Статья "Формирование знаний о музее у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О МУЗЕЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сидорова К.В.
Аннотация. В статье представлена проблема формирования знаний о музее у детей старшего дошкольного возраста, представлена экспериментальная программа, направленная на формирование знаний о музее с детьми старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: музей, социокультурное и нравственное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О МУЗЕЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сидорова К.В.
Аннотация. В статье представлена проблема формирования знаний о музее у детей старшего дошкольного возраста, представлена экспериментальная программа, направленная на формирование знаний о музее с детьми старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: музей, социокультурное и нравственное развитие.
В настоящее время в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), главное значение приобретает вопрос формирования у дошкольников общей культуры личности; объединение обучение и воспитание в целостной образовательный процесс на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, норм и правил поведения в интересах человека, семьи и общества.
По мнению, Н. А. Рыжовой [4], музей является порождением культуры и поэтому занимает в образовательной системе достойное место как педагогическое средство развития и воспитания с первых лет пребывания ребенка в образовательном учреждении. Он является хорошим средством воспитания высоких культурных, социокультурных и нравственных качеств личности. Поэтому уже в дошкольном возрасте, особенно в старшем, необходимо вести целенаправленную работу по формированию у детей знаний о музее.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учат ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлением природы и поступкам людей.
А. Н. Морозова [2] дала следующее определение музея – это учреждение, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведения искусства, предметы и документы, имеющие культурное, научное, историческое значение, а также здание, в котором находится это учреждение.
Старший дошкольник способен воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности, портретные характеристики персонажей. Н. А. Вербенец [1] считает, что у способных детей пробуждается интерес к различным видам и жанрам изобразительного искусства, появляется изобразительность в выборе художественных средств в изобразительной деятельности, зарождается интерес к экскурсиям по родному городу, выставкам и музеям. Контакты с искусством стимулирует потребность в расширении и углублении художественного опыта. Рассмотрение и любование произведениями искусства способствует обогащению творческого воображения.
Поэтому в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы становится формирование знаний о музее у детей старшего дошкольного возраста. По мнению многих исследователей (Б. А. Столяров, М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной) детей c самого раннего возраста нужно знакомить с традициями нашего народа, которые представлены в музеях [5].
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования знаний о музее у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным если: сочетать информационно-рецептивные методы ознакомления с музеем с игровыми методами; создать условия для выражения ребенком позитивного отношения к музею в продуктивных видах деятельности.
Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) проводился на базе МБДОУ «Зоренька» № 41» города Чебоксары. В эксперименте приняли участие 2 группы детей 6 года жизни: экспериментальная – 19 человек и контрольная – 21 человек.
Был проведен констатирующий этап исследования с помощью методик: «Нарисуй музей» и «Беседа». Целью первой методики было выявление у детей знаний о музее с помощью графических изображений. Каждому ребенку был представлен листок бумаги, цветные карандаши и фломастеры. После объяснения ребенку задания экспериментатором, ему необходимо было нарисовать музей. После окончания работы у ребенка спрашивали, что он нарисовал. В ЭГ у 21 % выявлен средний уровень сформированности знаний о музее, у 21 % – высокий, а 58% имеют низкий уровень. В КГ у 16% выявлен высокий уровень, 32% имеют средний уровень, а 52% – низкий.
Целью второй методики является выявление у детей знаний о музее, о профессиях, которые есть в музеях, о заинтересованности детей к музейной деятельности. Каждому ребенку задавали вопросы, на которые ему нужно было дать ответ. У 5% детей экспериментальной группы выявлен высокий уровень формирования знаний о музее, у 37% показатель среднего уровня, 58% имеют низкий уровень. В КГ показатели следующие: 11% показали высокий уровень, а 42% средний и 47% низкий.
В целом, анализируя данные двух методик можно сказать, что уровень знаний о музее у детей старшего дошкольного возраста является ниже среднего. Дети имеют общие представления, знают, что делают в музее и зачем они нужны, знают разные музеи.
Цель формирующего этапа: апробировать педагогические условия формирования знаний о музее у детей старшего дошкольного возраста.
Всю нашу работу по формированию знаний о музее мы разделили на 3 блока. 1 блок – «Знакомство детей с понятием музей и видами музея». Целью данного блока было знакомство детей старшего дошкольного возраста с понятием музея, заинтересовать их в музейной педагогике.
2 блок – «Музеи Чебоксар и правила поведения в музее». Цель – познакомить детей с современным состоянием музея, с разновидностями и правилами поведения в музее.
3 блок – ««Дидактические, сюжетно-ролевые игры и упражнения». Цель данного блока – практическое применение знаний о музее у детей старшего дошкольного возраста в разнообразных играх, упражнениях.
С целью выявления результативности проведенных мероприятий по формированию знаний о музее у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный срез знаний. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по 2 методикам показывает, что у детей экспериментальной группы произошла положительная динамика: если на этапе констатирующего эксперимента было 21% детей с высоким уровнем, то сейчас на 42,2% результат улучшился. Средний уровень выявился у 47,3% детей экспериментальной группе, на констатирующем этапе было 21%.
Таким образом, нами было проведено теоретическое и практическое исследование проблемы формирования знаний о музее у детей старшего дошкольного возраста, обнаружены его особенности, пути коррекции. Гипотеза исследования подтверждена, задачи решены.
ЛИТЕРАТУРА
- Вербенец, Н. А. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики / Н. А. Вербенец // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 6. – С. 30-32.
- Морозова А. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика / А. Н. Морозова, О. В. Мельникова. – Москва: Творческий центр, 2006. – С. 2-17.
- Пантелеева, Л. В. Музей и дети / Л. В. Пантелеева. – Москва: Карапуз, 2000. – 245 с.
- Рыжова, Н. А. Мини – музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова. – Москва: Линкa - Прeсс. – 2011. – 256 с.
- Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Б. А. Столяров. – Москва: Высшая школа, 2004. – 276 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника: ДЕНЬ ЗНАНИЙ (тематический вечер для детей старшего дошкольного возраста)
Под веселую детскую музыку, звучащую в грамзаписи, дети заходят и занимают свои места. Ведущий. Ребята, сегодня мы отмечаем Первое сентября, всеобщий праздник – День знаний!1-й ребенок. Первое сентябр...
«Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников: подготовка детей старшего дошкольного возраста к проведению экскурсий в мини-музее»
Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников...
Сценарий праздника "День Знаний о России"для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий написан к празднику "День Знаний".Наряду с интересным сюжетом содержит в себе основные тезисы и понятия о нашей Родине....
"Диагностика для определения уровня сформированности знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о народах, проживающих в Волгоградской области"
Данный материал позволяет определить уровень знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о народах, проживающих в Волгоградской области...
«Путешествие в страну Знаний» сценарий утренника для детей старшего дошкольного возраста
laquo;Путешествие в страну Знаний»сценарий утренника для детей старшего дошкольного возрастаПрограммное содержание: уточнить знания детей о празднике, отмечаемом1 сентября – Дне знаний; с...
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОМ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Аннотация: в статье рассматриваются взгляды исследователей на понятие «функциональная грамотность». Авторы статьи выделяют компоненты функциональной грамотности в музыкальном и физическом ...