"Сказочная птица"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Образовательная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnaya_ptitsa.doc | 42 КБ |
tsarevna_lebed.docx | 93.25 КБ |
zhar-ptitsa.docx | 98.97 КБ |
gamayun.docx | 100.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Тема: «Сказочные птицы»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно-творческой деятельности
Задачи:
создать условия для развития:
- обобщенных представлений об образах сказочных птиц;
- художественно-образного мышления детей и эмоционально-чувственного восприятия;
- поисковой активности детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- умения анализировать (выделять существенные признаки, выполнять действие сравнения), давать характеристику музыкального произведения;
- умения использовать в качестве объединения смысловых частей рассуждения слова-связки: «потому что», «поэтому» и поощрять использование в рассуждениях языковых средств уважительного отношения к мнению собеседника: «мне кажется», «я думаю»;
- навыков работы в мини-группах (умение вести диалог между детьми, преследуя и достигая поставленную цель);
- воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Организация детских видов деятельностей:
- коммуникативная деятельность;
- двигательная деятельность;
- музыкальная деятельность
Оборудование:
магнитофон для прослушивания музыкальных произведений; репродукция картины А.Врубеля «Царевна Лебедь»; иллюстрации с изображением сказочных птиц.
Ход деятельности
Вводная часть
Организационный момент
Игра «Приветствие»
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель предлагает послушать электронное письмо.
«Ой, горе мне! Было у меня три дочери, дочери красивые да любимые. Каждый день гуляли они в саду, где растет волшебная яблоня с яблоками. Да только рвать их нельзя было. Ослушались дочери моего отцовского наказа, съели по яблочку и исчезли. Вот только перышки остались…."
- Какое горе случилось у царя?
- Мы можем помочь царю?
- Как мы можем ему помочь?
- Куда можно отправиться на поиски? (Дети рассуждают и предлагают вариант, места, где могут находиться исчезнувшие дочери) Дети предлагают искать царевен в сказках.
- Интересно, в каких сказках могут находиться дочери царя? (Дети предлагают варианты ответов
- Сколько было дочерей? Значит, в скольких сказках нам нужно искать и как это сделать быстро? (Дети предлагают разбиться на группы, каждая отправляется в свою сказку искать пропавшую дочь)
- А вот тут еще есть пожелание от царя: «Я хочу пожаловать царской милостью шапки-видимки, пусть она помогут вам увидеть то, что ускользает от невнимательного взгляда».
- Вот вам еще напутствие, когда найдете птицу и будете про нее рассказывать, старайтесь подмечать необычное в обычном.
- Ты три раза повернись и в сказке очутись!
III. Практический этап
- Предлагаю каждой группе рассказать о своей найденной сказочной птице. (Дети представляют приготовленный рассказ о своей найденной сказочной птице). Педагог после рассказа детей дополняет ответы художественным словом.
- В сказке Пушкина злой волшебник заколдовал царевну, но даже злые чары не смогли сделать ее уродливой. Она превратилась в красивую, грациозную птицу.
«Сказка о царе Салтане» - Царевна-лебедь.
За морем
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает…
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…
-Как вы думаете, что на этой картине реальное, а что фантастическое?
- Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными серебристыми с золотистым оттенком красками. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной, волшебной грустью светятся глаза; в них чувствуется щемящая тоска одиночества. «Царевна-Лебедь» - пленительный, задушевный женский образ, навеянный сказкой.
Прослушиваем музыкальное произведение Сен-санса «Лебедь».
- Образ кого рисует нам эта музыка?
- Какой образ Царевны показывает нам музыкальное произведение?
Педагог предлагает детям по перышку и просит их потанцевать с пером, удерживая его на ладони (звучит музыка Сен-санса «Лебедь»)
- Отправляемся в следующую сказку. (Рассказ-описание Жар-Птицы)
- С чем или кем можно сравнить Жар-птицу?
Жар-птица блестит и переливается всеми цветами радуги. Она – символ солнышка. Ее можно сравнить с русской красавицей в нарядном сарафане, в красных сапожках. Хохолок на голове птицы, словно кокошник у девицы.
- А вот, что про эту птицу говорит сказочник П.Ершов.
Ершов П.П. «Конек-горбунок.
Эта сказка мне знакома.
Вот я, вот свита царская моя,
Иван-дурак и птица-Жар
Горит, как будто бы пожар…
Ах, сколько красок, сколько свету,
А тепла и дыма нету…
Эко, чудо-огонек
Иван-дурак мне приволок!
Неча молвить, страх красива!
Ножки красны, гребень вверх!
Ну а хвост-то, сущий смех!
Чай, таких у куриц нету.
Слушание композиции И Стравинского «Пляска Жар-птицы»
- Какое настроение вызывает у вам эта музыка и почему?
- Какие события рисует нам музыкальная композиция?
- Где мы очутились в поисках третьей дочери?
- Какая она, птица Гамаюн? (Дети характеризуют третью сказочную птицу)
Сказание о сказочной птице Гамаюн.
Гамаюн - диковинная птица, мудрая. Она провозвещает будущее. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
- Слушая следующую музыкальную композицию, постарайтесь представить, что может рисовать нам музыка.
Звучит былинная музыка (гусли). (Дети характеризуют музыку)
- Какую картину вы представляете, слушая эту музыку? (рассуждения детей)
- Как вы думаете, кто из них старшая дочь, средняя и младшая?
(Дети объясняют свой выбор)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
- Помогли ли мы царю найти своих дочерей?
- Какие чувства вы испытывали при рассматривании иллюстраций на тему сказок?
- Что было в этой работе самым сложным, интересным?
Приходит электронное письмо от Царя: «Спасибо вам, ребята! Вы настоящие ценители искусства! Вы умеете видеть красоту не только глазами, но сердцем и душой. Надеюсь, что вам в этом помогли волшебные шапки-видимки! Нам с царевнами пора возвращаться в царство. На память хочу подарить вам книгу.
- А как мы можем выразить или передать свои впечатления о путешествии по сказкам? (дети предлагают свои варианты)
- Можем мы передать их в художественной деятельности. Предлагаю отправиться в группу и передать свои ощущения от путешествия.
Путешествие наше удалось на славу,
Ведь сказочный жанр всем по нраву:
Композитору, художнику, поэту
И ребенку, и взрослому человеку.
Предварительный просмотр:
Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленная сюжету сказки Пушкина с одноименным названием. Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника.
Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы. Это помогло художнику стать более известным.
Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Но полотно изображает не саму певицу, а загадочный образ Царевны, который был навеян ее лирическим и душевным пением.
Как вспоминают современники, и голос и внешний вид певицы подходили под те сказочные и фантастические образы, которые она должна была воплощать на сцене: ее голос нельзя было ни с чем сравнить, он был ровный, легкий, нежный и наполненный красками или, сменяющимися переливами какой-то из красок, он был очень выразительным, и вместе с тем спокойным.. А ее облик заставлял только восхищаться! Ее широко расставленные глаза, пленительная и в то же время наивная улыбка, тонкое и изящное тело.
Картина была написана художником на хуторе Ге около станции Плиски в Черниговской губернии в лето 1900. Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля. Но сценический образ в картине стал сказочным.
В момент, когда лебедь перевоплощается в нежную и таинственную красавицу-царевну время словно застыло, а свет заката преобразил реальность, и она стала зыбкая и многозначительная. А большие глаза Царевны-Лебедя сверкают как драгоценные камни кокошника, обилие и тяжесть которых делают лишь более выразительным ее хрупкий образ.
У Врубеля был редкий дар видеть музыку цвета. Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по декоративному рисованию «Сказочная птица»
Цель: Продолжать знакомить детей с народным творчеством Гжели. Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. На основе полученных впечатлений ,предложить нарисовать образ сказочной птицы ,переда...
"Сказочная птица" конспект занятия по изобразительной деятельности с применением элементов нетрадиционного рисования
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с старшей логопедической группе с применением элементов неирадиционного рисования...
Занятие "Сказочная птица желаний"
Это занятие по изобразительной деятельности в средней группе с применением способов нетрадиционного рисования (оттиск ладошкой, рисование ватной палочкой)....
Занятие " В гости к сказочной птице"
Интегрированное занятие для средней группы, по развитию речи....
Конспект НОД (аппликация) Тема: Сказочная птица - Птица Счастья
Материал занятия направлен на закрепление умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение; умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной в несколько раз....
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД в подготовительной к школе группе по рисованию «Сказочная птица»
Программное содержание: 1. Развивать мышление, предлагая детям выделять сходства и различия сказочных и реальных птиц. 2. Развивать воображение при создании сказочного образа птицы в коллективной ко...
«Сказочные птицы. Поиски Жар-птицы». Техника граттаж.
Совершенствование технических навыков у детей в рисовании. Закрепить навыки детей с техникой рисования «граттаж». Развивать речь детей....