: Ребенку предлагаются картинки, на которых изображено оборудование из уголка экспериментирования:
1 - приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты);
2 - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
3 - природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);
4 - утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);
5 - технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);
6 - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
7 - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
8 - медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);
9 - прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).
Ребенку предлагается выбрать: «Что больше нравится. Почему?», «Что будешь с ним делать?». За первый выбор – 9 баллов, за второй – 8 баллов, за третий выбор – 7 баллов, за четвертый – 6 баллов, за пятый – 5 баллов, за шестой – 4 балла, за седьмой – 3 балла, за восьмой – 2 балла, за девятый – 1 балл.
Оценка результатов выбора детьми оборудования из уголка
экспериментирования
Фамилия, имя ребенка | Оборудование из уголка экспериментирования | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методика «Оценка развития познавательной инициативы»
Содержание задания: «Важное задание»
Взрослый предлагает детям выполнить задание по получению необходимой информации по одной из предложенных тем: «Воздух», «Вода», «Почва». Дети должны найти как можно больше интересных сведений, накопить новый и необычный материал по выбранной теме.
Протокол обследования
№/№ п/п | Ф.И. ребенка | Кол-во источников | Кач-во и содержательность предоставленного материала | ||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
Оценка результатов
3 балла – ребенок получает информацию из 3-х и более источников, накапливает практические материалы, задание выполняется в ранее оговоренные сроки.
2 балла – ребенок получает информацию из 2 – 3 источников, при переработке информации отдает приоритет только более значимой для него информации.
1 балл – ребенок использует лишь 1 источник информации, не заинтересован в поиске информации из различных источников, не удерживает поставленной цели задания.
Источники получения информации:
- спросить у взрослого;
- спросить у сверстника;
- прочитать в книге, журнале, энциклопедии;
- получить информацию экспериментальным путем, в практической деятельности;
- использование видео материалов и ПК.
Методика «Исследования педагогической компетентности родителей и воспитателей в области диагностики и развития игр-экспериментов».
(по книге «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации» / Под общ. ред. Л.Н Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003. – 64 с.).
Анкета для воспитателей
1, 2, 3 вопросы - изучение условий и форм организации игр -0 экспериментов.
4, 5 вопросы - изучение проблем игр-экспериментов, методов и приемов их решений.
7, 8, 9 - изучение особенностей индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию.
Анкета для воспитателей:
1. Созданы ли условия для организации игр - экспериментов в Вашей группе? Если да, то какие?
2. Как часто Вами планируется организация игр - экспериментов?
3. Какая из форм игр - экспериментов преобладает у Ваших детей: познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок)?
4. Если продуктивная, то что мешает Вашим детям заняться познавательным экспериментированием (нужно подчеркнуть):
∙ запреты со стороны взрослого;
∙ сниженность познавательных интересов детей;
∙ неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду, испачкаются и т.д.;
∙ другие причины (что именно?).
5. Как вы поддерживает интерес ребенка к экспериментированию (нужно подчеркнуть):
∙ проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
∙ оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
∙ сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
∙ другие методы (какие именно?).
6. С чем Ваши дети любят проводить эксперименты?
7. Разделите детей Вашей группы на 3 подгруппы с высоким, средним и низким уровнем?
8. В чем особенности детей разного уровня?
Спасибо!
Анкета для родителей
1, 2, 3 вопросы - изучает мотивацию и особенности игр - экспериментов в семье. 4, 5 вопросы исследование условий совместного детско - родительского эксперимента.
Анкета для родителей:
1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать и играть Ваш ребенок?
3. Продолжает ли ребенок игры – эксперименты, начатые в детском саду, дома? Если да, то как часто?
4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое?
5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?
Спасибо!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)
В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...
Мониторинг развития музыкальных способностей по кружковой деятельности "Звук-волшебник" (вопросы и задания к мониторингу, условные обозначения, на 1-ый и на 2-ой год обучения)
Данный материал представлен музыкальным руководителям детских садов для отслеживания результатов усвоения детьми программы по музыкальному воспитанию Т.Н. Девятовой "Звук-волшебник", используемый для ...
"Роль службы мониторинга в реализации технологий мониторинга качества"
Технология мониторинга - это прорыв в будущее музыкально – педагогического процесса детского сада, ориентированного на успехи каждого ребенка в музыкальном образовании....
Презентация "Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга)"
Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга...
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
мониторинг эксперимента
анализ мониторинга по эксперементу...
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...