Методическая разрадотка "Наш дом - природа"
методическая разработка по теме

Основной задачей экологического воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундаментом которых служат достоверные знания по экологии, эмоционально-положительные отношения к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование основ экологической культуры является важным условием гармонично развивающейся личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_dom_-_priroda.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по экологическому воспитанию

«Наш дом - природа»

Предисловие

Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету -
Ведь другой похожей нету!»

(Я. Аким)

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. ФГОС призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Одним из основных направлений воспитательно-образовательной работы детского сада является ознакомление дошкольников с природой.

К сожалению, сегодня все чаще говорят об  ухудшении экологического состояния нашей планеты. Экологические проблемы требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Одним из шагов на пути к ее решению может стать экологическое воспитание подрастающего поколения.

Основной задачей экологического воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование основ экологической культуры является важнейшим условием гармонично развитой личности. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром природы. 

В основе работы нашей группы  лежит программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» и программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Работа по формированию интереса и бережного отношения к миру природы ведется в тесной связи со специалистами ДОУ, и родителями воспитанников. Семья, как среда формирования личности, оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Она является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим.

Для достижения поставленных целей мною были определены пути реализации системы экологической работы:

- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);

- обновление содержания, форм и методов работы с детьми; внедрение методик экологии здоровья и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

- экологическое просвещение родителей.

В своей группе я стараюсь уделять  большое  внимание экологическому воспитанию детей. Создаю условия для формирования у воспитанников экологического сознания, помогаю детям в формировании основ целостного восприятия мира, осмысления своего места в нем, сознания своей ответственности за него, воспитание терпимости и уважения к другим, умение сотрудничать.

В начале своей работы по данному направлению мною была проведена диагностика детей на выявление уровня сформированности экологических знаний и анкетирование родителей. Проведенные мероприятия выявили необходимость проведения углубленной работы по данному направлению (предстоящая работа проводилась по 4 блокам: знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года, отношение к миру природы).


Практическая часть

План-конспект культурно - досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Мы друзья природы».

Цель: Вызвать интерес к природе, закрепление знания детей о роли природы в жизни живых существ.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация,  художественное творчество.

Задачи:

Социализация

1.Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим (к природе, насекомым)

Коммуникация

1.Формировать новые экологические знания о насекомых, о нормах поведения в природе, побуждать детей к размышлениям, учить анализировать свои и чужие поступки.

Здоровье

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, развивать наблюдательность дошкольников.

Развитие эмоциональной сферы.

Художественное творчество

1. Формировать интерес к продуктивной деятельности.

2. Развивать навыки использования изобразительных средств.

3. Развивать воображение и чувственное восприятие.

Методы и приёмы:

Практические - дидактические игры: «Ромашка», «Найди ошибки», игровое упражнение «Бабочки».

Наглядные – работа с карточками, открытками, панно.

Словесные – беседа, чтение сказки, инсценирование отрывка.

Материал и оборудование: столы и стулья, диапроектор, ноутбук, шаблоны насекомых, цветов, деревьев, клей, музыка, шапочки воробья, дятла, изображения пейзажей, растений, животных, карточки с изображением правил поведения в природе.      

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

упражнение «Бабочки»,  

Игровая

Игра «Ромашка»

Продуктивная

Изготовление панно «Сохраним родную природу»

Коммуникативная

работа с карточками, открытками, панно

Чтение художественной литературы (восприятие)

Чтение сказки,  инсценирование, беседа

Музыкальная

Музыкальное сопровождение игр и упражнений

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель начинает совместную деятельность, приветствуя детей.

Дети приветствуют воспитателя и друг друга кивком головы

Создать положительный эмоциональный настрой в группе.

2.

Проводит игру «Ромашка».

Слушают, выполняют упражнение.

Закреплять  полученные знания детей

3.

Сообщает, что сегодня они будут беседовать  о природе. Чтение стихотворения В.Орлова.

Беседа

Слушают

Отвечают на вопросы

Получают положительный настрой, активно включаются в предстоящую деятельность.

4.

Воспитатель предлагает детям изготовить панно из готовых шаблонов.

Дети активно включаются в продуктивную деятельность, приклеивают готовые шаблоны под спокойную музыку.

Формировать интерес к продуктивной деятельности,

развивать навыки использования изобразительных средств, развивать воображение и чувственное восприятие.

5.

Чтение отрывка из текста А. Плешакова «Знать и беречь»

Слушают

Отвечают на вопросы

Умеют применять полученные знания

6.

Чтение отрывка «Бабочки» из книги А.И.Маркушевича «Что такое? Кто такой?» с показом слайдов

Слушают и внимательно смотрят

Умеют  видеть необычное в привычном, вызывают чувства удивления и восхищения.

7.

Проводит инсценирование отрывка из стихотворения Б. Брехта «Зимний разговор через форточку»

Активно выполняют  роли

Развивают эмоциональную выразительность, речь, память

8.

Работа   по карточкам

Активно  размышляют о нормах поведения в природе

Умеют применять полученные знания

9.

Составление клятвы  «Друга Природы».

Активно анализируют свои и чужие поступки.

Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к миру природы.

10.

Исполнение песни  В. Я. Шаинского  «Улыбка»

Активно исполняют песню

Развивают эмоциональную выразительность, речь, память

11.

Подведение итогов совместной деятельности  

Дети делятся своими впечатлениями о проведенном мероприятии.

Умение анализировать  и применять полученные знания, рефлексировать.

Заключение

В начале своей работы мною было проведено наблюдение , которое показало, что работа по воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не была достаточно оснащёна развивающая среда, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, играм и другим видам деятельности экологического характера.

Результаты анкетирования показали, что родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания (Приложение № 1 - анкета для родителей).

Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме экологическое воспитание дошкольников, создать систему, которая бы пронизывала все виды детской деятельности и была направлена на решение следующих задач:

-развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

-воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций;

-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работы я обратила особое внимание на следующие основные направления:

- информационно-познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников;

- познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;

- практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.);

- исследовательское направление осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Для создания интереса дошкольников к природе и достижения результата в своей работе использую эмоционально привлекательные для детей виды деятельности: игры, сочинение и обыгрывание экологических сказок, создание проблемных ситуаций и их решение, проектную деятельность, экспериментирование, мероприятия совместно с родителями и многое другое.

Большое значение в решении поставленных задач имеет предметно-развивающая среда групповой комнаты, которая создана нами совместно с родителями воспитанников. Была изготовлена зеленая полянка на которой выросло деревце и был построен дом (на домике можно вывесить детские рисунки по книге того или иного автора, пейзажи и многое другое). Сюда с приходом весны прилетают птицы (макеты изготавливают дети), а осенью кружат стаи перелетных птиц, дети знакомятся с цветами, насекомыми и другим материалом. Информация и оформление меняется в зависимости от темы или от желаний детей (их интереса).  

Оформили стеллажи для детских работ из природного, бросового материала (дети с удовольствием мастерят оригинальные поделки).

Комнатными растениями был пополнен уголок природы, сделаны модели для ознакомления воспитанников с миром растений, подобраны дидактические игры, иллюстрации по теме «Растения», изготовлены альбомы: «Первоцветы», «Дикорастущие растения», «Красная книга растений», «Что такое хорошо, а что такое плохо».

В уголок книги были приобретены, подарены родителями ребятишек  детские энциклопедии о природе, подобран большой литературный материал о растениях (стихи, рассказы, поговорки, сказки), изготовлен альбом загадок о растениях.

Весь процесс непосредственно образовательной деятельности построен в форме игры, она позволяет усилить интерес детей к исследовательской, познавательной деятельности. Мы отправляемся в различные путешествия, ищем клад, опускаемся на морское дно, идем по следу, дружим с цветами, проводим опыты с объектами природы, знакомимся с круговоротом воды в природе и т. п. Использую в познавательном процессе современные методы и приемы в зависимости от возраста детей и его индивидуальных способностей.

Закреплять полученные знания лучше всего на практике, в повседневной жизни для этого проводились дидактические игры («Укрась деревце», «Кто, где живет», «Четвертый лишний», «Зеленая аптека», «Листочек потерялся» и др.), игры-драматизации («Как поссорились растения», «Дерево, цветок и кустик», «Цветочная полянка», «Одуванчик» и др.), совместная трудовая деятельность.

Проведение опытов и экспериментов, в ходе которых дошкольники могли увидеть, как растение пьет воду, что сначала появляется из семени. Опыты и эксперименты не только способствовали развитию у детей познавательной активности, но и воспитывали доброжелательное отношение к живой природе.

Демонстрация моделей и работа с ними помогла дошкольникам научиться выделять существенные признаки представителей растительного мира, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Особенно запомнились детям экскурсии в лесополосу, на речку совместно с родителями.

Соответствующие атрибуты появились в музыкальном уголке: веночки, листья, цветы, маски, шапочки для исполнения танцев и аудиозаписи с музыкой и песнями о природе.

Особая роль при ознакомлении детей с миром растений была отведена музыке. На музыкальных занятиях воспитанники с удовольствием слушали произведения о природе, передавали образы растений в музыкально-ритмических танцевальных движениях и психологических этюдах. Формированию у дошкольников интереса и бережного отношения к миру растений способствует также ежегодно организуемая музыкальным руководителем совместно с воспитателями и родителями воспитанников «Неделя театра», в рамках которой дети показывают тематические постановки. С инструктором по физической культуре мы закрепляли знания о представителях растительного и животного мира в подвижных играх и физических упражнениях.

Полученные знания о представителях растительного мира дошкольники выражали в художественно-творческой деятельности. Так, следуя основному методическому принципу - одухотворение природных явлений, я помогала детям представить мир в виде образов. Дошкольники учились наделять образными характеристиками объекты природы, которые они видят (цветы, деревья, травы), отображая их чувства и настроение в рисунках: «Волшебный цветочек», «Веселые листочки», «Носит одуванчик желтый сарафанчик», «Зеленая красавица», «Рябина кудрявая», «Молодое деревце», «Кто под кустиком сидит». Детские работы, выполненные в разнообразной технике, в том числе и нетрадиционной, свидетельствовали не столько о развитии художественно-творческих способностей детей, сколько о сформированности у них знаний и интереса к миру растений. В своих работах воспитанники отображали представителей растительного мира и свои знания о них. На протяжении всей работы по формированию интереса и бережного отношения к миру растений особое внимание уделялось индивидуальной форме работы с детьми, то есть осуществлялся ндивидуальный подход в работе с дошкольниками.

И конечно без внимания я не могла оставить родителей своих помощников в  этой нелегкой работе. Проводили консультации, участвовали в природоохранных акциях, экологических праздниках («Сохраним зеленую красавицу», «Берегите первоцветы», «Белая березонька», «Мы -друзья природы»; конкурсах: «Цветочек для друга», «Золотая осень», «Весеннее настроение»; фотоконкурсе: «Разноцветный мир»; показ экологической сказки; совместные экскурсии; участие в озеленении участка (посадка деревьев, оформление цветочных клумб). Результатом совместной работы с родителями явилось не столько повышение уровня экологических знаний дошкольников и поддержание их интереса к миру растений, сколько осознание родителями важности формирования данных знаний у детей.

С ранних лет (со 2 младшей группе)  использую метод экспериментирования. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Были проведены проекты: «Чудеса природы», «Что такое растение?», «Насекомое», «Планета земля».

Была придумана «Тропинка Дядюшки АУ». Тропинка проходит по  территории детского сада, по интересным природным объектам. Нами был составлен альбом экологической тропинки: описали все объекты (где растут, особенности, строение), собрали гербарии, дети нарисовали рисунки. В зависимости от времени года ребята наблюдали за изменениями, происходящими с растениями, отмечали как «зеленые подопечные» переносят изменения погоды, сколько листочков появилось, на сколько сантиметров подросло деревце или почему оно засохло и т.д. На групповом участке у нас поселились жирафы, зебры, черепаха, веселая гусеница (дети могут познакомиться с особенностями строения, окраски, с местом обитания и т.д.).

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам.

Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующие выводы:

- воспитанники значительно расширили свои знания о представителях растительного и животного мира;

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Результаты повторного наблюдения показали, что организованное  таким образом взаимодействие со специалистами ДОУ, грамотно выстроенная работа с детьми по формированию у них интереса и бережного отношения к миру растений, плодотворное сотрудничество с родителями не только способствовали упорядочению знаний и умений воспитанников по данной теме, но и позволили сделать их целенаправленными в решении поставленных задач экологического воспитания и развития личности каждого ребенка. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Список литературы:

1.Богданец Т. Игры и экология / Богданец Т., Газина О.// Дошкольное воспитание. - 2006.

2.Веревкин И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008.

3.Зеленкова О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010.  

4.Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.

5.Рыжова, Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998.  

6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Календарь природа"

Календарь природы - это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе....

Методическая разработка "Друзья природы" в средней группе "А"

Интегрированное занятие по экологии в средней группе на тему "Друзья природы"Цель: развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире...

Методическая разработка "Чудеса природы"

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста.Каждая работа по изготовлению поделок из природного материала познавательна и увле...

Методическая разработка "Друзья природы"

Методическая разработка по формированию экологических представлений дошкольников....

Учебно-методическое пособие " Календарь природы"

Учебно-методическое пособие предназначенно для наглядного обьяснения погоды...

Методическое пособие «Явления природы».

Дидактическое пособие  «Явления природы» разработано для детей 3 – 7 лет.Место использования: организованная образовательная деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная...