"Сказочная птица"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сарзанова Оксана Геннадьевна

Образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnaya_ptitsa.doc42 КБ
Файл tsarevna_lebed.docx93.25 КБ
Файл zhar-ptitsa.docx98.97 КБ
Файл gamayun.docx100.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

                                                               

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Тема: «Сказочные птицы»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно-творческой деятельности

Задачи:

создать условия для развития:

  •  обобщенных представлений об образах сказочных птиц;
  •  художественно-образного мышления детей и эмоционально-чувственного восприятия;
  •  поисковой активности детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  •  умения анализировать (выделять существенные  признаки, выполнять действие сравнения), давать характеристику музыкального произведения;
  •  умения использовать в качестве объединения смысловых частей рассуждения слова-связки: «потому что», «поэтому» и поощрять использование в рассуждениях языковых средств уважительного отношения к мнению собеседника: «мне кажется», «я думаю»;
  •  навыков работы в мини-группах (умение вести диалог между детьми, преследуя и достигая поставленную цель);  
  • воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Организация детских видов деятельностей:

            - коммуникативная деятельность;

            - двигательная деятельность;

            - музыкальная  деятельность

Оборудование:

магнитофон для прослушивания музыкальных произведений; репродукция картины А.Врубеля «Царевна Лебедь»; иллюстрации с изображением сказочных птиц.

Ход деятельности

Вводная часть

Организационный момент

Игра «Приветствие»


Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель предлагает послушать электронное  письмо.

«Ой, горе мне! Было у меня три дочери, дочери красивые да любимые. Каждый день гуляли они в саду, где растет волшебная яблоня с яблоками. Да только рвать их нельзя было. Ослушались дочери моего отцовского наказа, съели по яблочку и исчезли. Вот только перышки остались…."

- Какое горе случилось у царя?

- Мы можем помочь царю?

- Как мы можем ему помочь?

- Куда можно отправиться на поиски? (Дети рассуждают и предлагают вариант, места, где могут находиться исчезнувшие дочери) Дети предлагают искать царевен в сказках.

- Интересно, в каких сказках могут находиться дочери царя? (Дети предлагают варианты ответов

- Сколько было дочерей? Значит, в скольких сказках нам нужно искать и как это сделать быстро? (Дети предлагают разбиться на группы, каждая отправляется в свою сказку искать пропавшую дочь)

- А вот тут еще есть пожелание от царя: «Я хочу пожаловать царской милостью шапки-видимки, пусть она помогут вам увидеть то, что ускользает от невнимательного взгляда».

- Вот вам еще напутствие, когда найдете птицу и будете про нее рассказывать, старайтесь подмечать необычное в обычном.

- Ты три раза повернись и в сказке очутись!

III.  Практический этап

- Предлагаю каждой группе рассказать о своей найденной сказочной птице. (Дети представляют приготовленный рассказ о своей найденной сказочной птице). Педагог после рассказа детей дополняет ответы художественным словом.

- В сказке Пушкина злой волшебник заколдовал царевну, но даже злые чары не смогли сделать ее уродливой. Она превратилась в красивую, грациозную птицу.

«Сказка о царе Салтане» - Царевна-лебедь.

За морем

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает…

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит…

-Как вы думаете, что на этой картине реальное, а что фантастическое?

- Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными серебристыми с золотистым оттенком красками. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной, волшебной грустью светятся глаза; в них чувствуется щемящая тоска одиночества. «Царевна-Лебедь» - пленительный, задушевный женский образ, навеянный сказкой.

Прослушиваем музыкальное произведение Сен-санса «Лебедь».

- Образ кого рисует нам эта музыка?

- Какой образ Царевны показывает нам музыкальное произведение?

Педагог предлагает детям по перышку и просит их потанцевать с пером, удерживая его на ладони (звучит музыка Сен-санса «Лебедь»)

- Отправляемся в следующую сказку. (Рассказ-описание Жар-Птицы)

- С чем или кем можно сравнить Жар-птицу?

Жар-птица блестит и переливается всеми цветами радуги. Она – символ солнышка. Ее можно сравнить с русской красавицей в нарядном сарафане, в красных сапожках. Хохолок на голове птицы, словно кокошник у девицы.

- А вот, что про эту птицу говорит сказочник П.Ершов.

Ершов П.П. «Конек-горбунок.

Эта сказка мне знакома.

Вот я, вот свита царская моя,

Иван-дурак и птица-Жар

Горит, как будто бы пожар…

Ах, сколько красок, сколько свету,

А тепла и дыма нету…

Эко, чудо-огонек

Иван-дурак мне приволок!

Неча молвить, страх красива!

Ножки красны, гребень вверх!

Ну а хвост-то, сущий смех!

Чай, таких у куриц нету.

Слушание композиции И Стравинского «Пляска Жар-птицы»

- Какое настроение вызывает у вам эта музыка и почему?

- Какие события рисует нам музыкальная композиция?

- Где мы очутились в поисках третьей дочери?

- Какая она, птица Гамаюн? (Дети характеризуют третью сказочную птицу)

Сказание о сказочной птице Гамаюн.

Гамаюн - диковинная птица, мудрая. Она провозвещает будущее. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

- Слушая следующую музыкальную композицию, постарайтесь представить, что может рисовать нам музыка.

Звучит былинная музыка (гусли). (Дети характеризуют музыку)

- Какую картину вы представляете, слушая эту музыку? (рассуждения детей)

- Как вы думаете, кто из них старшая дочь, средняя и младшая?

(Дети объясняют свой выбор)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

- Помогли ли мы царю найти своих дочерей?

- Какие чувства вы испытывали при рассматривании иллюстраций на тему сказок?

- Что было в этой работе самым сложным, интересным?

Приходит электронное письмо от Царя: «Спасибо вам, ребята! Вы настоящие ценители искусства! Вы умеете видеть красоту не только глазами, но сердцем и душой. Надеюсь, что вам в этом помогли волшебные шапки-видимки! Нам с царевнами пора возвращаться в царство. На память хочу подарить вам книгу.

- А как мы можем выразить или передать свои впечатления о путешествии по сказкам? (дети предлагают свои варианты)

- Можем мы передать их в художественной деятельности. Предлагаю отправиться в группу и передать свои ощущения от путешествия.

Путешествие наше удалось на славу,

Ведь сказочный жанр всем по нраву:

Композитору, художнику, поэту

И ребенку, и взрослому человеку.



Предварительный просмотр:

Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»

Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленная сюжету сказки Пушкина с одноименным названием. Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника.

Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы. Это помогло художнику стать более известным.

Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Но полотно изображает не саму певицу, а загадочный образ Царевны, который был навеян ее лирическим и душевным пением.

Как вспоминают современники, и голос и внешний вид певицы подходили под те сказочные и фантастические образы, которые она должна была воплощать на сцене: ее голос нельзя было ни с чем сравнить, он был ровный, легкий, нежный и наполненный красками или, сменяющимися переливами какой-то из красок, он был очень выразительным, и вместе с тем спокойным.. А ее облик заставлял только восхищаться! Ее широко расставленные глаза, пленительная и в то же время наивная улыбка, тонкое и изящное тело.

Картина была написана художником на хуторе Ге около станции Плиски в Черниговской губернии в лето 1900. Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля. Но сценический образ в картине стал сказочным.

В момент, когда лебедь перевоплощается в нежную и таинственную красавицу-царевну время словно застыло, а свет заката преобразил реальность, и она стала зыбкая и многозначительная. А большие глаза Царевны-Лебедя сверкают как драгоценные камни кокошника, обилие и тяжесть которых делают лишь более выразительным ее хрупкий образ.

У Врубеля был редкий дар видеть музыку цвета. Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова.



Предварительный просмотр:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/990/77990025_4278666_59e00e5ae1bd.jpg



Предварительный просмотр:

http://naslediepredkov.info/images/original/5MzJeTGK3F4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по декоративному рисованию «Сказочная птица»

Цель: Продолжать знакомить детей с народным творчеством Гжели. Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. На основе полученных впечатлений ,предложить нарисовать образ сказочной птицы ,переда...

"Сказочная птица" конспект занятия по изобразительной деятельности с применением элементов нетрадиционного рисования

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с старшей логопедической группе с применением элементов неирадиционного рисования...

Занятие "Сказочная птица желаний"

Это занятие по изобразительной деятельности в средней группе с применением способов нетрадиционного рисования (оттиск ладошкой, рисование ватной палочкой)....

Занятие " В гости к сказочной птице"

Интегрированное занятие для средней группы, по развитию речи....

Конспект НОД (аппликация) Тема: Сказочная птица - Птица Счастья

Материал занятия направлен на закрепление умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение; умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной в несколько раз....

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД в подготовительной к школе группе по рисованию «Сказочная птица»

Программное содержание: 1. Развивать мышление, предлагая детям выделять сходства и различия сказочных и реальных птиц. 2. Развивать воображение при создании сказочного образа птицы в коллективной ко...

«Сказочные птицы. Поиски Жар-птицы». Техника граттаж.

Совершенствование технических навыков у детей в рисовании. Закрепить навыки детей с  техникой рисования «граттаж». Развивать речь детей....