Патриотическое воспитание младших школьников посредством изучения культуры родного края в условиях социально-реабилитационного центра
статья по теме

Кокшарова Татьяна Васильевна

Необходимость патриотического воспитания детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, вытекает из самой сути процесса реабилитационной работы с воспитанниками. В качестве приоритетов предоставляется умение противостояния негативным тенденциям развития современного общества, воспитание у детей новых жизненных установок, а также – умение найти своё место в современном мире. Имеется острая необходимость воспитания в ребёнке любви к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям.

            Доказано, что народные традиции и обычаи выполняют важнейшую функцию в воспитании детей, находящихся в социально-реабилитационном центре. Они обеспечивают устойчивые связи прошлого с настоящим, способствуют сохранению системы национальных и общечеловеческих святынь, через которые каждый народ воспроизводит свой неповторимый духовный облик, характер, психологию.

У воспитанников необходимо  формировать нравственные, морально-психологические и этические качества, среди которых важные значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества.

Для этого нужны иные подходы, оптимизирующие этот процесс. По моему мнению, среди средств, направленных на улучшение патриотического воспитания детей, находящихся в Центре, особое место занимают прогрессивные традиции народа. Обилие информации, доступность материала для понимания, близость к духовным устремлениям воспитанников позволяют говорить об эффективности использования в патриотическом воспитании устного народного творчества, обычаев, народных игр, праздников. Успешность патриотического воспитания детей определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является использование в реабилитационной работе народных традиций, обычаев народа.

В процессе проведения реабилитационных мероприятий по патриотическому воспитанию детей, находящихся в социально-реабилитационном центре было замечено, что возникла необходимость в использовании народных традиций в патриотическом воспитании.

Задачей моей работы является внедрение в реабилитационную работу по патриотическому воспитанию детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, изучения культуры родного края, местных обычаев и праздников.

Для этого я использую следующие методы:

1.                    концепции народной педагогики как основы становления гражданина, патриота своей Родины (Г. И. Батурина, Г. Н. Волков)

2.                   идеи отечественной педагогики о народном воспитании (В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой)

3.                   принцип «единства в многообразии» (Г. Маркузе, А. Г. Козлова)

Под патриотическим воспитанием детей, находящихся в социально-реабилитационном центре Старооскольского городского округа понимается целенаправленный, непрерывный, педагогически организованный процесс освоения нравственных и эстетических ценностей народной культуры, формирование эмоционально-оценочного отношения к малой Родине, родному языку, народу, обычаям.

Для внедрения в свою реабилитационную работу программы патриотического вопитания посредством изучения культуры родного края на первом этапе я изучала, обобщала и систематизировала теоретический материал, затем выяснила уровень патриотической воспитанности детей, находящихся в социально-реабилитационном центре; в соответствии с критериями разрабатывала необходимый материал.

В последующем я продолжала изучать литературу соответствующей направленности, проводила планирование по патриотическому воспитанию посредством изучения родного края, обобщала и систематизировала полученный материала.

Теоретическая значимость проводимой работы состоит в следующем:

  1. уточнена содержательная характеристика понятия "патриотическое воспитание детей, находящихся в социально-реабилитационном центре посредством изучения культуры родного края»

  2. дано теоретическое обоснование структурно-содержательной модели патриотического воспитания младших школьников посредством изучения культуры родного края.

Известно, что младший школьный возраст наиболее подходящий период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется воспитатель, создает благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы, пока воспитанник находится в стадии социализации, когда накапливается необходимый жизненный опыт.

Мною разработаны следующие беседы для воспитанников по патриотическому воспитанию посредством изучения родного края: «Защита Оскольского края», «Золотая история Обуховки».

В процессе использования средств изучения культуры родного края для патриотического воспитания детей,находящихся в социально-реабилитационном центре, выявлено, что:

1.появляется устойчивый интерес к изучению истории своей малой Родины;

2. углубляются знания о традициях и обычаях своего народа;

3. прививается толерантность к другим народам, их обычаям и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm_koksharova.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников посредством изучения культуры родного края в условиях социально-реабилитационного центра.

        Необходимость патриотического воспитания детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, вытекает из самой сути процесса реабилитационной работы с воспитанниками. В качестве приоритетов предоставляется умение противостояния негативным тенденциям развития современного общества, воспитание у детей новых жизненных установок, а также – умение найти своё место в современном мире. Имеется острая необходимость воспитания в ребёнке любви к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям.

        Доказано, что народные традиции и обычаи выполняют важнейшую функцию в воспитании детей, находящихся в социально-реабилитационном центре. Они обеспечивают устойчивые связи прошлого с настоящим, способствуют сохранению системы национальных и общечеловеческих святынь, через которые каждый народ воспроизводит свой неповторимый духовный облик, характер, психологию.

У воспитанников необходимо  формировать нравственные, морально-психологические и этические качества, среди которых важные значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества.

Для этого нужны иные подходы, оптимизирующие этот процесс. По моему мнению, среди средств, направленных на улучшение патриотического воспитания детей, находящихся в Центре, особое место занимают прогрессивные традиции народа. Обилие информации, доступность материала для понимания, близость к духовным устремлениям воспитанников позволяют говорить об эффективности использования в патриотическом воспитании устного народного творчества, обычаев, народных игр, праздников. Успешность патриотического воспитания детей определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является использование в реабилитационной работе народных традиций, обычаев народа.

В процессе проведения реабилитационных мероприятий по патриотическому воспитанию детей, находящихся в социально-реабилитационном центре было замечено, что возникла необходимость в использовании народных традиций в патриотическом воспитании.

Задачей моей работы является внедрение в реабилитационную работу по патриотическому воспитанию детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, изучения культуры родного края, местных обычаев и праздников.

Для этого я использую следующие методы:

  1. концепции народной педагогики как основы становления гражданина, патриота своей Родины (Г. И. Батурина, Г. Н. Волков)
  2. идеи отечественной педагогики о народном воспитании (В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой)
  3. принцип «единства в многообразии» (Г. Маркузе, А. Г. Козлова)

Под патриотическим воспитанием детей, находящихся в социально-реабилитационном центре Старооскольского городского округа понимается целенаправленный, непрерывный, педагогически организованный процесс освоения нравственных и эстетических ценностей народной культуры, формирование эмоционально-оценочного отношения к малой Родине, родному языку, народу, обычаям.

Для внедрения в свою реабилитационную работу программы патриотического вопитания посредством изучения культуры родного края на первом этапе я изучала, обобщала и систематизировала теоретический материал, затем выяснила уровень патриотической воспитанности детей, находящихся в социально-реабилитационном центре; в соответствии с критериями разрабатывала необходимый материал.

В последующем я продолжала изучать литературу соответствующей направленности, проводила планирование по патриотическому воспитанию посредством изучения родного края, обобщала и систематизировала полученный материала.

Теоретическая значимость проводимой работы состоит в следующем:

  1. уточнена содержательная характеристика понятия "патриотическое воспитание детей, находящихся в социально-реабилитационном центре посредством изучения культуры родного края»
  2. дано теоретическое обоснование структурно-содержательной модели патриотического воспитания младших школьников посредством изучения культуры родного края.

Известно, что младший школьный возраст наиболее подходящий период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется воспитатель, создает благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы, пока воспитанник находится в стадии социализации, когда накапливается необходимый жизненный опыт.

Мною разработаны следующие беседы для воспитанников по патриотическому воспитанию посредством изучения родного края: «Защита Оскольского края», «Золотая история Обуховки».

В процессе использования средств изучения культуры родного края для патриотического воспитания детей,находящихся в социально-реабилитационном центре, выявлено, что:

1.появляется устойчивый интерес к изучению истории своей малой Родины;

2. углубляются знания о традициях и обычаях своего народа;

3. прививается толерантность к другим народам, их обычаям и культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование ценностных ориентиров у дошкольников через изучение культуры родного края"

Приобщение детей к истокам родной культуры, любви к малой родине...

«Формирование ценностных ориентиров у дошкольников через изучение культуры родного края»

презентация к педагогическому совету на тему "Формирование ценностных ориентиров у дошкольников через изучение культуры родного края...

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»...

Проект в подготовительной группе: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления музея родного края»

Цель проекта:-ознакомление детей с понятием «музей», формирование представлений о том, какие бывают музеи.-воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримеч...