программа кружка "Народная кукла"
проект на тему
Материал мажно использовать на дополнительных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор-составитель:
Норина Юлия Валентиновна, старший воспитатель МБДОУ детского сада № 355 г.о. Самара
1. Актуальность.
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.
Данная программа кружка «Народная игрушка» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.
Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».
В программе реализуется системно-деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.
2. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народной игрушки.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с традициями русского народа;
- познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
- познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
- формировать умение работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.
Развивающие:
- способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
- предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.
Воспитательные:
- содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- прививать основы культуры труда;
- способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
3. Формы и методы работы.
Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
- рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
- показ;
- объяснение;
- наблюдение;
- импровизации;
- чтение художественных произведений;
- рассказ педагога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- анализ и самоанализ.
Используемый материал:
- ткань разной фактуры, тесьма;
- нитки мулине, шерстяные нитки;
- лыко, пенька;
- береста, ветки деревьев;
- вата.
4. Структура программы.
Работа по созданию кукол проводится 1 раз в неделю, продолжительность – 25-30 минут. Всего занятий в год – 25.
5. Адресат. Дети старшего дошкольного возраста.
6. В результате проведенной работы к концу учебного года дети должны
знать: историю народной игрушки; правила безопасности труда; как работать с выкройками;
уметь: правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов; выбирать необходимый для изготовления кукол материал; работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом.
владеть навыками: изготовления различных видов народных кукол; набивки формы; украшения готовых кукол.
Тематический план
Октябрь
Занятие 1. Узелковая кукла.
Цель: познакомить детей с простейшим видом работы с тканью, научить видоизменять куклу, добавляя к ее внешнему виду разные детали.
Материал: квадратные лоскуты очень тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани, пучок пеньки для прически или бороды, треугольный лоскуток для косынки или передника.
Занятие 2. Зайка.
Цель: учить детей складывать ткань в различных направлениях, фиксировать ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты, показать простейшие способы украшения игрушки.
Материал: небольшие прямоугольные лоскуты мягкой хлопчатобумажной ткани, нитки, вата, тесьма.
Занятие 3. Зайка.
Цель: закрепить умение детей складывать ткань в различных направлениях, фиксировать ее с помощью нити, придавать игрушке характерные черты, учить видоизменять игрушку, добавляя новые элементы.
Материал: небольшие прямоугольные лоскуты мягкой хлопчатобумажной ткани, нитки, вата, тесьма.
Занятие 4. Кукла Бабочка.
Цель: учить детей изготавливать простейшую традиционную тряпичную куклу, придавать игрушке характерные черты.
Материал: два лоскута однотонной ткани 40*15 см. и 30*10 см., вата, нити.
Ноябрь
Занятие 5. Сибирячка.
Цель: учить детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами женского русского костюма, со способами создания одежды для куклы. Развивать творчество, воображение, инициативу.
Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, нитки, вата, тесьма.
Занятие 6. Кукла — мальчик.
Цель: закрепить умение детей создавать куклу из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток, познакомить с элементами мужского русского костюма, учить создавать из ткани образ мальчика. Упражнять в изготовлении шнура для пояса из двух нитей.
Материал: небольшие прямоугольные лоскуты разноцветной плотной и мягкой ткани, нитки, вата, тесьма.
Занятие 7. Бессоница.
Цель: познакомить детей с колыбельной магической куклой Бессонницей, учить создавать образ куклы при помощи узелков из двух лоскутов ткани.
Материал: 2 лоскута не очень плотной ткани, вата.
Занятие 8. Кувадки.
Цель: познакомить детей с куклой Кувадкой, учить создавать образ куклы при помощи нитей. Упражнять в изготовлении двойного шнура.
Материал: лоскуты яркой разноцветной ткани 10*15 см. и 6*6 см., разноцветные нити мулине.
Занятие 9. Вепсская кукла.
Цель: познакомить детей с вепсской куклой, учить создавать образ женской фигурки при помощи нескольких лоскутов ткани, одевать куклу в национальный костюм. Активизировать в речи детей слова: «Рубашка», «сарафан», «пояс», «передник», «косынка», «платок». Рассказать, какой смысл раньше придавали одежде.
Материал: белый лоскуток 20*20 см., 4 цветных лоскутка 15*15 см., ленточка, лоскут 4*7 см., нитки красного цвета, шерстяные разноцветные нити, вата.
Декабрь
Занятие 10. Бабушкина кукла.
Цель: познакомить детей с символом березы, рассмотреть бересту. Познакомить с бабушкиной куклой, учить создавать образ куклы из бересты, наряжать ее в тканевый костюм.
Материал: кусок бересты 10*10 см., белый лоскут 8*15 см., длинный тонкий одноцветный лоскут 3*20 см., цветные лоскуты 7*15 см. и 3*7 см., полоса красной ткани, разноцветные нити.
Занятие 11. Крупеничка.
Цель: познакомить детей со сказкой о Крупеничке, учить создавать куклу из детского носочка, заполненного гречихой или другой крупой, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.
Материал: детский носочек, гречневая крупа, белый лоскут 15*15 см., разноцветный лоскут 10*20 см., разноцветный лоскут для платочка, полоса красной ткани, ленточки, разноцветные нити.
Занятие 12. Солнечный символ.
Цель: познакомить детей с древнейшим магическим символом – крестом, с солярным знаком, со старинным зимним обрядом сплавления Солнца. Учить изготавливать солнечный символ из перекрещенных палочек и ниток.
Материал: две палочки, длиной до 15 см., разноцветные шерстяные нити или нити мулине.
Январь
Занятие 13. Коляда.
Цель: познакомить детей с традиционным рождественским ритуалом – колядованием, с куклой Колядой. Учить детей изготавливать фигурки людей из соломы, перетягивая ее красными нитями.
Материал: пучок соломы, красные нити.
Занятие 14. Пеленашка.
Цель: познакомить детей с куклой Пеленашкой, с обрядами, связанными с рождением младенца, учить пеленать скатку, придавать заготовке целостный образ младенца.
Материал: кусок бересты 10*25 см., белые лоскуты 15*15 см. и 7*10 см. разноцветные лоскуты разных размеров для предметов одежды, ленточки, разноцветные нити.
Занятие 15. Крестец.
Цель: познакомить детей с образом куклы – мужчины, с обрядом ряжения, учить создавать яркий образ, используя минимум изобразительных средств.
Материал: две небольшие палочки, нити, пакля, разноцветные ленточки или полоски ткани.
Февраль
Занятие 16. Курская столбушка.
Цель: познакомить детей со свадебным обрядом. Учить изготавливать фигурку куклы – невесты, украшать куклу, развивать чувство цвета, эстетическое восприятие.
Материал: белый лоскут 15*20 см., красный лоскут 6*15 см., прямоугольный лоскут светлой ткани 7*15 см., другой лоскут 7*15 см., цветной лоскут 5*7 см., два лоскута ярко окрашенной пестрой ткани 5*7 см., тесьма, нити, игла.
Занятие 17. Владимирская столбушка.
Цель: познакомить детей с традицией девичьих посиделок, с владимирской столбушкой, закрепить навык изготовления куклы из бересты. Познакомить с предметом женской одежды – поневой.
Материал: кусок бересты 10*25 см., белые лоскуты 15*15 см. и 7*10 см. разноцветные лоскуты разных размеров для предметов одежды, ленточки, разноцветные нити.
Занятие 18. Лихоманки.
Цель: познакомить детей с назначением кукол – лихоманок, закреплять умение пеленать куклу, учить создавать образ куклы с помощью ткани различных оттенков.
Материал: лучина длинной 10-15 см., лоскут белой ткани шириной 10-15 см., лоскут темной ткани шириной 6-9 см., полоса ткани размером 3*6 см., квадратный лоскут темной ткани 8*8 см., разноцветные нити.
Март
Занятие 19. Мартинички.
Цель: познакомить детей с обрядом «заклинания» весны, учить изготавливать кукол из ниток, создавать образы мальчика и девочки, украшать кукол дополнительными деталями, упражнять в использовании шаблона.
Материал: кусок плотного картона 10-20 см., разноцветные шерстяные нити.
Занятие 20. Кубышка — травница.
Цель: познакомить детей с назначением куклы – травницы, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Учить детей использовать в работе траву, украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.
Материал: лоскут светлой ткани 20*20 см., два лоскута светлой ткани в мелкий рисунок 10*10 см., треугольный лоскут яркой однотонной ткани 30*30 см. (1/2 ), полоска ткани красного цвета 20*1 см., лоскут цветной ткани 40*40 см., два лоскута цветной ткани 5*5 см., кружево 7*10 см., тесьма 25 см.,, красные нитки, 30 г. травы, вата, игла, ножницы.
Занятие 21. Птички.
Цель: познакомить детей с образом птиц в крестьянском быту, учить создавать образ птицы из ткани, подчеркивать ее характерные особенности.
Материал: лоскут ткани 10*12 см., вата, нитки.
Апрель
Занятие 22. Кукла из лыка.
Цель: познакомить детей с новым материалом – лыком, учить создавать женский образ из лыка, наряжать куклу в женский костюм.
Материал: лыко, нити, несколько лоскутов разноцветной ткани.
Занятие 23. Кукушечка.
Цель: познакомить детей с праздником проводов весны, закрепить умение работать с лыком, учить создавать образ птицы из лыка при помощи разноцветных нитей, украшать куклу.
Материал: лыко, разноцветные нити, небольшие лоскуты ткани.
Занятие 24. Купавка.
Цель: познакомить детей с летними праздниками, с обрядовой куклой купавкой. Учить создавать куклу из палочек, нитей и ткани, закреплять умение передавать характерные черты куклы, украшать куклу разноцветными ленточками.
Материал: две палочки разной длины, лоскут белой ткани 30*30 см., вата, нити, цветные лоскуты для юбки, платка, разноцветные полоски ткани или ленточки для украшения.
Занятие 25. Моя любимая кукла.
Цель: закрепить знания детей о народных куклах, о способах их изготовления, упражнять в изготовлении кукол, в украшении изделий, развивать память, фантазию, творчество.
Материал: палочки, береста, лучины, лыко, лоскуты различных тканей, нити, вата, игла, ножницы, тесьма, кружево.
Используемые источники
- Дайн Г. и М. Русская тряпичная кукла. – М., 2007.
- Дыбина О.В. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М., 2010.
- http://dom.sibmama.ru/index.php?r=81
- http://www.rukukla.ru/
- http://igru6ka.ru/kate/russianto
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-46478-1611154560.jpg)
Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Конспекты занятий сод...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-106678-1584461800.jpg)
Элективная программа "Народная кукла"
Программа разработана для кружка по изготовлению народной куклы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-133098-1351453635.jpg)
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/14/picture-390604-1550164576.jpg)
Программа дополнительного образования ( кружковая работа ) "Русские куклы"
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/14/picture-687959-1444835045.jpg)
ПРОГРАММА «НАРОДНАЯ КУКЛА РОССИИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО БЫТА ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ)
Программа предназначена для воспитателей детских садов для организации работы в музейной педагогике....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-972031-1583296872.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/10/picture-1152414-1562763513.jpg)
Мастер-класс для педагогов в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» «Знакомство дошкольников с традиционной народной куклой. Изготовление куклы-скрутки»
Мастер-класс будет интересен для педагогов, реализующих программу "Социокультурные истоки"...