« Развитие творческого воображения и художественно-эстетического вкуса младших школьников в СРЦ» февраль 2024
консультация

Нетребскова Светлана Викторовна

Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Но нам, педагогам, приходится наблюдать, как с приходом новых технологий поменялось отношение учащихся к учебе. Виной всему, я считаю, это быстрый доступ в интернет, где, не прикладывая особых усилий, можно найти любую информацию, не написав самому ни строчки. Пора признать суровую правду жизни – «общение» детей с компьютерами уже неизбежно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbuson_ro.docx181.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУСОН РО  «СРЦ для несовершеннолетних Константиновского района»

Тема содоклада:

« Развитие творческого воображения и художественно-эстетического вкуса младших школьников в СРЦ»

C:\Users\USER\Desktop\1cdfb49922aa4aba0f7631c4fdf2cc01467802a7.jpg

                                                                 Воспитатель:

                                                                  Нетребскова С.В.

                                                   

                                       февраль    2024 г.

Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Но нам, педагогам, приходится наблюдать, как с приходом новых технологий поменялось отношение учащихся к учебе. Виной всему, я считаю, это быстрый доступ в интернет, где, не прикладывая особых усилий, можно найти любую информацию, не написав самому ни строчки. Пора признать суровую правду жизни – «общение» детей с компьютерами уже неизбежно.

С одной стороны да, это очень хорошо, что сейчас появился интернет, и информацию, которой нет в библиотеке, можно найти там, но с другой стороны интернет влияет негативно на здоровье, на восприятие мира. Все образы и герои придуманы, готовы шаблоны для рисования, готов образ для героя любой игры, в том числе и развивающей.

Но в современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Мы должны готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей является важнейшей задачей в условиях реализации ФГОС.

Развивать личность творчески, художественно - эстетически, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте - детстве. Именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Школьный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Формирование творческих интересов, художественного вкуса и эстетических качеств младшего школьника осуществляется различными средствами, в том числе средствами изобразительного искусства.

Все дети, без исключения, любят рисовать. Кто-то предпочитает карандаши или фломастеры, а кому-то по нраву краски или гуашь. По моему мнению, ребенку надо дать возможность попробовать все, чтобы определиться, чем конкретно ему удобнее рисовать, что у него получается лучше.

Художественное воспитание в свою очередь является одной из важнейших частей эстетического воспитания и способствует формированию эстетического сознания человека.

Формирование художественного вкуса зависит от различных факторов: художественный опыт; возраст человека, его интересы и потребности; жизненный опыт личности и так далее.

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Еще будучи воспитанниками детского сада, дети хорошо различают цвета, знают палитру красок, их оттенки, умеют ярко, аккуратно и правильно разукрашивать. Задача педагога – продолжить формирование всех навыков, приобретенных на занятиях в дошкольных учреждениях.

Практика показала, что дети воспринимают и оценивают живопись по цвету, форме, светосиле предметов, композиционным моментам, стилю изображения. Особую роль в восприятии детьми живописи играет декоративность художественной картины. Так, яркая по колориту, красочная, художественная картина вызывает наибольший интерес у ребенка, чем та, в которой присутствуют серые оттенки и тона.

Также мною замечено, что при восприятии живописи дети проявляют интерес к картинам бытового жанра (особенно где изображены дети), к пейзажам и натюрмортам. Мальчикам наиболее интересны военные или спортивные сцены, девочкам больше предпочтительны изображения животных и растений.

Для успешного развития художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста средствами рисунка и живописи, большое значение имеет обучение детей правилам композиции: гармоническому заполнению рисунком всей поверхности листа бумаги; композиционному ритму; выбору формата и его расположению (вертикально, горизонтально); перспективе; построению предметов, изображаемого; законов цветоведения. Причем методика преподавания и обучение правилам живописи и рисования не должно идти по пути заучивания схем и таблиц, а должна быть направлена на формирование художественно-творческой активности ребенка.

Дети, как правило, располагают рисунки в верхней или, наоборот, в нижней части листа, в левой или, напротив, в правой стороне. Одни рисуют слишком мелко, другие же предпочитают габаритные изображения. Моя задача, как педагога, научить ребенка находить самому « погрешности» в рисунке и учить их исправлять не в навязчиво-назидательной форме, а должна быть направлена на формирование художественно-творческой активности ребенка.

Беседы о живописи, показ детям иллюстраций художественных произведений целесообразно сопровождать практической работой, выполнению заданий по рисованию. Занятия рисованием требуют от педагога умения создать атмосферу и определенный эмоциональный настрой у воспитанников при работе над изображением.

Детские рисунки - одно из звеньев в критериях оценки их художественного вкуса. Рисунки воспитанников помогают педагогу понять об отношениях ребенка к окружающим его людям, природе. Яркие цвета в рисунке, старательность его выполнения указывают на то, что ребенка радует сюжет создаваемого изображения, и он испытывает положительные эмоции, соответственно темные оттенки в работе указывают на то, что ребенок испытывает отрицательные эмоции либо к персонажам изображения, либо к теме занятияАвторы самых удачных, интересных работ могут участвовать в выставках детского творчества и поощряться грамотами, благодарственными письмами или призами, что дает ребенку стимул в его дальнейшей творческой деятельности.

В своей работе я практикую сезонные экскурсии в парк, лес, к реке Дон, где дети видят изменения в природе и погоде, наблюдают за изменениями палитры природных красок в окружающем мире, что потом находит отражение в их практических работах.

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от переживаний, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисуя, ребенок, как подчеркивают психологи, дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.

Очень интересно наблюдать за воспитанниками во время процесса. Один нахмуривает брови, другой трет ладошкой лоб, а третий даже может непроизвольно высунуть кончик языка. Кто-то может порвать лист из-за того, что не получается, а кто-то терпеливо будет тереть ластиком и будет пробовать еще и еще раз. А уж если все хорошо и удачно, то тут тоже эмоции разные: от ласкового поглаживания листа до его поцелуя.

Художественно-эстетический вкус помогает не только видеть и различать прекрасное от некрасивого, но и развивает желание познавать¸ оценивать и развивать стремление самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Это стремление зависит от социальных, возрастных и образовательных условий развития ребенка.

Значение развития художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте особенно велико. Поскольку в том возрасте особенно повышенная восприимчивость психических функций к внешним воздействиям, происходит совершенствование познавательных процессов, на этом этапе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания, что способствует расширенному и углубленно изучению художественно-эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала и художественно-эстетической активности дошкольников средствами продуктивной деятельности»

Система работы по развитию познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей средствами продуктивной деятельности...

«Творческая мастерская» по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе «Книжки в подарок младшим детишкам»

Изготовление книг из подручного материала детьми подготовительной группы для детей второй младшей группы...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ- ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН «ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕБЁНКА. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ», НА ТЕМУ: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕ

Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взросл...

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2024-2025г. Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

   Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей...

Дипломная работа "Град Петра" как средство развития творческого воображения младших школьников""

Задачи исследования:1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу развитию творческого воображения младших школьников.2. Выявить актуальный уровень развития творческого воображения...