Кружковая работа по теме "Оригами"
материал (старшая группа) на тему

Ермолина Ирина Сергеевна

Пояснительная записка

Творческое развитие ребенка – это неотъемлемая часть воспитательного процесса, направленная на формирование у дошкольников интереса к профессиям различного рода, а также к истории народного творчества, знакомящая их с народными промыслами и воспитывающая уважение к физическому труду.

Для реализации вышеуказанных целей разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ от 17.10. 2013 г. №1155. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, а также Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, вышеперечисленные документы являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Красногорский детский сад»

Рабочая программа кружка «Оригами» для детей старшего дошкольного возраста

                                                                           Воспитатель:

                                                                              Ермолина И.С.

Пояснительная записка

Творческое развитие ребенка – это неотъемлемая часть воспитательного процесса, направленная на формирование у дошкольников интереса к профессиям различного рода, а также к истории народного творчества, знакомящая их с народными промыслами и воспитывающая уважение к физическому труду.

Для реализации вышеуказанных целей разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ от 17.10. 2013 г. №1155. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, а также Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, вышеперечисленные документы являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.

Занятия в кружке «Модульное оригами» - это работа, основанная, в первую очередь, на наблюдении и освоении детьми окружающей действительности, ее личностного отражения и формирования собственного отношения к ней, активный творческий поиск. Используемая как средство дополнительного образования, эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.

Данная программа предназначена для старших дошкольников и ориентирована на освоение ее детьми 5 – 7 лет, что соответствует ключевым потребностям данного возраста в развитии творческих способностей. В ходе ее освоения предполагается развитие у детей таких навыков как:

- развитие мелких мышц пальцев;

- сбалансированное развитие логического и образного мышления;

- формирование пространственных представлений;

- умение поэтапного планирования своей деятельности и доведения ее до желаемого результата;

- расширение кругозора;

- удовлетворение познавательных интересов.

Программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

Актуальность программы кружка «Модульное оригами» в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществления совместной деятельности в процессе освоения программы. Программа способствует развитию личностных познавательных процессов, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной творческой деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит сформировать, развивать и корректировать у старших дошкольников пространственные и зрительные представления, а также помочь детям легко и радостно включиться в будущем в учебный процесс.

Педагогическая целесообразность программы кружка «Модульное оригами» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.

Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;

- включение в программу не только обучения модульному оригами, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в представленной технике;

- использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.

Программа кружка «Модульное оригами» рассчитана на 33 часа (1 год обучения в старшей группе, 1 занятие в неделю), в ходе которого предполагаются как групповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребенку.

Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления их с искусством модульного оригами.

Для реализации цели программы предполагается выполнить в процессе обучения такие задачи программы:

- обучение детей работе в технике модульного оригами;

- усвоение первоначального опыта самореализации;

- развитие воображения, художественного вкуса, чувства прекрасного;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду;

- формирование представлений о творческих идеалах.

Работа над освоением программы проводится поэтапно (в течение двух полугодий), поэтому мы считаем целесообразным выделить учебные задачи для каждого полугодия:.

Задачи для первого полугодия:

1. Знакомство с искусством оригами, его историей, базовыми принципами.

2. Знакомство с базовыми фигурами оригами.

3. Развитие умения работать с ножницами и бумагой, воспитание аккуратности, усидчивости, терпеливости.

4. Усвоение и запоминание детьми необходимых терминов и понятий.

5. Обучение созданию оригами, выполненного путем многократного складывания углов.

6. Формирование желания самостоятельно складывать фигуры в технике оригами, практикуя уже изученные приемы.

7. Развитие произвольного внимания, интереса к ручному труду, творчеству.

8. Демонстрация достижений детей (создание выставки изделий).

Задачи для второго полугодия:

1. Развитие умения свободно оперировать основными терминами моделирования оригами.

2. Обучение вкладыванию внутрь боковых треугольников и сторон.

3. Закрепление умения складывания «складкой».

4. Создание осознанного интереса к занятию оригами.

5. Развитие самоконтроля и самооценки.

6. Закрепление умения оперировать основными понятиями техники оригами.

7. Знакомство с модульным оригами.

8. Создание изделий из модулей (лебедь, тюльпан, ананас, заяц).

9. Развитие чувства прекрасного, эстетических интересов.

10. Формирование желания самостоятельного создания изделий в технике «модульное оригами».

11. Демонстрация достижений детей (создание выставки изделий).

В ходе реализации задач программы предполагается использовать такие методы обучения как:

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

- словесный метод (устные изложения, беседы, рассказы);

- практический метод (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- пояснительно – иллюстративные методы (восприятие детьми готовой информации);

- репродуктивные методы  (воспроизведение дошкольниками полученных знаний и освоенных способов деятельности);

- частично – поисковые методы (методы, предполагающие коллективный поиск и решение поставленной задачи вместе с педагогом);

- исследовательские методы (заключающиеся в осуществлении самостоятельной творческой работы детьми).

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

- фронтальные методы (одновременная работа педагога со всеми детьми);

- индивидуально – фронтальные методы (индивидуальные и фронтальные формы работы чередуются);

- групповые методы (организованная работа детей в группах);

- индивидуальные методы (индивидуальное выполнение заданий и учебных проблем детьми).

 Планируемые  результаты: 

- дети овладевают различным приемам работы с бумагой;

- дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;- дети знакомятся с искусством оригами;

- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности);

- дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;

- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали);

- дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.

Содержание программы.

Неделя 1.

  1. Теоретическое занятие «Знакомство с оригами» (история направления, виды).
  2. Знакомство с понятием «базовые формы» и их применение в технике оригами.

Неделя 2. 

2.1.Практическое занятие. Изготовление базовой формы «квадрат» и изделий на ее основе. 

2.2.Знакомство с условными обозначения в оригами. 

Неделя 3.

3.1.Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек).

Неделя 4. 

4.1. Практическое занятие «Стилизованный цветок». Работа с базовой формой « Треугольник».

4.2. Практическое занятие «Лисёнок и собачка». Изучение разметки сгибанием. Знакомство с понятие о графических изображениях, их назначением. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.

Неделя 5.

5.1. Пароход.

5.2. Бабочка.

Неделя 6.

6.1. Солонка.

6.2. Рыбка.

 Неделя 7.

7.1. Тюльпан.

7.2. Лиса.

Неделя 8.

8.1.Практическое занятие «Яхта и пароход». Знакомство с приёмами чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.

8.2. Лягушонок.

Неделя 9.

9.1.Практическое занятие «Стаканчик». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).

9.2. Зайчик.

Неделя 10.

10.1. Практическое занятие «Синица и снегирь». Создание композиции «Птицы в лесу». Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ.

10.2. Кораблик.

Неделя 11.

11.1.Практическое занятие «Кролик и щенок». Ознакомление с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.

11.2. Стаканчик.

Неделя 12.

12.1.Практическое занятие «Утка». Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки. Оформление изделия, выставка.

12.2. Синица.

Неделя 13.

13.1.Практическое занятие «Сказочные птицы». Составить образы сказочных птиц, оформить композиции с этими сказочными персонажами.

13.2. Бабочка.

Неделя 14.

14.1.Создание композиции «Домашние птицы на лужайке». Заготовка изделий и составление панно.

14.2. Воздушный змей

Неделя15.

15.1.Рыбка и бабочка. (Теория и практика.) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

15.2. Щенок.

Неделя 16.

16.1.Практическое занятие «Лилия». Изделие, складывающееся из одинаковых деталей – модулей.

16.2. Собачка.

Неделя 17.

17.1. Создание композиции «Водоём». Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

17.2. Курочка.

Неделя 18.

18.1. Жаба. (Теория и практика.) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

18.2. Голубь.

Неделя 19.

19.1.Практическое занятие «Стрекоза». Выбор базовой формы. Беседа о насекомых живущих вблизи водоёмов. Декоративное оформление изделия.

19.2. Сова.

Неделя 20.

20.1.Создание композиции «Островок в пруду». Составить композицию, работая в группе. Организация выставки работ детей.

20.2. Пингвин.

Неделя 21.

21.1.Практическое занятие «Пароход». Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков. Украшение работ узорами на выбор.

21.2. Зайчик.

Неделя 22.

22.1.Создание работы «Подводная лодка». На основе базовых форм путем сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.

22.2. Кошка.

Неделя 23.

23.1.Создание композиции «В море», подготовка ее к выставке.

23.2. Лиса

Неделя 24.

24.1.Изготовление открытки «Букет гвоздик» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

24.2. Рыбка.

Неделя 25.

25.1.Создание композиции «Бутоны роз» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

25.2. Лебедь.

Неделя 26.

26.1. Практическое занятие «Подснежник» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

26.2. Мотылёк

Неделя 27.

27.1.Практическое занятие «Парусный кораблик». Работа с базовыми формами и техникой сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных декорирующих частей, характерных для изделия.

27.2. Бабочка

Неделя 28.

28.1. Практическое занятие «Весёлое письмо». Складывание фигур по диагонали путем захвата маленького треугольника без использования базовых форм.

28.2. Корзинка.

Неделя 29.Оформление выставки моделей, изготовленных в течение года.

Неделя 30. Конкурс «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

 

Методическое обеспечение программы

1. Дидактический материал: карточки с заданиями для детей, тестовые задания, иллюстрационные материалы, репродукции картин, фотоальбомы, инструкционные карты.

2. Техническое оснащение: видеоматериалы, Интернет.

3. Литература для педагога.

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами – СПб: Кристалл, 2005.
  2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты - СПб, Химия, 1995.
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами - СПб, Химия, 1995.
  5. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели - М.: Первое сентября, 2002.
  6. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами М.: Айрис-пресс, 2007.
  7. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами - СПб.: Нева, 2007.
  8. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки. - СПб: Химия, 2001.

4. Литература для детей:

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами– СПб: Кристалл, 2005
  2. Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты. - СПб, Химия, 1995.
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами - СПб, Химия, 1995 г.

 

Список использованных источников:

  1. Богданова Е. Е. Рабочая программа кружка рукоделия на тему «Оригами». – Воскресенск. – 2014.
  2. Васильева Л. С. Программа кружка оригами «Волшебнгый квадратик». – Саратов. – 2010.
  3. Гурожапова М. П. Программа кружка «Загадочный мир оригами» (художественно – эстетичсекое направление). – 2011 г.
  4. Милюхина С. Л. Программа кружка «Волшебный мир оригами». – 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....