«Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
консультация на тему

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.

Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.

Что такое коммуникативная компетентность? По определению Петровской Л. А., социального психолога,  – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

Емельянов Ю. Н. (российский психолог, спец. в обл. социальной психологии и культурантропологии) рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.

Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах - общечеловеческие способы выразительного поведения.

Коммуникативную компетентность  дошкольника мы понимаем как коммуникативные навыки, позволяющие человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин «компетенция» (в переводе с латинского «соответствие», «соразмерность») означает круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает знаниями, опытом.

Актуальность данной темы вызвана следующими факторами.

У детей наблюдается:

  • низкий уровень развития коммуникативных навыков, замкнутость, застенчивость;
  • несформированность вербальных средств коммуникации;
  • ситуативно-деловая форма общения;
  • недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим ;
  • несформированность навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;
  • затруднена развёрнутая связная речь.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

1) эмоциональный (чувствительность к другому);

2) когнитивный (познание другого);

3) поведенческий (способность к сотрудничеству)

В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется:

  • умение вести диалог, беседу;
  • развивается готовность сочувствовать,
  • сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;
  • независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.
  • элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций.

Значение сформированности коммуникативных навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности и нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является важнейшим направлением социально-личностного развития и необходимым условием успешной учебной деятельности.

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми, а пребывание детей в дошкольном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

Чтобы направить развитие коммуникативных навыков в нужное русло, необходимо регулярно и последовательно обучать детей навыкам оптимального общения. Формирование таких навыков - это обучение умелой, а точнее искусной речи.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает игровая деятельность. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, а так же с помощью различных видов игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых. С этими видами игр вы все очень хорошо знакомы, мне бы хотелось остановиться более подробно на нетрадиционных формах организации игровой деятельности с детьми.

Нами была собрана картотека игр, которые непосредственно направлены на развитие коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста. Все собранные игры были разделены  на три блока для активизации базовых аспектов развития коммуникативной деятельности старших дошкольников.

Первый блок направлен на активизацию такого аспекта коммуникативной деятельности детей, как взаимодействие. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ игры и игровые упражнения, ориентированные на учёт позиции собеседника или партнёра.

1. Правильная передача своих эмоций с помощью жестов, мимики, панто- мимики. «Лучшая модель». «Отгадай, кто герой». «Тень», «Разговор с иностранцем», «Волшебное зеркальце», «День рождения» развивают в дошкольниках способность лучше распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, расширяют их эмоциональный опыт, позволяют замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.

2. Понимание возможности различных позиций и точек зрения, на какой- либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличающуюся от собственной. «Кто прав», «Падает снег». Такие игры развивают доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к ощущениям или точке зрения сверстника, умение высказать своё мнение, не ущемляя при этом интересы и достоинство других детей.

Второй блок направлен на активизацию кооперации. Основным его содержанием являются игры и игровые упражнения, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организацию и осуществление совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнёра по деятельности.

1. Умение договариваться, находить общее решение – «Реклама», «Сочиняем сказку», «Рисунок».

2. Развитие вежливости и доброжелательности. «Встреча солнца», «Найди своего друга», «Комплименты». Игры и игровые упражнения второго блока способствуют усилению сплочённости группы, помогают осуществлять взаимный контроль и помощь по ходу игры, приобретение навыков коллективных действий.

Третий блок ориентирован на активизацию коммуникативной деятельности как условие интериоризации. Основное содержание этих игр и упражнений составляет обмен информацией с партнёром, умение строить понятные для него высказывания и задавать вопросы.

1. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Правильное звукопроизношение, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в коммуникативной деятельности. Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность. «Слово – не воробей», «Кто быстрее произнесёт скороговорки?», «Доскажи слово», «Продолжи предложение» и т. д.

2. Обмен информацией, развитие умения задавать вопросы, строить высказывания, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи – «Моя семья». Во время организации игровой деятельности усилия воспитателя должны быть направлены на создание дружелюбной, раскованной обстановки, которая даёт ребёнку абсолютную уверенность в себе и других. Проводится коррекция поведения лидеров и поддержка тех, кто не пользовался популярностью в группе.

В процессе развития коммуникативной компетентности у детей был использован  такой интересный прием как создание тележурнала, в котором были записаны рассуждения, мысли, отношения к тому или иному поступку и др. Один из выпусков тележурнала будет представлен в конце выступления.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников невозможно без взаимодействия и сотрудничества с родителями. При этом формы взаимодействия с родителями самые разнообразные: традиционные – родительские собрания-практикумы, беседы и консультации, оформление буклетов и папок-передвижек, так и нетрадиционные: мастер-классы по теме «Я дарю тебе словечко», семейные гостиные и игротеки «Играем в сказку», «Поговори со мною мама», совместные праздники и развлечения «В гостях у Буквоежки», «Путешествие в страну сказок», памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития детей».

Безусловно, коммуникативное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Задачи формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста должны быть в центре внимания педагогов и родителей, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. И еще, общаясь с детьми, надо учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит. В руководстве детской деятельности приемлем лишь демократический путь общения. Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения, а основа обучения – игровая деятельность.

Список литературы

1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

 2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? – М.: АСТ, 2008.

 4. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развитияОрганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.

 6. Репринцева Г.И. Игра – ключ к душе ребёнка: Гармонизация отношений ребёнка с окружающим миром: Метод. пособие / Г.И. Репринцева. – М.: Форум, 2008.

7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.

8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей на тему: "Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Совместная со взрослым деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем....

"ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» или внутренней речи. Возникновению внутренней речи предшествует промежуточный этап так называемой эгоцентрической речи. В начале э...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"

Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Содержание этой области направлено на: «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая…развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоя...

Сообщение - презентация "Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Приобщение детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.   Им...