Элективная программа "Народная кукла"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Программа разработана для кружка по изготовлению народной куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kuklam.docx | 41.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ центр развития ребенка детский сад №8 «Сказка»
Утверждена
педагогическим советом ДОУ
от______________ №
Председатель педагогического совета
________________Г. Л. Гологузова
Элективная программа
«Народная кукла»
Разработчик: Е.Г.Баринова,
воспитатель
2012г.
Содержание.
Пояснительная записка.
Цель программы.
Задачи программы.
Характеристика программы.
Режим работы.
Технология реализации.
Основные условия реализации программы.
Ожидаемые результаты.
Планируемый перечень разделов.
Тематический план.
Список рекомендуемой литературы.
Пояснительная записка
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму»
Китайская пословица
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Но ребенок есть ребенок и основным видом деятельности для него является игра. Большинство игр подразумевает наличие каких-либо атрибутов – игрушек. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. На Руси с давних времен изготовление тряпичных кукол носило характер семейной традиции.
Известно, что А.С.Пушкин свою первую куколку «отдарок за подарок» сделал в возрасте около 4-х лет. Примерно в этом возрасте дети под руководством бабушек или старших сестер-братьев учились самостоятельно делать игровые куклы.
Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, вырабатывает умение сравнивать и находить отличия между двумя и более предметами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.
В программе объединились две основные потребности ребенка исследование и игра, точнее исследование игрушки – куклы.
Цель программы:
развитие познавательных интересов, творческого потенциала детей на основе освоения ими технологии изготовления игрушек (куклы);
социально-трудовая адаптация ребенка дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного творчества (работа с текстильными материалами и фурнитурой).
Задачи программы.
Обучающие:
- ознакомить детей с игрушкой-куклой как предметом культуры;
- научить владеть технологическими знаниями, умениями и навыками на основе изучения и изготовления кукол;
- обучить приемам сочетания разных материалов в изготовлении кукол.
Развивающие:
- развитие творческих способностей детей в процессе создания своих работ;
- развитие у детей художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные:
- формирование навыков работы в коллективе;
- воспитание чувства взаимопомощи, ответственности за конечный результат работы;
- приобщение к истокам народной культуры, воспитание уважения к традициям прошлого и настоящего.
Характеристика программы.
По виду деятельности – познавательно – исследовательская;
по образовательным областям – интегрированная;
по уровню содержания – ознакомительная;
по способу реализации – эвристическая;
по форме реализации – подгрупповая;
по широте охвата содержательной деятельности – профильная;
по возрасту детей – дошкольный возраст;
по половому признаку – для мальчиков и девочек;
по функциональному назначению – образовательная;
по уровню усвоения – общекультурная.
Режим работы.
Программа предусматривает наполняемость группы 10-12 человек;
возраст детей 6-7 лет;
режим работы – 1 раз в неделю;
продолжительность занятия – 30 минут;
каникулы в январе – 10 дней;
проводится 33 занятий в течении учебного года.
Технология реализации программы.
Для реализации программы используются следующие
формы работы:
подгрупповая (используется на общих занятиях);
индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).
Методы и приёмы:
наглядные (использование иллюстраций, множественных образов, показ способа действия и т. д.);
словесные (рассказ, указание, объяснение и т.д.);
практические.
Основные педагогические принципы:
развивающего обучения;
наглядности;
самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
доступности;
творческой активности и самостоятельности;
связи обучения с жизнью;
рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения;
соблюдение принципов гуманистической технологии: безопасность, приятие других, поддержка.
Для реализации программы используется
дидактический материал:
технические средства обучения (аудио-видео аппаратура);
методические средства обучения аудио-видео записи, методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки и т.д.);
народные куклы.
Материальные ресурсы:
инструменты (ножницы);
схемы, эскизы;
лоскутки различной формы и размера;
природный материал;
нитки разных цветов и толщины.
Диагностика результативности образовательной программы.
Традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам;
выполнение самостоятельной творческой работы.
Основные условия реализации программы.
Учёт психологических возрастных особенностей ребёнка, его жизненного опыта, удовлетворения познавательных потребностей. Обеспечение перспектив их развитие.
Свободное, доверительное общение педагога с детьми, партнёрские отношения.
Создание образовательной среды, характеризующейся следующими положениями:
- создание эстетического оформления в мини-музее, позволяющего поддерживать детей на волне эмоциональной активности и естественного интереса;
- обеспечение материально-технического оснащения ( наглядные пособия, материалы, инструменты и т.д.);
- осуществление сотрудничества ребёнка, родителей и педагога.
Ожидаемые результаты программы.
Развитие интереса к игровому экспериментированию с природным материалом и тканью (познание);
в общении с воспитателем и сверстниками активно использует слова, обозначающие названия, свойства и качества предметов; (коммуникация)
активно проявляет творчество в процессе общения: задаёт интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен
в творческой речевой деятельности: сочиняет сказки, рассказы (коммуникация)
обнаруживает избирательное отношение к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения; (худ. литер.)
проявляет самостоятельность и индивидуальность в процессе изготовления (худ. творчество);
экспериментирует в создании образа, в процессе собственной деятельности проявляет инициативу, самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа (худ. творчество);
демонстрирует знание элементов народной культуры, интерес к теме, стремится поделиться своими впечатлениями (региональный компонент);
планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам; (худ. творчество)
развита культура слушательного восприятия (музыка);
сформированность культуры труда и потребления (экономное расходование материала, поддержание порядка на рабочем месте, умение хранить и утилизировать уже непригодный материал) – труд;
у детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения творчеству.
Планируемый перечень разделов
№ п/п | Интеграция образовательных областей | Содержание | Количество часов |
1 | Познание, коммуникация, чтение худ. литературы музыка | Введение. История народной куклы, традиции и обряды русского народа. | 18 |
2 | Труд, музыка, чтение худ.лит., познание, худ. творчество, социализация, коммуникация. | Работа с тканью. | 6 |
3 | Социализация, коммуникация, познание, труд, музыка, худ. творчество, чтение худ. лит.. | Работа с нитками. | 1 |
4 | Социализация, коммуникация, познание, труд, музыка, худ. творчество, чтение худ. лит.. | Работа с природным материалом. | 1 |
5 | Социализация, коммуникация, познание, труд, музыка, худ. творчество, чтение худ. лит.. | Работа с тканью и природным материалом. | 6 |
Тематический план
Месяц | № | Содержание базовых тем | Часы |
Сентябрь | 1 | Введение. История народной куклы. | 1 |
2 | Беседа «Почему у народной куклы нет лица?». | 1 | |
Октябрь | 1 | Знакомство с народной куклой «День и ночь», её история. | 1 |
2 | Приготовление материала, эскизов. | 1 | |
3 | Изготовление куклы «День и ночь» . | 1 | |
4 | Сочинение сказки про кукол «День и ночь». | 1 | |
Ноябрь | 1 | История куклы-лихоманки. | 1 |
2 | Приготовление материала, рассматривание схем, эскизов изготовления). | 1 | |
3 | Изготовление куклы-лихоманки. | 1 | |
4 | Обыгрывание куклы-лихоманки. | 1 | |
Декабрь | 1 | Знакомство с народной куклой-Закруткой. | 1 |
2 | Беседа о кукле-Закрутке. | 1 | |
3 | Изготовление куклы-Закрутки. | 1 | |
4 | Кукла-Закрутка с элементами усложнениями. | 1 | |
Январь | 1 | Слушание, пение народных песен, сочинение историй, сказок – «Рождественский вечерок»Выставка кукол-Закруток «Хоровод заведем!» | 1 |
2 | Выставка кукол-Закруток «Хоровод заведем!» | 1 | |
Февраль | 1 | История куклы Крупеничка (Зерновушка). | 1 |
2 | Приготовление материала, рассматривание схем, эскизов изготовления). | 1 | |
3 | Изготовление куклы Крупенички. | 1 | |
4 | Обыгрывание куклы Крупенички. | 1 | |
Март | 1 | История куклы «Мартинички». | 1 |
2 | Разучивание закличек про весну, приготовление материала, эскизов. | 1 | |
3 | Изготовление куклы «Мартиничка». | 1 | |
4 | Досуг «Встреча весны»: пение закличек, обыгрывание куклы-«Мартиничка». | 1 | |
Апрель | 1 | Красна горка: рассказ о Пасхе, история куклы «Пасхальная голубка». | 1 |
2 | Приготовление материала, подготовка технологической карты. | 1 | |
3 | Изготовление куклы «Пасхальная голубка». | 1 | |
4 | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Игры с куклой «Пасхальная голубка». | 1 | |
Май | 1 | История куклы из лыка, рассматривание схем, эскизов изготовления. | 1 |
2 | Изготовление куклы из лыка. | 1 | |
3 | Куклы из бабушкиного сундука (обыгрывание ). | 1 | |
4 | Музей кукол (оформление мини-музея). | 1 |
Всего: 32 часа
Список рекомендуемой литературы.
Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
«Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др. – СПб.:ООО «Издательство» «Детство -Пресс», 2011г.-528с.
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» : Программа. Учебно-методическое пособие. – второе изд., перераб. И доп. – СПб. «Детство-Пресс», 1998.-304с.
Журнал «Цветной мир» «Народная игрушка» №1, 2009г. с.8-26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективная программа "Формирование навыка русского языка у детей-инофонов в условиях интегрированного обучения"
За последние 10 лет в странах СНГ сложилась новая языковая ситуация – изменился статус русского языка. С каждым годом в этих странах сокращается число лиц, владеющ...
Элективная программа "Игралочка"
Русские народные игры на оод по физической культуре...
Рабочая программа Элективного курса "Шахматы"
АктуальностьОчень часто педагогам детских садов приходится отвечать на вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная...
Элективный мутизм дошкольника - это...
Статья, посвященная особенностям проявления элективного мутизма в дошкольном возрасте. В помощь родителям и педагогам......
ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ. ЭТИОЛОГИЯ, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ.
Элективный мутизм.Психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают ...
Рекомендации педагога-психолога родителям дошкольника с элективным мутизмом
Как наладить контакт с "молчуном"?...
Статья Элективный мутизм
Некоторые родители, обращаясь ко мне за консультацией, бывают встревожены, когда причиной их обращения становится казалось бы, на первый взгляд, типичная застенчивость ребёнка. Причиной обращения...