Непосредственно образовательная деятельность " Загадка рыбки Немо"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Основной задачей данной непостредственно-образоватлеьной деятельности является воспитание у детей любознательности, стремления к поиску нестандартных решений,а так же обогащение знаний о окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka_nemo.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
«Загадка Немо»
по познавательно-исследовательской деятельности
(по познавательному развитию)
для детей подготовительной группы
Составитель:
воспитатель
Бартосик А.В.
2017
«Загадка Немо»
Цель: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого
потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
1.Образовательные
- Учить детей планировать собственную деятельность
- Систематизировать знания детей о свойствах воды
- Закреплять представление о том, что в природе все взаимосвязано
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
2. Развивающие
- Развивать познавательную активность
- Развивать связную речь
- Развивать логическое мышление
- Развивать внимание и память
- Расширять кругозор
3.Воспитательные
- Воспитывать умение договариваться и помогать друг другу
- Совершенствовать умение работать в команде
- Воспитывать отзывчивость, умение проявлять заботу об окружающих
- Воспитывать самостоятельность, решительность, инициативность, настойчивость, организованность, творчество, фантазию
Предварительная работа: беседа с детьми о значении воды, проведение серии опытов с водой, дидактическая игра на закрепление свойств соленой и пресной воды: « Море волнуется раз», «Где, какая вода бывает», чтение сказки « Капитошка. Путешествия воды», рисование « Тайны моря», групповая аппликация «Удивительный подводный мир»
Материалы для непрерывной образовательной деятельности:
Конверт « Почемучек», карта Средиземного моря, изображение рыбки Немо, мешочек с ракушкой, схема круговорота воды в природе, голубая ткань, значок « Почемучек»
Оборудование: прозрачные емкости разного объема, лейки с водой, поваренная соль, мерный стаканчик, картофелина, мелкие пуговицы, свечка в подсвечнике, столовая ложка
Организация детей: по подгруппам.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Примерный ход непрерывной образовательной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Организация детей перед НОД | ||
-Ребята, как вы думаете кому и от кого это письмо? А что такое письмо Почемучек? -Вам любопытно узнать, что же вам прислали за загадку? | Дети замечают в группе большой конверт для «Почемучек». Дети говорят, что это письмо Почемучек. Дети объясняют, что в таком письме находится вопрос, на который ребятам нужно попробовать найти ответ. Дети отвечают положительно и выражают желание открыть конверт. | |
Мотивация | ||
Педагог предлагает ребенку, который первый заметил конверт открыть его и показать детям содержимое. -Ребята, поделитесь со мной, что же нам прислали? Педагог интересуется, как можно проверить, кто из детей был прав. -Ребята, мы сейчас с вами будем рвать красивый подарочный мешочек? Педагог разрезает мешочек, демонстрирует ракушку. -Ребята, что может значить эта ракушка? Может это подсказка, которая поможет узнать, кто прислал нам письмо Почемучек? А как же нам проверить наверняка? Педагог читает письмо, в процессе демонстрирует карту моря. «Морской привет, замечательные Солнышки! Пишет Вам маленький житель Средиземного моря рыбка Немо. Недавно в нашем подводном садике я узнал одну вещь, которая напугала меня до дрожи в плавниках. Нам рассказали, что в наше море впадает много рек. Но ведь вода в реках и в моем море совсем не похожи! Теперь я боюсь, что, если реки принесут в море много пресной воды, то морская вода перестанет быть соленой. А я могу жить только в морской воде! Дорогие ребята, помогите мне разобраться! Стоит ли мне опасаться? В подарок посылаю Вам ракушку со дна моего моря и его карту.» Ребята, разве речная и морская вода отличаются друг от друга? | Внутри конверта ребенок находит письмо, карту моря и небольшой зашитый мешочек с неизвестным предметом внутри. Дети сообщают о письме, наощупь пытаются определить содержимое мешочка, высказывают свои предположения. Дети предлагают разорвать или разрезать ножницами мешочек. Дети выбирают вариант разрезания мешочка. Дети дают оценочные характеристики ракушке, называют свои варианты, откуда могло прийти письма. Дети просят педагога прочесть письмо. Дети внимательно слушают текст, рассматривают карту, отвечают на вопросы. Дети отвечают на вопрос. | |
Выявление проблемы | ||
-Расскажите мне, пожалуйста, о чем же это письмо? | Дети формулируют проблему: Рыбка Немо волнуется, что вода в море может стать пресной. | |
Целеполагание | ||
Ребята, как вы думаете, а мы с вами сможем помочь Немо? | Дети определяют цель: нужно помочь рыбке Немо узнать, будет ли в море всегда морская вода. | |
Планирование будущей деятельности | ||
- Вы, ребята, как думаете, стоит ли нашей рыбке волноваться? А как бы нам точно узнать, какой из ответов верный? Хочется помочь Немо как можно быстрее. Но разве можно дать точный ответ, не выходя из группы? Педагог вывешивает на доску карту моря и листок для зарисовки схемы эксперимента. -Ребята, давайте изучим карту, которую нам прислал Немо. Что вы видите? -Ребята, предлагайте, что мы должны сделать в первую очередь? Педагог уточняет способ получения морской воды. Педагог на листе схематично изображает этапы эксперимента. ( под цифрами 1 и 2) -Здорово. Море у нас получится. Но ведь не сама морская вода стала причиной беспокойства для рыбки. Давайте еще раз посмотрим на карту, что вы заметили? Педагог уточняет с помощью чего можно изобразить реки. -Как же наши реки будут впадать в море? Педагог на листе схематично изображает этапы эксперимента.( под цифрой 3) -Ребята, а как вы думаете, пресная вода только из рек поступает в море. Судя по карте, то мы все учли. И море, и реки. Но может что-то еще нужно вспомнить? Педагог уточняет с помощью чего можно изобразить дождь. Педагог на листе схематично изображает этапы эксперимента.( под цифрой 4) -Ой, я только, что поняла. В море поступает столько воды, что оно же может выйти из берегов и все затопить! Неужели природа ничего не предусмотрела? Педагог на листе схематично изображает этапы эксперимента.( под цифрой 5), и выражает желание поскорей начать эксперимент. | Ответы детей. Ответы детей. Дети предлагают провести эксперимент в группе. Ответы детей. Дети предлагают сделать море. Называют материалы, которые понадобятся ( емкость, лейки с водой, упаковка соли, ложка для размешивания),алгоритм действий. Дети замечают, что в море впадают две большие реки. Проговаривают, что в реках течет пресная вода, и Немо боится, что из-за рек вода в море изменится, и он не сможет в ней жить. Дети предлагают использовать воду из леек с надписью « пресная вода». Дети отвечают, что нужно будет налить воду из леек в сделанное море. Дети объясняют, что пресная вода может попасть в море в виде осадков: дождя или снега. Дети предлагают намочить губку и выжать ее над сделанным морем. Дети объясняют принцип круговорота воды в природе. Говорят о том, что солнце нагревает поверхность воды, и она испаряется. | |
Реализация плана | ||
Педагог просит детей посмотреть на составленную схему и выбирает несколько детей, чтобы они принесли все нужные материалы. Педагог по очереди вызывает детей для проведения каждого этапа эксперимента. Педагог выясняет у детей, что необходимо сделать, чтобы убедиться, что получилась именно соленая морская вода, и пытается вспомнить, какой опыт проводили дети для определения морской и пресной воды. Педагог просит одного ребенка принести 2 стакана и картофель. -Ребята, теперь у нас с вами самая настоящая морская вода. Но зачем мы с вами сделали соленую воду? -Ребята, а вы когда-нибудь были на настоящем море? Давайте мы сейчас с вами представим, что казались на берегу моря. Педагог расстилает голубую ткань. -Ребята, давайте посмотрим на схему нашего эксперимента? Что нам нужно делать дальше? -Ребята, мы практически все сделали. Что у нас нарисовано последним? Педагог советуется с ребятами обязательно ли нагревать всю емкость. Просит подумать, как можно сократить время нагревания, чтобы побыстрее написать ответ Немо. Педагог спрашивает, что нужно взять для нагревания. Педагог схематично зарисовывает этапы эксперимента (цифра 5) Педагог уточняет у детей, могут ли они самостоятельно провести эксперимент. -Ребята, давайте сейчас вы возьмете свои блокноты и зарисуете весь ход нашего эксперимента, только оставьте свободное место для того, чтобы узнать итоговый результат. После того, как вся вода испарится педагог, предлагает детям изучить дно кружки. -Ребята, посмотрите ничего на ложке не осталось? -Как вы думаете, что это может быть? -Что у нас испарилось? Что осталось? Педагог просит дорисовать детей в блокнотах то, что получилось после нагревания. Одного ребенка просит нарисовать на большой схеме. -Как вы думаете, почему соль все равно осталась на ложке? Может ли соль исчезнуть из морской воды? Оправдан ли страх Немо, что вода когда-нибудь станет пресной? -Ребята, продиктуйте мне, пожалуйста, ответ для Немо. А я его запишу на схеме нашего эксперимента. И вместе с ней и отправим наше письмо. Чтобы морские жители убедились, что мы не просто предположили, а проверили! | Дети приносят контейнер для воды, лейки, ложку, упаковку соли, губки. Дети наливают воду из леек в контейнер, добавляют соль в воду, размешивают ложкой. Дети рассказывают алгоритм опыта с картофелем или яйцом. Дети объясняют, что плотность соленой воды выше, поэтому яйцо или картофель не тонут в воде и поэтому в море плавать легче, чем в реках или озерах. В один стакан дети наливают воду из лейки, опускают картофель. Он тонет. Во второй стакан наливают воду из «моря». Дети проверяют, получилась ли вода соленой. Если картофель не всплывает, добавляют еще соли до достижения результата. После картофель вынимают. Дети напоминают о причине беспокойства рыбки Немо . Дети вместе с педагогом выполняют разминку К морю шумному спустились, (шагаем на месте) Наклонились (наклоны вперед, руки на поясе) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Вот как славно освежились. (встряхиваем руками) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед) Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте) Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились домой. Дети рассматривают схему. Добавляют в стакан с морской водой воду из леек, выжимают над стаканом мокрую губку. Дети отвечают, что осталось нагреть воду. Дети предлагают взять пробу воды в ложке и нагреть ее. Дети называют свои варианты. Решают нагревать ложку над свечой. Дети объясняют, что любые действия с огнеопасными материалами может проводить только взрослый. Пока педагог нагревает воду в ложке, дети зарисовывают схему эксперимента. Дети замечают, что на дне остался белый налет. Они высказывают свои предположения о том, что это может быть. Дети делают вывод о результатах эксперимента. Дети дают объяснения о том, что соль не испаряется и всегда остается в морской воде. Сколько бы пресной воды не попадало в воду, где есть соль, соленая вода не станет пресной. Дети диктуют итоговые выводы. | |
Оценка и рефлексия | ||
Педагог подводит детей к обсуждению проделанной работы:
Педагог делится с ребятами тем, что ему запомнилось больше всего при проведении эксперимента. Просит детей по желанию поделиться друг с другом яркими эмоциями. | Дети отвечают на вопросы педагога: анализируют занятие, свою деятельность по достижению поставленной цели. Дети, передавая, друг другу ракушку, рассказывают о своих впечатлениях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе из области «Коммуникация» на тему: «Наш Незнайка попал в беду, я на помощь к нему приду!»
Работа по экологическому воспитанию детей направлена на формирование у детей заботливого и бережного отношения к животному миру. Была проведена предварительная работа с дошкольниками...
Презентация «Аквариумные рыбки» к непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования
Данная презентация была составлена к непосредственно образовательной деятельности "Наблюдение за аквариумной рыбкой" по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, э...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изо. Рыбки играют, рыбки сверкают.
Конспект НОД по изодеятельности с элементами аппликации....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Золотая рыбка" по О.О. "Художественно-эстетическое развитие"
Конспект НОД "Золотая рыбка"по О.О. "Художественно-эстетическое развитие" для детей среднего возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному труду в подготовительной группе "Рыбки играют, рыбки сверкают"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному труду в подготовительной группе "Рыбки играют, рыбки сверкают" разработан на основе программы "Цветные ладошки&q...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Золотая рыбка" (пластилинография)
В статье представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по пластилинографии с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Золотая рыбка». Данный конспект будет полезе...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие Образовательная деятельность: ФЭМП. Тема: «Математическая загадка, знаки +, -, состав числа 9 из двух меньших, геометрические фигуры».
Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение загадки; учить определять, какой математический знак надо написать в примере (+ или –); продолжать учить...