Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
статья по рисованию по теме

Патюк Наталья Сергеевна

Рассмотрение основных задач воспитания художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

На современном этапе развития нашей страны, на фоне экономических и политических изменений, основной целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время выросло внимание к проблемам практики и теории художественно-эстетического воспитания как самому важному средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности.

На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

Многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский) отмечают, что формировать личность и художественно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап воспитания и развития личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим становится важным воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений и осознание ими чувства прекрасного.

Искусство - это главная часть эстетической культуры, как творческое воспитание часть эстетического, но часть, которая охватывает только одну область человеческой деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве». Эстетическое образование гораздо шире и затрагивает как творчество, так и эстетику труда, быта, поведения и взаимоотношений. Эстетическое формирование создается у человека всеми эстетически необходимыми вещами и явлениями, в том числе творчеством, как его наиболее основным средством. Эстетическое образование, применяя для собственных целей художественное воспитание, совершенствует человека в главном не для художества, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Запорожец И.Д. находит художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

Наконец, художественно-эстетическое образование имеет активную и творческую направленность, которое не должно довольствоваться только созерцательной задачей, оно должно также сформировывать способность творить прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая суть предметов, а формирование часто обусловлено рвением к развлечению, а в отсутствии вмешательства извне у ребенка могут сформироваться неверные понятия о жизни, ценностях, идеалах. Важно - воспитывать, развивать такие качества, такие способности, которые дадут личности не только достигнуть успеха в каком-либо занятии, но и стать создателем эстетических ценностей, получать наслаждение от красоты окружающей реальности. Помимо становления художественно-эстетической связи детей и действительности с искусством, художественно- эстетическое обучение последовательно внушает вклад и в их полное развитие. Оно содействует становлению нравственности человека, расширяет его знание о мире, окружении и природе. Различное творческое обучение детей способствуют формированию их мышления и воображения, воли, упорства, собранности и дисциплинированности.

Тем самым, можно полагать, что наиболее успешно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая полагает, что: «Художественно-эстетическое воспитание - воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерно сформированности эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

Эта цель еще отображает и особенность художественно- эстетического обучения, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. во-первых, это создание конкретного резерва простых эстетических познаний и впечатлений, без которых не могут появиться склонность, влечение, интерес к эстетически значимым вещям и явлениям. Суть этой задачи состоит в скопленье различного запаса голосовых, цветовых и пластических впечатлений. Преподаватель должен умело выбрать по указанным характеристикам такие предметы и явления, которые станут отвечать нашим понятиям о красоте. Таким образом, будет организовываться чувственно-эмоциональный опыт. Нужны также определенные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. «Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность», - замечает О.К. Ожерельева.

Вторая задача художественно- эстетического образования заключается в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими». Эта задача свидетельствует о том, что происходит, когда дети интересуются, например, живописью, лишь на общеобразовательном уровне, они поспешно рассматривают картину, стремятся запомнить название, художника, потом переходят к новому полотну. Ничто не порождает в них удивления, не заставляет остановиться и получить наслаждение совершенством творения.

Третья задача художественно-эстетического обучения связана с созданием у каждого ребенка художественно-эстетической творческой способности. Важное заключается в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты». Суть этой задачи состоит в том, что ребенок обязан не только узнавать прекрасное, уметь им наслаждаться и оценивать, а он еще должен и сам энергично принимать участие в творении прекрасного в искусстве, жизни, независимо организовывать продукты ручного творчества.

Вся эта система художественно-эстетического обучения направлена на общее формирование ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и умственном. Это достигается методом решения последующих задач: изучения ребенком знаний художественно-эстетической культуры, становления способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических свойств человека, которые проявлены в эстетическом восприятии, чувствах, оценках, вкусах и других психических группах эстетического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...