Программа "Развитие игровой деятельности и коммуникативных компетенций детей с ОВЗ"
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_i_kommunikatsii.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Развитие
игровой деятельности и коммуникативных компетенций для детей с ОВЗ»
Пояснительная записка
Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов.
На шестом году жизни детей разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру.
Направленность программы:
Дошкольники, а особенно дети с ОВЗ воспринимают социальное окружение во многом через игру, которая раскрывает ему смыслы взаимоотношений между людьми в различных ситуациях. Игровые ситуации можно использовать для преодоления познавательного и личностного эгоцентризма ребенка, формирования произвольных действий. Игра является естественной формой выражения чувств и мыслей ребенка. Игра позволяет овладеть тревожащими эмоциями за счет их проигрывания и называния.
В игре развивается креативность мышления, что позволяет овладеть стрессовой ситуацией путем нахождения нескольких способов выхода из нее.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цели: развитие игровой деятельности и коммуникативных компетенций, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
- Развивающие – Способствовать развитию волевой сферы – произвольности и психических процессов: восприятия, воображения, внимания и памяти, Учить приемам саморегуляции. Развивать ручные умения и мелкую моторику рук, развивать двигательную активность детей. Способствовать развитию эмоциональной сферы детей.
- Образовательные - Развивать познавательные интересы детей, активизировать мыслительную деятельность в процессе реализации программы. Развивать пространственные представления, учить ориентироваться в пространстве и на плоскости.
- Воспитательные – Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение ко взрослыми и сверстниками. Формировать первичные представления о нравственных ценностях. Формировать социальное доверие и социальные эмоции. Поощрять умение дружно играть, вместе заниматься творческой деятельностью.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
Программа предполагает использование разнообразных игровых приемов и техник. Подобранные игры тесно связаны с коммуникативными процессами разного уровня (в парах и в группе в целом). Игровая форма заданий делает занятия не утомительными, а интересными. Основанием для разработки программы коррекции и развития межличностных отношений и игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи явилась острая потребность устранения нарушений межличностных отношений у детей данной категории средствами игровой деятельности, как наиболее предпочитаемой дошкольниками для общения и регуляции взаимодействий.
Возраст детей, участвующих в данной программе:
От 5 до 7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
С 1 октября по 31 мая.
Режим занятий:
2 раза в неделю по 25 -30 минут.
Структура занятий:
1. Приветствие, разогрев, настрой на работу.
2. Игры, упражнения, творческие задания.
3.Позитивная оценка, обмен впечатлениями.
Ожидаемый результат:
- дети научатся полноценному общению друг с другом;
- научатся управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами;
- повысится самооценка и социальная значимость каждого ребенка в коллективе сверстников;
- улучшится эмоциональное состояние, снизится уровень напряжения и негативных переживаний.Результативность определяется по характеру взаимоотношений со сверстниками и по положительным изменениям в поведении участников.
Учебно-тематический план программы:
Месяц | Неделя | № занятия | Тема |
Октябрь | 1 | 1 - 2 | 1. Паутина. 2. Букет. |
2 | 3 - 4 | 1. Имя и движение. 2. «Угадай, что звучит» | |
3 | 5 - 6 | 1. Что я люблю делать. 2. «Хлопки» | |
4 | 7 - 8 | 1. Отдам тебе то, что есть у меня. 2. Соединялки. | |
Ноябрь | 1 | 9 - 10 | 1. Передай маску. 2. Аплодисменты по кругу. |
2 | 11 - 12 | 1. Смешное приветствие. 2. Двое с одним фломастером. | |
3 | 13 - 14 | 1. Друг к дружке. 2. Счастливый сон. | |
4 | 15 - 16 | 1. Волшебное зеркало (в парах). 2. Вырази чувство глазами. | |
Декабрь | 1 | 17 - 18 | 1. Газета (с мячом). 2. Спасибо за прекрасный день. |
2 | 19 - 20 | 1. Прогноз погоды. 2.Твое имя похоже.. | |
3 | 21 - 22 | 1. Говорящие очки. 2. Веселый хоровод. | |
4 | 23 - 24 | 1. «У меня есть бабушка в Америке». 2. «Замри» | |
Январь | 1 | 25 - 26 | 1. Чайник. 2.«Платочек» |
2 | 27 - 28 | 1. Комплимент. 2. Стряхни. | |
3 | 29 - 30 | 1. Обиженный кустик. 2. Цветок дружбы. | |
4 | 31 - 32 | 1. Покричи. 2. «Садовник» | |
Февраль | 1 | 33 - 34 | 1. »Ау» 3. Запретное движение. |
2 | 35 - 36 | 1. Плот. 2. Мимическая гимнастика. | |
3 | 37 - 38 | 1. Рисунки на спине. 2.Разговор на тарабарском языке. | |
4 | 39 - 40 | 1. Настроение моря. 2. Разговор руками. | |
Март | 1 | 41 - 42 | 1. Упражнение «Доброе животное». 2. Несуществующее животное (общее группы). |
2 | 43 - 44 | 1.Мне в тебе нравится. 2. Звучащая сила. | |
3 | 45 - 46 | 1. Мой любимый сказочный герой. 2. Танцы сказочных героев. | |
4 | 47 - 48 | 1. Этюд «Плачет киска в коридоре». 2. «Лады-лады-ладушки». | |
Апрель | 1 | 49 - 50 | 1. Конкурс хвастунов. 2. Ритмические хлопки. |
2 | 51 - 52 | 1. Зеркало (в круге). 2. Запрещенные слова. | |
3 | 53 - 54 | 1. Игра «Тух-тиби-дух». 2. Я помогаю другим. | |
4 | 55 - 56 | 1. Игра «Пчелы и змеи». 2. Река (с лентами). | |
Май | 1 | 57 - 58 | 1. Игра «Огуречик». 2. Башня. |
2 | 59 - 60 | 1. Цветная семья. 2. Вместе весело. | |
3 | 61 - 62 | 1. Солнце светит для того... 2. Раз, два, три к (называется предмет) беги! | |
4 | 63 - 64 | 1. Узелки. 2. Игры по желанию детей. 3. Итог занятий, обмен впечатлениями. |
Содержание программы дополнительного образования:
№ | Содержание | Задачи |
1 - 2 | 1. Паутина. 2. Точки. 3. Букет. | Цель: 1. Помочь участникам познакомиться друг с другом, почувствовать сплоченность группы. 2. Снять страх ошибки, создать хорошее настроение. 3.Выучить ритуал завершения занятия. |
3 - 4 | 1. Имя и движение. 2. Каракули с нахождением образов. 3. Вернисаж. | Цель: 1. Дать участникам почувствовать свою принадлежность к группе, развивать пластику тела, умение показать свое имя невербальным способом. 2. Развивать воображение. Поиск ресурса. 3. Учить внимательно относиться к творчеству другого, находить приятные слова. |
5 - 6 | 1. Что я люблю делать. 2. Ожившие линии. 3. Браво! | Цель: 1. Развивать артистические наклонности, учить загадывать загадки-пантомимы. 2. Расширять представления об эмоциях и эмоциональных состояниях, развивать способность узнавать различные эмоциональные состояния в абстрактных изображениях, развивать мелкую моторику рук. Снять мышечные зажимы, развивать воображение. 3. Сохранить положительный эмоциональный настрой, атмосферу принятия и хорошее настроение. |
7 - 8 | 1. Отдам тебе то, что есть у меня. 2. Рисование любимым и нелюбимым цветом. 3. Соединялки. | Цель: трансформация накопленного напряжения, агрессии в готовность к общению. Создать хороший настрой. 2. Учить выражать свои чувства цветом. Закреплять прием трансформации отрицательных чувств в положительные. 3. Активизировать любопытство и фантазию, создать атмосферу дружелюбия. |
9 - 10 | 1. Передай маску. 2. Рисование масок. 3. Аплодисменты по кругу. | Цель: 1. Развивать умение импровизировать, помочь настроиться на работу. 2. Повысить самооценку участников. Развивать творческие способности, учить самовыражению. 3. Повысить самооценку непопулярных детей, создать хорошее настроение. |
11 - 12 | 1. Смешное приветствие. 2. Двое с одним фломастером. 3. Всем-всем спасибо. | Цель: учить детей придумывать разные формы рукопожатий, способствовать сплочению группы участников. 2. Развивать координацию движений, снять моторную напряженность. Дать возможность получить удовольствие, создать хорошее настроение. 3. Использовать новый ритуал завершения занятия, воспитывать дружеские чувства к участникам. |
13 - 14 | 1. Друг к дружке. 2. Скульптура моих хороших качеств 3.Счастливый сон | Цель: 1. Обеспечить контакт и взаимодействие всех участников друг с другом, учить более точно идентифицировать различные части тела. 2. Содействовать повышению самооценки детей. 3. Способствовать самовыражению и развитию оптимизма. |
15 - 16 | 1. Волшебное зеркало (в парах). 2. Вырази чувства глазами. 3. Пара слов о себе. | Цель: 1. Развивать наблюдательность и произвольное поведение. Закрепить навыки взаимодействия в парах. Развивать воображение. Координацию движений. Научить детей повторять движения друг друга. 2. Способствовать самовыражению детей, развивать творчество. 3. Создать хорошее настроение. |
17 - 18 | 1. Газета (с мячом). 2. Неправильный рисунок. 3. Спасибо за прекрасный день. | Цель: 1. Формировать умение видеть предмет под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование. Снятие психической инерции. 2. Способствовать снижению у детей страха. 3. Развивать умение ярко и выразительно благодарить. |
19 - 20 | 1. Прогноз погоды. 2. «Записки с любовью». 3. Твое имя похоже.. | Цель: 1. Снять психологическую защиту, познакомить участников с получением новых телесных ощущений. 2. Создать благоприятную психологическую атмосферу. 3. Содействовать улучшению общения со сверстниками. |
21 - 22 | 1. Говорящие очки. 2. Я хочу с тобой подружиться. 3. Веселый хоровод. | Цель: 1. Дать возможность каждому участнику услышать в свой адрес приятные комплименты. 2. Объединить участников группы, развивать у них коммуникативные навыки. 3. Дать возможность поиграть с самодельными куклами, создать хорошее настроение. |
23 - 24 | 1. «У меня есть бабушка в Америке». 2. Лепка «Шар настроения». 3 Сад скульптур. | Цель: развить внимание, координацию движений, чувство юмора. Участники произносят текст, выполняя движения. 2. Учить отображать настроение в пластике, вносить свою частичку в общую работу. Учить видеть скрытые смыслы, искать ресурс. 3. Сохранить положительный эмоциональный настрой, атмосферу принятия и хорошее настроение. |
25 - 26 | 1. Чайник. 2. Инсталляция «Мой город». 3. Всем-всем спасибо! | Цель: 1. Снять мышечное напряжение, создать положительный микроклимат. 2. Развивать произвольность поведения, умение следить за действиями других участников игры, сдерживать эмоционально-импульсивные порывы. Развивать зрительную память. 3. Развивать умение ярко и выразительно благодарить. |
27 - 28 | 1. Комплимент. 2. Рисование музыки. 3. Стряхни. | Цель: 1. Способствовать объединению участников группы. Развивать у них коммуникативные навыки. Психолог предлагает участникам по очереди говорить друг другу приятные слова. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности. 2. Создать хорошее настроение, учить понимать музыку и передавать ее характер цветом и линиями. Учить передавать настроение музыки движениями, развивать пластику тела. 3. Помочь выйти из образа. |
29 - 30 | 1. Обиженный кустик. 2. Цветок дружбы. 3. Подарки куклам. | Цель: 1. Способствовать формированию у детей умения любить окружающих. 2. Формировать взаимопонимание, содействовать развитию доброжелательных отношений. 3. Воспитывать желание делать подарки, диагностика потребностей. |
31 - 32 | 1. Покричи. 2. Дорисуй картинку (мелом на доске). 3. Любимое и нелюбимое (коллаж). | Цель: 1. Снять вербальную агрессию, помочь выплеснуть гнев в приемлемой форме, избавиться от мышечного напряжения. 2. Развивать умение определять предмет по составным частям и разрозненным фрагментам, воспитывать внимание. 3. Учить из отдельных фрагментов составлять целое, познакомить с техникой коллажа. Воспитывать выдержку, контроль и произвольность. |
33 - 34 | 1. Линия с характером (на доске мелом) 2.Сложи картинку. 3. Запретное движение. | Цель: 1. Развивать эмоциональную сферу, способность передавать чувства линиями. 2. Познакомить детей с новым способом художественного конструирования, развивать целеустремленность и настойчивость в поиске решения задач, формировать умение взаимодействовать с участниками творческого процесса. 3. Воспитывать произвольность, развивать память. |
35 - 36 | 1. Плот. 2. Мимическая гимнастика. 3. Дерево из ленточек. | Цель: 1. Воспитывать чувство взаимопомощи, учить находить выход из трудных ситуаций. 2. Способствовать спонтаности поведения детей. 3. Учить создавать изображение на полу из ленточек, доставить радость от взаимодействия с цветом. |
37 - 38 | 1. Рисунки на спине. 2. Рисунок по кругу. 3. Разговор на тарабарском языке. | Цель: 1. Учить участников выражать свои фантазии, используя креативные движения, дать возможность размяться. 2. Создать условия для группового взаимодействия, развивать быстроту реакции, чувство юмора. 3. Сохранить позитивный эмоциональный настрой, атмосферу принятия и хорошее настроение. |
39 - 40 | 1. Настроение моря. 2. Метафорический портрет. 3. Разговор руками. | Цель: 1. Дать детям представления о том, что ветер имеет разную силу, и в зависимости от силы ветра изменяется настроение моря. Учить движениями передавать характер и настроение моря. 2. Развивать фантазию, диагностировать актуальное состояние. Учить исправлять и улучшать то, что не нравится, быть хозяином своего настроения. 3. Развивать способность к согласованному взаимодействию, доверительное отношение друг к другу, придать свежие силы, бодрое настроение. |
41 - 42 | 1. Упражнение «Доброе животное». 2. Несуществующее животное (индивидуально). 3. Несуществующее животное (в парах). 4. Несуществующее животное (общее группы). | Цель: 1. Развивать коммуникативные навыки, помочь преодолеть барьер застенчивости. 2. Развивать фантазию, смелость выражения замысла. Учить находить общие черты, взаимодействуя в парах. 3. Развивать чувство общности в группе, развивать творческие способности. |
43 - 44 | 1. Одинокая звезда (сказка). 2. Мне в тебе нравится. 3. Звучащая сила. | Цель: 1. Помочь настроиться на занятие, создать хорошее настроение. Учить понимать смысл сказки. 2. Обучать детей умению видеть хорошее в окружающих, говорить комплименты. 3. Помочь участникам выразить свои чувства невербальным языком — звуком и мимикой. |
45 - 46 | 1. Мой любимый сказочный герой. 2. Танцы сказочных героев. 3. Всем-всем, до свидания! | Цель: 1. Преодолеть двигательный автоматизм, развивать внимание и произвольность, обучать совместной импровизации. 2. Формировать дружественное отношение к участникам, создать атмосферу доверия и приятия, обучать совместной деятельности. 3. Помочь выйти из образа. |
47 - 48 | 1. Этюд «Плачет киска в коридоре». 2. Подарки для киски. 3. «Лады-лады-ладушки». | Цель: 1. Развивать эмоциональную сферу, расширять представления об эмоциональных состояниях, о возможностях интонации, снижать мышечное напряжение. 2. Развивать творчество, диагностика актуальных потребностей. 3. Развивать интонационную выразительность речи, память, создать хорошее настроение. |
49 - 50 | 1. Конкурс хвастунов. 2. Ритмические хлопки. 3. Передай чувство. | Цель: 1. Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств. 2. Учить выражать чувства ритмическим рисунком. 3. Развивать у детей умение сотрудничать. |
51 - 52 | 1. Зеркало (в круге). 2. Запрещенные слова. 3. Позвучи. | Цель: 1. Развить воображение, координацию движений, помочь преодолеть застенчивость. 2. Тренировать речевую гибкость, внимание, скорость реакции. Совершенствовать взаимодействие группы. 3. Развивать голосовые возможности участников, учить новым средствам выразительности. |
53 - 54 | 1. Игра «Тух-тиби-дух». 2. Я помогаю другим. 3. Радуга (из ленточек). | Цель: 1. Снять негативные эмоции, продолжать развивать чувство юмора. 2. Воспитывать отзывчивость, желание помогать. 3. Сохранить позитивный эмоциональный настрой, атмосферу принятия и хорошее настроение. |
55 - 56 | 1. Игра «Пчелы и змеи». 2. Весенние цветы. 3. Река (с лентами). | Цель: 1. Развивать групповую сплоченность, создать хорошее настроение от совместной игры. 2. Развивать творчество в пантомиме, учить движением передавать образ. 3. Расширять представления участников о самих себе как о талантливых личностях, поиск ресурса. |
57 - 58 | 1.Игра «Огуречик». 2. Все в моих руках. 3. Башня. | Цель: 1.Дать детям почувствовать себя в ролях взрослого и ребенка, снять напряжение. 2. Развивать воображение, помочь найти ресурс. 3. Учить действовать сообща, помогать друг другу. |
59 - 60 | 1. Цветная семья. 2. Вместе весело (коллективная аппликация). 4. Танец семьи. | Цель: 1. Улучшить отношения в семье, подкрепить любовь к родителям. 2. Развивать чувство сплоченности в группе, содействовать гармонизации межличностных отношений в группе. 3. Помочь участникам выразить свои чувства невербальным языком — мимикой и пантомимикой. |
61 - 62 | 1. Солнце светит для того... 2. Парное рисование. 3. Раз, два, три к (называется предмет) беги! | Цель: 1. Создать хороший настрой на занятие, воспитывать чувство единства с группой без потери индивидуальности. 2. Учить фантазировать, развивать креативность, умение действовать согласованно. 3. Сохранить позитивный настрой, развивать быстроту реакции. |
63 - 64 | 1. Узелки. 2. Игры по желанию детей. 3. Итог занятий, обмен впечатлениями. | Цель: 1. Доставить участникам радость от совместной игры и ярких ниток. 2. Развивать самостоятельность, диагностировать актуальное состояние. 3. Учить высказывать свои мысли, озвучивать чувства, отметить положительный результат работы группы. Выразить благодарность участникам группы за активность и творческий подход. |
Методическое обеспечение программы:
Использование дидактического и лекционного материала по теме «Арттерапия». Разработки игр, творческих заданий, рекомендаций родителям. Подбор разнообразных техник детского творчества (мандалы, граттаж, монотипии и т. д.) и материалов (карандаши, акварель, гуашь, мелки, тесто, пластилин и т. д.)
Список используемой литературы:
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., От рождения до школы. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования (ФГОС), МОЗАИКА — СИНТЕЗ, Москва 2014
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки редактор Т. В. Цветкова Издательство «ТЦ Сфера» 2014
Дрезнина М., Игры на листе бумаги, Москва «Издательский дом «Искатель», 2015
Ильина Н., Развивающие занятия для маленьких гениев, Санкт-Петербург Издательство «Вектор» 2010
Киселева М. В., Арт-терапия в работе с детьми, РЕЧЬ, Санкт-Петербург 2007
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого, Амрита-Русь, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете на тему: "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"...
«Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по...
Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Любая деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. По мнению М.И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тре...
Выступление на семинаре на тему "Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность"
Выступление на семинаре «Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных ви...
Консультация для педагогов. Игровые технологии в развитии коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.
Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы ис...
Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"
Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....
Развитие коммуникативной компетенции детей с ТНР через проектную деятельность
Материал , направленный на реализацию задач развития коммуникативной компетенции детей с ТНР...