«Эстетическое воспитание младших школьников в учебной деятельности»
методическая разработка на тему
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3-4
I глава. Теоретические аспекты эстетического воспитания
1.1. Понятие эстетическое воспитание в научной литературе…………...…5-11
1.2 Реализация эстетического воспитания в процессе обучения………. 12-23
1.3. Место эстетическое воспитание в системе
воспитания…………………………………………………………………….24-34
Выводы ……………………………………………………………….…… 34-35
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estet_vospit_ml.shkoln_v_uch.deyat_.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эстетическое воспитание младших школьников в учебной деятельности»
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3-4
I глава. Теоретические аспекты эстетического воспитания
1.1. Понятие эстетическое воспитание в научной литературе…………...…5-11
1.2 Реализация эстетического воспитания в процессе обучения………. 12-23
1.3. Место эстетическое воспитание в системе
воспитания…………………………………………………………………….24-34
Выводы ……………………………………………………………….…… 34-35
Введение
Проблеме эстетического развития младших школьников уделяется пристальное внимание Т.М. Геронимус, Н.М. Конышевой, и др.
В научной литературе описываются особенности музыкального развития младших школьников у Ветлугиной Н. А., Дзержинской И. Л. и др., их возможности в литературном творчестве у Лозинской Т.Т., Львова М.Р. Были разработаны программы развития художественно-эстетического творчества «Я расту, я развиваюсь» и др.
Проблема эстетического воспитания, как и проблема воспитания вообще, представляется нам, особенно актуальной в сегодняшнее время. Многие исследователи, такие как, Л. П. Крившенко, И. Ф. Харламов, указывают на кризис культуры в современном обществе, проявляющийся в том, что искусство, в качестве носителя эстетической культуры, сдает свои позиции и превращается в товар в современном обществе товаро-рыночных отношений. Ученые предлагают решение этой проблемы: передавать, прививать, культурные и эстетические ценности прошлого, великих образцов классического искусства. Таким образом, актуальность эстетического воспитаниия заключается в том, чтобы, во-первых, развить в ребенке творческую мыслящую личность и, во-вторых, дать прививку от некачественно «культурного продукта».
Поэтому, по мнению исследователей очень ответственная роль ложится на педагогов, которые на сегодняшнем фоне бескультурья должны эстетически воспитывать детей. Это является сложной задачей для тех, кто занимается воспитанием.
Однако комплексный подход к решению проблемы эстетического развития учащихся начальной школы по нескольким направлениям (литературном, музыкальном, изобразительном) в научной литературе не рассматривался. В связи с этим, в своем исследовании мы решили разработать и реализовать комплексную программу эстетического воспитания младших школьников, направленную на их разностороннее и целостное воспитание личности, живущей в гармонии с собой и миром.
Предмет исследования: эстетическое воспитание младших школьников в учебной деятельности.
Объект исследования: младшие школьники.
Цель – разработать и реализовать программу эстетического развития младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что программа эстетического развития «Домисолька» позволяет развивать художественно-эстетические способности учащихся начальной школы.
Задачи:
- Изучить и проанализировать теоретические аспекты эстетического воспитания
- Определить понятие эстетического воспитания в научной литературе
- Показать, как реализуется эстетическое воспитание в процессе обучения
- Определить, какое место занимает эстетическое воспитание в системе воспитания.
- Разработать и реализовать программу эстетического развития младших школьников «Домисолька».
Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ собственного опыта работы в качестве педагога дополнительного образования, наблюдение и анализ деятельности учащихся, формирующий эксперимент.
I глава. Теоретические аспекты эстетического воспитания
1.1. Понятие эстетическое воспитание в научной литературе
В современной литературе эстетическое воспитание принято понимать как
«целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности и потребности воспринимать, понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты, ориентироваться в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном обществе представлениями об их характере и значении; стремиться сделать мир более гармоничным, совершенным. Ээстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества; интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу личности. эстетическое воспитание тесно связано с нравственным. Задачи эстетическое воспитание : развитие эстетического восприятия, способности понимать прекрасное, воспитание эстетических идеалов, художественных, эстетических способностей и эстетических потребностей, эстетического отношения к действительности, способности создавать, творить прекрасное. Средствами эстетического воспитания является прежде всего обстановка, окружающий человека мир, получаемый через общение и деятельность опыт. В школе эстетический потенциал содержат не только предметы искусства, но и все учебные предметы. Структурными компонентами эстетического воспитания являются: эстетическое содержание обучения, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем вероятнее его результативность. На практике часто встречается сугубо просветительское понимание сущности и задач Эстетическое воспитание, сведение его к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности важно, но главной задачей является формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты»[17,с.100-102].
Однако существует определение Ю. К. Бабанского, которое дополняет и поясняет основные компоненты:
«Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы …. воспитания. Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно:
эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;
знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;
наличие эстетического коммунистического идеала и способности на его основе верно оценивать произведения искусства, идейно-эмоциональный отклик на эти произведения;
овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;
степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;
мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни;
потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.
Названные компоненты эстетической культуры вместе с тем выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся. Они определяют задачи и содержание эстетического воспитания школьников»[20, с.90].
Также Ю.К. Бабанский указывает также, что на субъективной стороне выступают эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы, то есть эстетическое сознание человека.
Более подробно эти компоненты раскрывает в своей работе Л. П. Крившенко. Она с другой стороны смотрит на эстетическое воспитание, отмечая, что цель эстетического воспитания – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:
«эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства;
эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;
эстетические потребности – нужда в потребности с художественно эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.
эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций знаний и идеалов;
эстетические идеалы – социально и индивидуально – психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве» [15, c.119]
Сущность понятия эстетическая культура, по мнению исследовательницы, определяет задачи и содержания воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно эстетических умений, творческих способностей.
И. Ф. Харламов дополняет и расширяет сущность понятия «эстетическая культура», говоря, что все задачи, приведенные Л. П. Крившенко, реализуются в разнообразной художественной деятельности учащихся, «направленной на формирование у них (учащихся) способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства» [16, с. 395]
Б. Т. Лихачев более подробно и детально охарактеризовал каждый компонент эстетической культуры личности:
«Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие — исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. От его полноты и яркости зависят сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. На этой основе осуществляется полноценное освоение и присвоение художественно-эстетических явлений. Целенаправленное формирование эстетического восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а также музыкального слуха, умения различать стили, тональности, оттенки звука, мыслить художественными образами. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства.
Эстетическое чувство — это субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства, возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания: состояния потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.
Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал — социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.
Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно- эстетического идеала. Художественно-эстетический вкус — это гонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его. На этой основе развивается способность эстетического суждения — доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также в активной творческой деятельности.
Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетической сущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда, природы. Любовь к Родине невозможна без понимания и чувствования ее красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без переживания чувства прекрасного. Самоотверженная борьба за убеждения немыслима без непоколебимой веры в их чистоту и направленность на достижение прекрасной жизни. Точно так же нет ненависти к предателям без отвращения к безобразному в их морали, образе жизни и злодеяниях. Нет стремления к самосовершенствованию, к борьбе с пороками в себе без переживания чувства отвращения по отношению к поступкам, противоречащим нравственным принципам.
Эстетическое общественное сознание, выражающееся в форме искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, порождает многообразные и сложные переживания. Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения, побуждают к борьбе с тем, что мешает их претворению в жизнь. В этом и состоит главная воспитательная функция искусства. Искусство как форма общественного эстетического сознания является ярким и неповторимым источником познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи. Изучение истории с помощью искусства всегда является глубоким и основательным, так как приводи в движение всю систему эмоционально насыщенного конкретно-образного мышления. В этом проявляется познавательная, общеобразовательная функция искусства» [14,c.341-342]
М. П. Павлова, анализируя педагогические воззрения Макаренко в отношении эстетики коллектива, указывает, что огромное значение в эстетическом воспитании имеет одежда и педагогического персонала и самих воспитанников. «Педагоги в коллективах Макаренко выходили на работу всегда подтянутыми, аккуратно одетыми, а на дежурство, по заведенной у них традиции, надевали свои лучшие платья. С особенным же вниманием и заботой относился Антон Семенович к одежде воспитанников. Много усилий было затрачено, чтобы у них была красивая и удобная форма. В колонии и, в особенности, в коммуне воспитанники выглядели франтами: расшитые тюбетейки, всегда хорошо отглаженные белые пикейные воротники, белые праздничные костюмы, золотые и серебряные вензеля, атласные повязки дежурных и так далее»[13, с. 45] .
Антон Семенович был убежден, что одежда детей должна быть настолько красочной, чтобы вызывать удивление и восхищение. Ведь в старое время привилегированные классы одевались с пышностью. А у нас, говорил Антон Семенович, «таким привилегированным слоем общества, который имеет право красиво одеваться, должны быть дети... Коллектив, который вы хорошо одеваете, на 50% у вас в руках» [14, с. 62].
Также данная исследовательница, анализирую педагогическую систему А. П. Макаренко, единственная из всех, указывает на одну существенную деталь, которая занимает существенное место в жизни детей – ругательство. Как писал А. П. Макаренко, ««Трудно подсчитать, а еще труднее изобразить тот страшный вред, который приносит нашему детству, нашему обществу это наследие Рюриковичей» [14, с.80]
В связи с этим она задается вопросом – можно ли вообще говорить о эстетическом воспитании, когда люди не обращают внимание на это явление. И приходит к выводу, что только в на основе глубокой взаимосвязи эстетического с этическим, и должно пониматься воспитание эстетики поведения и вообще эстетическое воспитание.
1.2
Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего в процессе обучения: на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства.
Например, в школьном курсе «мировая художественная культура», в котором средние и старшие школьники знакомятся с шедеврами литературы, музыки, архитектуры, живописи. Для начальной школе разработан школьный курс М. Новиковой « Народоведение», в котором дети постигают особенности русской этнографии, традиционной национальной бытовой культурой, крестьянским годовым циклом, в котором тесно слились народная и православная культура. В школе разработано несколько курсов (А. В. Бородина Основы православной культуры» и др.) направленные на знакомство детей с православной культурой, где эстетическая и нравственная культура формируется у учащихся по нескольких аспектам: основам религиозной культуры (религиозного мировоззрения), мировой и русской музыкой, живописью в контексте православного мировоззрения.
Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого – педагогических особенностей детей.
Бабанский Ю.К. в своей работе, подробно рассматривает возрастную специфику учащихся в их эстетическом воспитании.
«Младший школьный возраст. Новая для ребенка школьная ситуация побуждает к осмыслению и целенаправленности его художественной деятельности. Однако его интересы продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии картины младший школьник обращает внимание прежде всего на изображенное на ней событие. Его внимание начинают привлекать детали картины. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляет длительное восприятие произведений искусства и даже занятие искусством. Вместе с тем его увлекает не столько результат художественного творчества, сколько сам процесс рисования, лепки, музицирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией.
Подростковый возраст. Главное, что определяет специфику подростка,— это возникшее у него самосознание, а вместе с ним — потребности в самоутверждении и самовыражении. Подросток уже приобрел некоторый эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира. Отсюда при восприятии сюжета произведения искусства он успешнее, чем младший школьник, пытается проникнуть в содержание художественных произведений с точки зрения уже известных ему общественных критериев. У подростка обнаруживается тенденция оценивать явления жизни и произведения искусства самостоятельно, а значит,— избирательно.
Подростковый возраст — начало самовоспитания. Школьник становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладевать тем или иным видом искусства.
Старший школьный возраст. Он характеризуется относительно завершенной системой мировоззренческих взглядов и убеждений, служащей основой объективных эстетических оценок. В связи с этим восприятие эстетических сторон жизни у старшеклассника еще более избирательно, чем у подростка. Другой особенностью учащихся старшего возраста является обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении. Занятия по искусству, художественное творчество при этом приобретают особое значение. Центральное место в эмоционально-чувственной сфере старшеклассника занимает эстетика человека и его поведения.
Знание возрастных особенностей эстетического развития дает учителю возможность более целенаправленно обогащать чувственный опыт и развивать эстетический вкус учащихся» [20, с. 140].
Задачи эстетического воспитания с учетом особенностей возрастной группы учащихся, а также виды их художественной деятельности конкретизированы в «Примерном содержании воспитания школьников».
Человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети начинают пробовать свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности — одна из задач эстетического воспитания. В младших и средних классах она решается, прежде всего, на занятиях по родному языку и литературе, изобразительному искусству и музыке. С этой целью учителя дают школьникам задания сделать свои иллюстрации к литературным произведениям, нарисовать пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют целью не формирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования художественного опыта, умений и навыков. Здесь иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством.
«Музыка и пение» как предмет художественно эстетического цикла включает в себя собственно музыку, искусство хорового исполнения; элементы теории и истории музыки; музыковедение. На уроках учащиеся слушают, воспринимают и анализируют звучащую музыку, разучивают и исполняют хоровые произвидения, усваивают нотную грамоту и элементы музыковедения, овладевают навыками игры на простейших музыкальных инструментах, развивают свои способности к музыкальной импровизации. Основой предмете «музыка» является хоровое пение, слушание музыки и элементы нотной грамоты. Этим достигается оптимальное сочетание всех основных элементов школьного музыкального образования. Осуществляется воздействие музыки на нравственную, эстетическую и умственную сферу деятельности; обучение школьников основным видам музыкальной деятельности; единство их воспитания, обучения, развития и образования. Такой комплексный подход обусловлен ценностными ориентациями, нравственными и эстетическими воспитательными задачами. Содержание разучиваемых песен, пафос их музыкального звучания имеет народную и классическую основу, яркую общественно ценную направленность. К принципам отбора музыкальных произведений для занятий для занятий с учащимися относится: идейность, народность, художественность, разнообразие жанров музыки, привлекательность и доступность для детей выраженных в произведении мыслей и чувств. Музыкальное воспитание способствует формированию у школьников музыкальной культуры, художественно-оценочного отношения к музыке, звучащей вокруг. Наряду с положительным влянием, существует реальная опасность музыкального «оглушения» учащихся. Не имея достаточного жизненного опыта, ребенок беззащитен перед переменчивой музыкальной модой, особенно образца массовой культуры. Это требует усиления мировоззренческих, идеологических аспектов в анализе музыки, интенсивного развития их музыкальных вкусов, использования в ходе обучения лучших образцов различных музыкальных жанров. На всех этапах работы с детьми упор следует делать на хоровом пении, а также на накапливании знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.
Известный композитор Д.Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей.
Концепция композитора создавалась в середине XX в. Д.Б. Кабалевский считал, что влияние искусства на нравственность незаменимо. Оно проявляется детях еще задолго до их поступления в школу. Первые же встречи с искусством — с первыми сказками, песенками и картинками, с первыми кукольными спектаклями и мультипликационными фильмами — ставят перед детьми важнейшие морально-эстетические проблемы, учат их понимать: добро и зло, любовь к друзьям и ненависть к врагам, благородство и подлость. А в центре музыки всегда стоит лирический герой с его мыслями, чувствами, поступками.
Д.Б. Кабалевский приводит пример с урока музыки. В первом классе ребята послушали вальс из балета С. С. Прокофьева «Золушка». Произведение это им очень понравилось. В нем они уловили образ счастливой, радостной, хотя и застенчивой Золушки, впервые в жизни попавшей на бал, о чем она раньше даже мечтать не смела. На уроке музыки вальс прозвучал вместе с идущей за ней сценой «полночь», когда часы механично и напряженно отбивали двенадцать ударов — Золушка в это время должна покинуть бал и вернуться домой. Далее Д. Б. Кабалевский приводит пример характеристики ребятами этого отрывка:
« Часы бессердечны, механичны, тревожны ...
- Часы равнодушны ...
- Злые часы ...
- Часам все равно, опоздает Золушка домой или нет...» [21,с. 136]
Вот какие нравственные оценки вызвала в сознании детей эта музыка, так она затрагивала их детскую душу.
Уроки музыки Д.Б. Кабалевского ставили задачу воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Дидактическая система Д.Б. Кабалевского строилась на трех китах: песня, танец, марш. Песня, танец и марш — это три основные сферы музыки, они дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.
Свою концепцию Д. Б. Кабалевский сформулировал так: «Каждый класс — хор!». Хоровое пение — наиболее доступная форма музицирования. Здесь формируется активная эстетическая позиция школьников.
Творческие способности учащихся развиваются и в процессе импровизации, дирижирования, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки и стихов.
Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозированно слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.
Уже с первых уроков музыки первоклассники учатся не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем, в данном случае — не только слушать и слышать музыку, но и размышлять о ней. В системе Д.Б. Кабалевского были предусмотрены беседы-лекции. Педагог размышлял с детьми на темы: «Куда ведут нас киты?» «История запечатлевает себя в искусстве» и др.
Д.Б. Кабалевский писал: «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — основа всех форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли». [21,c. 136]
Д.Б. Кабалевского крайне тревожило коммерческое, бездумно-развлекательное направление в музыке. Такое «искусство» основывается на эксплуатации самых дурных вкусов, влекущей за собой не только укрепление этих вкусов, но и дальнейшее их распространение. Искусство должно не развлекать, а увлекать человека глубокими мыслями и глубокими чувствами. Высокий эстетический вкус — «орган духовной культуры» человека.
"Изобразительное искусство" как обобщающий предмет художественного цикла включает в себя собственно изобразительное искусство как часть духовной культуры, искусствознание, изобразительную грамоту, развитие способности к творческому самовыражению. В содержание предмета "изобразительное искусство" включено: восприятие и изучение произведений изобразительного искусства; освоение изобразительной грамоты и развитие художественно-творческого отношения к действительности: детское художественное мышление и творчество. Изобразительное искусство отображает жизнь, запечатлевает в ярких художественных образах ее наиболее типичные и выдающиеся явления. Художественное полотно заставляет переживать глубокие эстетические чувства прекрасного и трагического, возвышенного и комического. Оно духовно обогащает ребенка, учит проникновению в эстетическую, нравственную и социальную сущность реальной действительности.
Изобразительная деятельность выполняет функцию своеобразного языка, передающего информацию с помощью наглядных образов. На занятиях по рисованию школьники овладевают навыками грамотного изображения, познают законы художественно-изобразительного творчества, развивают свои творческие духовные силы. Они приобретают умение подходить с художественно-творческой мерой к любому делу, оценивать сделанное с позиций общественных идеалов, видеть единство художественной формы и идейного содержания. Творческая изобразительная деятельность развивает умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Она формирует эстетическое чувство, духовную потребность, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Ребенок в большей или меньшей степени становится художником с развитым зрительным анализатором и свойствами, умением творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.
Художник Б.М. Неменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства.
Б. М. Неменский — известный художник. Свою деятельность в сфере искусства он начал как военный художник: он отражал в своих произведениях подвиг советского народы на фронтах Великой Отечественной войны. Задачу искусства Б.М. Неменский видел в развитии способности к пониманию, сопереживанию, сочувствию, состраданию к людям.
«Искусство во все времена и эпохи является источником духовной пищи. Поэтому система эстетического воспитания может принести плоды только при условии осознания связей искусства с жизнью» [21, с. 137]
Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении на практике с различными видами искусства, приобщении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим рассуждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и риторическая подготовка самого учителя. Ему необходимо уметь красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. «Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству» [21, c.137]
Для воспитания художественного восприятия у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.
Работа по формированию у учащихся эстетических потребностей, понятий и вкусов ведется в начальных классах, однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.
Очень важно в этих классах обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Вот как, например, А.С. Пушкин рисует печальную картину - осени в романе «Евгений Онегин»:
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало, Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
Приближалась Довольно
скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора».
Иные изобразительные средства использует поэт, показывает бодрящее воздействие зимнего пейзажа на человека:
.
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя на дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Несется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая.
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив.
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно».
В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и др.
В последние годы в школьной практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использовать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учитель может использовать иллюстрации С. Герасимова и П. Соколова к этому произведению. Изучение сказок Салтыкова-Щедрина обычно сопровождается рассмотрением иллюстраций художников Н. Муратова и Кукрыниксов. Прослушивание романса А. Варламова «Белеет парус одинокий» организуется при изучении лирики М.Ю. Лермонтова. «Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического восприятия действительности»[19, с. 140]
Эстетическое воспитание не может ограничиваться только учебной работой по литературе, музыке и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризоваться занятия и по таким предметам, как математика, физика, химия, география и т.д. Эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету.
1. 3. Место эстетического воспитания в системе воспитания.
Эстетическое воспитание проходит красной нитью через все виды деятельности учащихся. Эстетические ценности заключены в ценности восприятия, понимания, переживания, созидания (творения) прекрасного. Красота широко разлита в окружающем мире. Красивым мы называем и восход солнца в горах, и лицо человека, и произведение искусства. Красивым мы можем назвать и виртуозно забитый гол, и шахматную партию, и научный эксперимент, и поступок человека. Красота затрагивает все сферы человеческой жизни.
Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тог же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты значим творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно во все виды деятельности и возможности развития школьников.
Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и так далее.
Формы эстетического воспитания — это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки и др.
В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания.
Кратко рассмотрим их особенности и значение для эстетического воспитания школьников.
Научно-познавательней процесс обладает большими возможностями для эстетического воспитания школьников. Проникая мыслью в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, школьник вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. Поиск истины всегда окрашен эмоциональными переживаниями. К. Д. Ушинский писал, что эстетический элемент, есть во всякой науке, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник».
Мышление углубляет эстетические переживания. Писатель К. Паустовский говорил, что знающий увидит красоту земли там, где ее никогда не увидит человек необразованный. Красота выступает одним из критериев истинности знания. Известный французский физик Поль Дирак утверждал, что аксиомы могут быть и непростыми, но обязательно математически изящными и красивыми.
Общение школьников в коллективе — это вид деятельности, отвечающий их самым глубинным духовным потребностям. Это хорошая школа эстетического воспитания и самовоспитания учащихся. Недаром М. Горький говорил: «Этика будущего — эстетика».
Средствами общения выступают: слово (устное и печатное), мимика, жесты, практические действия. Они-то и являются источником эстетического восприятия школьника. Для этого, однако, средства общения должны отвечать требованиям эстетики.
Основным средством общения является речь учащихся. Многие достоинства речи объединены одним понятием — «красноречие». Содержательность и чистота речи — главные условия ее красоты. Здесь недопустим словесный мусор. Это не безобидный недостаток, так как речь оказывает обратное действие на внутренний мир человека. Культура речи включает в себя художественный вкус. Хорошее впечатление производит речь образная, лаконичная, согретая чувством, четко продуманная. Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Украшает речь ее образность. Хороший рассказчик приводит яркие сравнения, метафоры, свежие эпитеты. Оживляет речь и уместное применение крылатых выражений, афоризмов, пословиц, остроумных и добрых шуток. Культура речи — это ее плавность, мягкость, ритм, четкая дикция.
Мимика, жесты, поза, движения эстетически воспитанного человека мягки, уместны, гармоничны и скромны. Они вызывают у других людей аналогичное ответное чувство.
Природа — богатейший источник эстетических переживаний школьников. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года, суток и погоды. В каждый момент в окружающей природе есть что-то прекрасное. Природа облагораживает чувства, влияет на весь духовный облик человека.
Природа — это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Сочетание красоты с ароматом лесов и полей вызывает у школьника целый комплекс переживаний, которые при постоянном общении с природой становятся дорогими и близкими человеку и ложатся в основу патриотического чувства. К. Д. Ушинский считал, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство. Произведения искусства побуждают человека видеть жизнь через призму образности. В. И. Ленин утверждал, что искусство должно пробуждать в людях художников. Речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь. Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности творчеству художников. В. И. Ленин высоко ценил способность литературы и искусства объединять чувство, мысль и волю масс.
Эстетическое освоение мира закономерно предполагает практику, творческую деятельность. Виды этой деятельности разнообразны: создание красоты в труде, эстетика поведения, эстетически познавательная деятельность, художественное творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность школьника — это две взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса. Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. При этом кристаллизуется его эстетическое отношение к действительности.
Эмоциональные переживания школьников в процессе познавательной деятельности возникают не только как результат интеллектуального удовлетворения, но и как следствие соприкосновения с эстетическими сторонами изучаемых предметов и явлений. Постижение истины неизбежно связано с ощущением гармонии мира, которая, в свою очередь, стимулирует мыслительную деятельность. Эстетический элемент имеется как в процессе труда, так и в его результатах.
Эстетическое и физическое воспитание переплетаются по своему содержанию и формам работы, особенно в таких видах спорта, как художественная гимнастика, легкая атлетика, фигурное катание на льду и др. Физическая культура и спорт вызывают чувство восхищения ловкостью и изяществом движений, смелостью и уверенностью в себе, красотой человеческого тела и жизнерадостностью. В гармоническом развитии человека эстетическому чувству принадлежит незаменимая роль стимулятора творческих способностей человека. И само это чувство также нуждается в постоянном обогащении.
Для эстетического развития школьников каждый вид искусства имеет свое специфическое значение. Прикладное искусство формирует художественный вкус в выборе вещей и предметов повседневной жизни. Этот вкус школьники отражают в своих поделках на кружковых занятиях и уроках труда. Цирковое искусство всегда захватывает учащихся своей бескорыстностью и вместе с тем смелостью, ловкостью, грацией, стремительностью, ритмом и другими достоинствами. Архитектура — это наглядное формирование действительности по законам красоты. Она поражает воображение детей своей выразительностью, симметрией и ритмичностью форм.
Скульптура как пространственно-изобразительное искусство всегда передает движение. Один момент этого действия как бы соединяет в себе прошлое и будущее. В скульптуре, ее монументальности и одноцветности заложено широкое обобщение. Этот вид искусства наиболее труден для восприятия детей.
Искусство в целом отражает мир многосторонне и ярко. Художник показывает нам этот мир через свое острое и своеобразное восприятие. Произведения искусства вызывают глубокие и бескорыстные чувства, которые побуждают к благородным поступкам. «Искусство,— писал Л. С. Выготский,— есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней». Искусство социалистического реализма раскрывает перед школьниками красоту советского человека, его борьбу за высокие идеалы.
С ростом благосостояния и культуры все более эстетичной становится школьная обстановка. Она начинается у входа на школьный двор. Чистота и зелень газонов, строгая геометрия дорожек, цветы — все это вместе с красивыми витражами школьного здания создает у учащихся ощущение гармонии, причастности к красоте среды, вызывает жизнерадостное настроение.
Надо, однако, иметь в виду, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним.
Наука и искусство, органично связанные в учебном процессе, стимулируют как умственное, так и эстетическое развитие школьников. Каждый учебный предмет в школе имеет большие возможности для эстетического воспитания учащихся.
Эти возможности заключены в содержании учебного процесса, в его организации, деятельности учащихся и самого педагога.
Вес учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе своеобразна и ничем не заменима роль географии, математики, обществоведения, истории, биологии, труда, физкультуры. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности.
Эстетическое воспитание осуществляется, прежде всего, при изучении предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы и факультативных курсов по искусству. Их специфика состоит в том, что они обеспечивают знание основ эстетики, художественное образование учащихся. Эта важная составная часть целостного процесса эстетического воспитания.
Реальные связи искусства с жизнью осуществляются посредством трех элементов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Исследователи пришли к выводу, что полезнее развивать у школьников преимущественный интерес к тем или иным видам искусства, углубленно занимаясь ими. Но при этом надо обогащать их впечатлениями от всех видов искусства.
Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение литературы – она оказывает огромное влияние на духовный мир школьника.
В системе искусств она занимает ведущее положение. Слово как средство литературно-художественного творчества способно и создавать яркие образы, и анализировать явления жизни.
При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это — первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. Оно не убивает эмоциональность школьника, а углубляет ее. Третья стадия восприятия художественного произведения — обдумывание прочитанного. А. И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хемменгуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство, и в частности, литература, развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить жизнь по законам красоты.
Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Потому что без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно эстетического влияния. Задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания детей. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, А. М. Горький называл эстетику этикой будущего.
Многое для художественного образования и воспитания школьников дают уроки истории. Учащиеся на этих уроках знакомятся с происхождением и развитием искусства, с его ролью в историческом процессе, фактами деградации искусства в условиях капитализма. Учитель имеет возможность конкретно показать учащимся как красоту героического, так и убогость пошлого в поведении людей.
Колоссальные возможности для эстетического развития детей таят в себе дисциплины естественно-математического цикла. Прежде всего, учитель обращает внимание учащихся на красоту изучаемых предметов, явлений и процессов. Так, учитель физики может дать учащимся задание описать вечернюю зарю с двух точек зрения — эстетической и физической. С раннего детства им приходилось всматриваться в звездное небо — впечатляющее и таинственное. На уроке перед ними ставится задача — рассмотреть физическое явление под эстетическим углом зрения. Сколько раз они любовались крупными снежинками и ледяными сосульками! Сейчас они исследуют их как физики. Новые требования озадачивают детей, пробуждают интерес.
Изучение фактов, явлений, законов науки много выигрывает от того, что учитель знакомит школьников с биографиями ученых, открывших эти законы природы. Высокие нравственные и эстетические качества ученого, его мужество и живость ума — хороший пример для эстетического самовоспитания учащихся.
Наконец, процесс обучения как совместная творческая деятельность учителя и учащихся должен быть безупречным с точки зрения требований эстетики. Чистота и порядок на рабочих местах, исправные наглядные и технические средства, спокойные и деловые отношения, уместный юмор учителя и учащихся — необходимые условия успешного эстетического воспитания школьников.
Эстетическое и трудовое воспитание в школе тесно связаны. Труд учащихся нередко сопровождается пением или музыкой.
Труд — умственный и физический — активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в труде.
Эстетическое чувство школьников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, симметрия, пропорция, гармония. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, чертежи и орудия труда (техническая эстетика).
Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде. А. С. Макаренко утверждал, что в деле коммунистического воспитания эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. Сказанное в полной мере относится к спортивным и ролевым играм. Однако эстетически-воспитательные возможности игр значительно богаче. В них ярче проявляется гармония движений.
Труд школьника, независимо от его содержания, должен быть добровольным, осознанным, творческим, обещающим радость. Педагог обладает немалым арсеналом средств формирования такого отношения к труду (разъяснение смысла и значения труда, постановка перспектив труда, коллективное решение трудовых задач, игровые моменты и др.). При этом у учащихся возникает желание соединить в труде пользу и красоту.
Во всяком труде есть возможность использовать техническую эстетику, красоту оформления кабинета, мастерской, участка. Завершая трудовой процесс, важно побудить учащихся почувствовать радость от полученных результатов труда: чистый класс красивое изделие, ухоженная делянка.
Вне здания наиболее ярко эстетика проявляется в продуктах труда, стройных посадках, отшлифованных изделиях, ровных и чистых дорожках и тому подобное.
Подведение итогов труда сопровождается, как правило, выпуском стенгазеты, фотоальбома, оформлением выставки, проведением вечера. Художественные средства этих форм работы непосредственно связываются учащимися с впечатлениями от выполненного труда и создают положительную установку на дальнейшее участие в труде.
Наконец, важнейшим условием эстетического воспитания является красота отношений между учащимися в процессе труда. В совместной трудовой деятельности учитель создает атмосферу взаимопомощи, здорового соревнования, хорошее настроение. Работа в лагерях труда и отдыха, в ученических производственных бригадах планируется в единстве с досугом. В свободное время в трудовых объединениях учащиеся занимаются спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством.
Эстетическое воспитание в труде — это один из аспектов комплексного подхода к воспитанию, осуществление которого выступает важнейшим условием повышения эффективности педагогического процесса.
Эстетика должна пронизывать организацию труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время, упоминавшийся выше композитор Д.Б. Кабалевский отмечал, что I область прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необходимо заботиться о разумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека. Учащиеся по заданию учителя сделали уборку и навели чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. «Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!» — говорит учитель, и учащиеся любуются делом своих рук, переживая радость и воодушевление от сделанного. Школьники вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окнами школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный школьный участок, на который можно засмотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда.
Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику по ведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам я тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.
Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предостерегать учащихся от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работниками парикмахерских и швейных ателье, артистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.
Выводы: рассмотрев позиции разных ученых по отношению к системе воспитания мы пришли к выводу, что все одна группа исследователей закладывает теоретические предпосылки к гармоничному воспитанию и развитию личности и постулирует, что наиболее раннее глубокое эстетическое развитие личности ребенка, значительно улучшает качество эстетического образования и результативность в дальнейшем. Эта группа исследователей отмечает односторонность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, сведению его только к художественному обучению, что «главной задачей является формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности по законам красоты» [17, с. 100-102].
Другая группа ученых видят необходимость в синтезе литературы, искусства, музыки на занятиях, направленных на эстетического развитие и воспитание и нужность осмысления детьми этой этих связей.
Таким образом, в своей работе, мы пришли к выводу, что требуется совершенно иного плана эстетическая программа, направленная на развитие и совершенствование одновременно нескольких сторон личности ребенка для его гармоничного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание младших школьников посредством изучения культуры родного края в условиях социально-реабилитационного центра
Необходимость патриотического воспитания детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, вытекает из самой сути процесса реабилитационной работы с воспитанниками. В качестве приоритетов предос...
«Эстетическое воспитание младших школьников»
В чём же заключаются задачи эстетического воспитания? В том ,чтобы средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия, поведение детей; воспитывать способность ...
Задачи трудового воспитания младших школьников
В теории школьной педагогики к настоящему времени накоплено немало сведений о становлении и развитии трудовой деятельности дошкольников, ее особенностях, о средствах трудового воспитания, о методах оз...
Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников с нарушениями речи
Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического воспитания младших школьников, раскроем понятие эстетическое воспитание, выявим цель , задачи,...
« Развитие творческого воображения и художественно-эстетического вкуса младших школьников в СРЦ» февраль 2024
Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Но нам, педагогам, приходится наблюдать, как с приходом новых технологий поменя...