Методическая разработка, статья из опыта работы
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Опыт кружковой работы по лего-конструированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_statya_iz_opyta_raboty.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка, статья «Из опыта работы педагога дополнительного образования» на тему «Лего-конструирование как системно-деятельностный подход в кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста»

в учреждении дополнительного образования детей и молодежи

Автор: Кузнецова Надежда Владимировна

МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра  п.г.т. Излучинск

Конструирование - это вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Лего–конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

На сегодняшний день, актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, так как: являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.

 На базе МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в группе комбинированной   направленности был организовано объединение по Лего-конструированию. Была разработана программа в соответствии с ФГОС, которая реализует интеграцию образовательных областей и рассчитана на 2 года обучения с детьми 5-7 лет. Работа по Лего-конструированию проводится в рамках дополнительного образования. Разработано календарно-тематическое планирование с учетом интересов и особенностей детей. Программа рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 2 раз в неделю, 34 занятий в год. В работе с детьми используются интернет ресурсы, презентации, разнообразный наглядный материал. Программа нацелена не только на обучение детей способам конструирования, но и на создание условий для самовыражения личности ребенка.

На занятиях по Лего-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

На занятиях по Лео-конструированию детям предлагается просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. 

Первый раздел – информационно-содержательный, направлен на знакомство детей с историей создания Лего-конструктора, с «Лего Ленд» - город, созданный из Лего-конструктора, мы просматривали фильмы, презентации, мультфильмы об истории создания Лего-конструктора, фрагменты передачи «Галилео». Большое внимание уделяла технике безопасности при работе с Лего-деталями.

Второй раздел - практический, направлен на освоение программного материла, где знакомила детей с разновидностями Лего-конструктора, названием основных деталей конструктора, способами скрепления деталей.   

На основе полученных знаний у детей сформировалось  умение соотносить результаты собственных действий в конструировании объекта с образцом. Дети собирали плоские конструкции елочки, дома, фигуры людей и т.п.

          После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с Лего в самостоятельной деятельности, причем,  использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых, театральных играх.

          Дети закрепляют освоенные приемы работы с конструктором  Лего, на основе которых у них формируются новые навыки. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Затем добавляется  форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом они проходят путь от «простого к сложному». Очень важным представляется умение работать в коллективе, сплочение детского коллектива, формирование чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

           В свободно организованной деятельности мы с детьми мастерили различные поделки, героев сказок, животных, людей.  Собирали из поделок композиции по разным темам и отправили работу на конкурс Лего – творчества. Работы детей были как индивидуальные, так и коллективные. Детям очень нравится собирать из своих отдельных построек одну общую композицию.

Третий раздел – социальная практика, в рамках которого осуществляется участие в конкурсах различного уровня. Нами были собраны и отправлены на конкурс работы: «Набережная Излучинска», «Машины Излучинска», «Новогодняя сказка», «Космодром», «Космолет будущего», «9 мая. Солдаты у вечного огня», «Югра – нефтяной край», «Дню энергетика посвящается. ГРЭС будущего» и другие работы, которым присудили призовые места.

             За 2 года  работы объединения  учащиеся  приняли участие в 15 Международных и 11 Всероссийских конкурсах по Лего-конструированию и 32 ребенка являются   победителями   конкурсов.  Среди них такие конкурсы, как «Твори, участвуй, побеждай», номинация «Удивительный Лего-мир»; «Педагогика 21 века» номинация «Конструирование детьми из Лего-наборов»; Общероссийский проект «Завуч» конструирование из Лего». 

Второй год  наши дети принимают участие в районном фестивале-конкурсе технического творчества. Присуждены: диплом второй степени в номинации «Лучший экспонат леготворчества детей «Строителям Самотлора посвящается», диплом первой степени в номинации «Лучший экспонат леготворчества детей «Году детства посвящается» «Детский аттракцион».

          Участие в конкурсах стимулирует инициативу детей, стремление к достижениям и результатам, у детей повышается самооценка.

В рамках работы объединения проводилась работа с родителями: беседы, консультации, «Мастер-класс», где познакомила родителей с названиями деталей, способами скрепления, рекомендовала родителям строить поделки вместе с детьми дома в свободное время. Итогом проведения «Мастер-класса» была совместная работа по замыслу детей и их родителей.

           Для распространения педагогического опыта представила свой опыт работы  на совете педагогов «МБДОУ Излучинский ДСКВ «Сказка» на тему  «Использование проектного метода в художественно-творческом развитии дошкольников. Лего-констуирование».

         

 От администрации центра организации и проведения Всероссийских и Международных конкурсов «ТВОРИ! УЧАСТВУЙ! ПОБЕЖДАЙ!» за высокопрофессиональную подготовку участников-победителей и лучшую организацию творчества детей была награждена благодарностью.      

В перспективе планирую:

  • продолжать  работу по реализации программы по Лего – конструированию;
  • знакомить детей с разновидностями тематических наборов конструктора «Лего»;
  • развивать взаимодействие с социальными партнёрами и родителями;
  • делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме;
  • принимать активное  участие в различных конкурсах и выставках.

           Работа с детьми по Лего-конструированию строилась на основе системно-деятельностного подхода в обучении и интеграции образовательных областей. Это дает возможность детям экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, беспрекословным лидером в созданной ситуации, а с другой – проявить творческие способности, фантазию, воображение самому педагогу.

Список литературы

1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

3.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

4. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

5. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

 6. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.

7. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

8. Сайт: http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планы. методические разработки, сценарии, из опыта работы воспитателя старшей группы.

проведение и сценарии празников, методики развития представления о математике, и множественные другие маетриалы...

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....

Методическая разработка (описание инновационного опыты работы) "Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"

Методическая разработка(описание инновационного опыты работы)"Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"...

Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север – мой край родной»

Методическая разработка по описанию опыта работы по реализации проектной деятельности «Север-мой край родной». Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются с...

Статья: Обмен методическими разработками и педагогическим опытом "Календарь ожидания".

Новый год - пожалуй, самый волшебный праздник. Он пропитан ожиданием чуда, детскими восторгами, заветными желаниями, он забирается под варежки пушистыми снежинками, хохоча спускается с ледяных горок и...