Кружковая работа
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» города Николаевска»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Дополнительная образовательная программа
кружка
«Умелые руки»
для работы с детьми от 3 –до 7 лет
Разработала :
воспитатель
МБДОУ «Сказка»
Танканова А.С
Николаевск, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Активная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями . 3. Научить выполнять «потайной» шов. 4. Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков. 5. Обучать художественному моделированию из бумаги. 6. Обучить приемам конструирования поделок из природного материала. |
Развивающие | 1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость. 3.Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся. |
Воспитательные | 1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку. 2. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности. |
Для занятий объединяются воспитанники, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для дошкольников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6 -8 лет, на 1 год обучения: 9 часов в год, 2 раза в месяц.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
- беседы;
- занятия,
- просмотр видео фильмов;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- развлечения, праздники;
- заучивание поговорок, считалок, стихов;
- использование физминуток;
-выставки детских работ;
- рассматривание иллюстраций, картин.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРГРАММЫ КУРСА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Личностные универсальные учебные действия
У детей будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Воспитанники получат возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Дети научатся:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Ребенок получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Дети смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Ребенок получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Дошкольники научатся:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Каждый ребенок получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе ребята получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
| 1 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 1 | 1 | 2 |
3 | Работа с тканью | 1 | 1 | 2 |
4 | Работа с природным материалом. | 1 | 1 | |
5 | Работа с пластилином |
| 1 | 1 |
6 | Аппликация из салфеток |
| 1 | 1 |
7 | Итоговое занятие |
| 1 | 1 |
|
Итого | 9 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение .
Теория
- Введение в образовательную программу.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- Работа с бумагой и картоном.
- Виды бумаги и картона.
- Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием
мультимедии).
Практика
- Мозаика «Воспоминание о лете»
- Изготовление аппликаций «Осенний лес»
- Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей
- Работа с тканью
Теория – 1 час
- Знакомство с профессией швеи
Практика – 5часов
- Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения
- Технология изготовления и шитье мягкой куколки.
- Лоскутная аппликация (коллективная)
4.Работа с природным материалом .
Теория
Практика
- Изготовление композиций из засушенных листьев
- Изготовление животных из шишек
- Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев)
5.Работа с пластилином.
Теория
- Профессия скульптора.
Практика
- Лепка людей, животных по образцу
- Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу)
6.Аппликация из салфеток
Теория
- Аппликация из нарезанных салфеток
Практика
- Аппликация из нарезанных салфеток. Сердечко.
- Аппликация из ткани. Колобок
7. Итоговое занятие
Практика
Выставки творческих работ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи воспитателя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Воспитателю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами ленточно или буквой П. Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено. Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
ОСНАЩЕНИЕ И МАТЕРИАЛ
Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф. Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем. Ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски, металлическая пластина для чеканки.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
- практические занятия по изготовлению поделок и оформлению
творческих отчетов о проделанной работе.
Методы | Приемы |
Объяснительно- иллюстративные
| Рассказ, показ, беседа |
Репродуктивные | Практические занятия |
Эвристические | Творческие задания |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1Укрепление физических и психологических сил детей.
2Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
3. Раскрытие творческого потенциала дошкольников, повышение уровня духовности.
4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО АППЛИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Актуальность методических рекомендаций по аппликации определяется тем, что только при правильном проведении занятий по аппликации в процессе обучения детей через использование различных игровых приёмов происходит формирование социально-востребованной творческой личности.
Изобразительная деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. Занятия аппликацией имеют большое значение для гармонического развития учащихся. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.
Аппликация – одно из самых доступных и увлекательных детских занятий, выполненные на занятиях художественные работы учащихся могут быть использованы ими как подарки для родных и друзей, найти применение в оформлении квартиры, участвовать в выставках. Яркий цвет бумаги или других материалов, различные детали и формы, красочность картинок - всё это похоже на иллюстрации из детских книг, кадры мультфильмов, поэтому аппликация так нравится детям.
Трудности, с которыми обычно сталкивается большинство педагогов при проведении занятий:
• дети не имеют опыта в общении со сверстниками и взрослыми или он незначителен;
• у детей завышенная или заниженная самооценка, что связано с индивидуальными особенностями ребёнка или какими-либо иными причинами;
• на занятия приходят дети с различной подготовкой.
Недостаточная степень развития технических умений, неуверенность в своих силах, неумение общаться тормозят работу воображения, сковывают детскую инициативу, снижают качество результатов деятельности. Если же ребёнок хорошо владеет приёмами вырезания, наклеивания деталей аппликации на основу, комфортно чувствует себя в окружении сверстников, то внимание его направлено на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к созданию оригинальных работ, стимулирует творческое отношение к работе. Именно поэтому педагогу важно знать: посещал ли ребёнок образовательное учреждение, есть ли у него какие-либо индивидуальные особенности или затруднения, с чем они связаны - с тем, чтобы их учесть при организации учебного процесса.
С этой целью в первые же дни нужно выявить интересы и уровень подготовленности детей к занятию художественно-творческой деятельностью. Для этого, после ознакомления их с техникой безопасности, проводится первоначальное тестирование: детям предлагается выполнить аппликацию на свободную тему. Наблюдая за работой детей, педагог проводит визуальную оценку знаний, умений и навыков ребёнка и способность к самостоятельной деятельности. Результаты исследования помогают увидеть различия в индивидуальных возможностях каждого ребёнка и условно разделить детей на подгруппы, чтобы обеспечить вариативность и дифференцированность учебного процесса.
Чтобы проверить, в какой степени ребёнок овладел тем или иным умением, целесообразно проводить контрольные обследования в середине года и конце года. Это позволит оценить динамику развития ребёнка, спланировать дальнейшую работу.
Для большей наглядности удобно заносить результаты обследования в таблицы, которые можно составить самим или использовать уже имеющиеся таблицы педагогов-практиков.
Для успешной работы очень важна ранняя социализация детей. Приходя на занятия, ребенок встречается с новой для него предметной средой: стеллажи с поделками, доска, столы для занятий. Кроме того, здесь его встречают незнакомый педагог и много незнакомых детей. Ребёнок переживает: как к нему будут относиться, заметят ли, какой он, подружатся ли с ним другие дети, которые пришли на занятия? Поэтому на первых занятиях желательно несколько раз назвать каждого ребенка по имени, в игровой форме попросить детей познакомиться друг с другом, предложить назвать свое имя герою любимой сказки, порадоваться каждому члену семьи, с которым ребенок приходит на занятие. Общение на занятиях (совместное слушание, повторение, разыгрывание по ролям, подвижные игры и др.) даёт ребёнку возможность наблюдать реакцию ровесников, слышать их высказывания, смотреть, как они входят в образ в играх, а также вызывает желание попробовать все это самому, сравнивать, добиваться, чтобы хорошо получилось.
Общие рекомендации.
Для проведения занятий желательно иметь отдельное помещение, отвечающее требованиям противопожарной безопасности и санитарии. За каждым учащимся желательно закрепить постоянное место – отдельный стол или парта. К занятию дети готовятся заранее: застилают стол и размещают на нём необходимые для данного вида аппликации инструменты и материалы, коробочку для обрезков. По окончании занятия дети самостоятельно наводят порядок на своих рабочих местах.
Предметная среда, разнообразие инструментов и материалов для творчества, удобное их размещение с тем, чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат, стимулируют деятельность детей. При этом надо помнить, что отношение и педагогов, и родителей к творчеству ребят должно быть весьма благожелательным. Ознакомление с разнообразными материалами и техникой аппликации расширяет кругозор ребенка, обогащает его эстетическое чувство. Он становится способным ставить и решать более сложные изобразительные задачи, находить оригинальные решения.
Основным материалом для занятия аппликацией является бумага ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками.
Помимо бумаги для аппликаций можно использовать самые различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, листья.
Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т. д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная и др.), ее качественными показателями.
Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место. Очень нравятся детям ножницы «зиг-заг», ими можно вырезать всякие украшения, травку, водоросли. Педагогу желательно иметь фигурные дыроколы, позволяющие разнообразить работы мелкими деталями, а также трафареты с геометрическими фигурами, которые упрощают выполнение аппликаций из геометрических фигур, аппликаций с орнаментом и других.
Для наклеивания деталей аппликации, в зависимости от используемого материала, можно использовать клеевой карандаш, клей ПВА. Для снятия излишков клея служит чистая тряпочка. Кисти желательно использовать двух размеров: для приклеивания мелких и крупных деталей.
Для рисования контуров изображения будущей аппликации можно использовать мягкие и твёрдо-мягкие простые карандаши.
Технология выполнения аппликации предусматривает такие этапы работы:
- выбор натуры, сюжета, узора для аппликации;
- создание эскиза (несложные аппликации выполняют без эскиза);
- подготовка материала, его выбор;
- выбор инструментов, вспомогательных материалов;
- получение деталей и изображений различными способами;
- раскладывание деталей и изображений на фоне;
- прикрепление деталей на фон-основу.
Основные требования к организации и проведению занятий по аппликации.
Для проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная его подготовка. Проектируя занятие, необходимо четко и ясно определить цель и результаты предстоящей деятельности, четко сформулировать задачи, которые будут поставлены перед детьми.
1. Подобрать методы обучения.
2. Подобрать материал для работы детей (подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера, проверка и заточка простых карандашей и т.д.) и материал для показа и объяснения педагога (приготовление образца, материала для показа приемов вырезывания и т.д.).
3. Во время проведения занятия вовремя организовать коррекцию ошибочных действий учащихся.
4. Непосредственно перед занятием подготовить доску, проветрить помещение.
Форма организации деятельности учащихся при проведении занятий может быть разной в зависимости обучающих задач, настроения детей, уровня сформированности умений и навыков, уровня индивидуальных возможностей. Занятия проводятся как фронтально, так и индивидуально, что обусловлено темой, различным уровнем подготовки учащихся и их индивидуальными особенностями. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения.
Общий план проведения занятий.
1) Подготовка к занятию.
2) Вводная часть.
3) Основная часть (практическая).
4) Заключительная часть.
Слова, с которыми обращается педагог к детям, должны быть эмоциональными и заинтересовать детей предстоящей работой, создать живой образ того, что дети будут вырезывать. Теоретический материал обычно даётся в начале занятия, когда дети наиболее работоспособны. Новую тему или задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение наглядным материалом. Рассматривание иллюстраций, картин и другого наглядного материала ведёт к развитию наблюдательности, творческому воображению.
Конкретные указания о способах выполнения работы, установление последовательности особенно важны. В этом дети, побуждаемые педагогом, также должны принимать активное участие – отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее умения. Примерные вопросы:
- Что общего в этих двух работах? В каком порядке проводится наклеивание?
- Посмотри, как наклеены лепестки цветка. Почему именно так?
- Как получить детали аппликации такой формы?
- Придумай, как по-другому можно разместить на листе композицию.
- Подумай, какие виды материалов ты можешь использовать в данной работе? Выполни этот прием, используя другой материал.
- А можно ли по-другому достичь такого же результата?
Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части. Педагогу необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. В практической части можно использовать приёмы, направленные на прямое обучение, например объяснительный рисунок педагога на доске мелом или на отдельном листе ярким карандашом или фломастером. Цель его – показать детям процесс создания изображения, последовательность выполнения аппликации.
Последовательность работы показывается на доске в виде схемы, где видны все этапы выполнения. Если порядок выполнения аппликации несложен, то схема после объяснения стирается с доски, а внимание детей переключается на предстоящем процессе работы: способе создания частей аппликации, обдумывании композиции и т.п.
Часть занятий, особенно на более поздних этапах, должна преследовать цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению первого опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.
Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетическое качество работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бумаги, иногда чистоту и аккуратность выполнения.
Основная задача на всех этапах освоения раздела программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог должен стремиться подобрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в выполнении задания. Следует поощрять смелость в проявлении фантазии, в создании новых форм и декоративных средств выражения образа, ведь главное - не слепое следование образцу, а умение воплотить в бумаге знакомый образ.
Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность учеников, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения задания, помогать в решении поставленной задачи.
Легче всего добиться намеченных целей, используя игровые технологии. Именно поэтому игровой метод должен быть преобладающим и основным при проведении занятий по аппликации. Желательно, чтобы игровой характер обучения пронизывал весь учебный процесс, а темы и задания предполагали создание игровых и сказочных ситуаций. Например, детям можно предложить путешествия куда-либо: в деревню, лес, на море, в сказку, во время которых они могут встретиться с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами.
Во время проведения занятий не следует забывать об игровых перерывах, игровых разминках. Шутливые упражнения-задания, пальчиковая гимнастика помогут при переходе от одного вида деятельности к другому (например, от очень понравившегося к тому, сначала детям кажется менее привлекательным).
График работы кружка (подготовительная группа)
Месяц | Число занятий | Время занятий |
Сентябрь | 2 | 16.20- 16.50 |
Октябрь | 2 | 16.20- 16.50 |
Ноябрь | 2 | 16.20- 16.50 |
Декабрь | 16.20- 16.50 | |
Январь | 16.20- 16.50 | |
Февраль | 2 | 16.20- 16.50 |
Март | 2 | 16.20- 16.50 |
Апрель | 2 | 16.20- 16.50 |
Май | 1 | 16.20- 16.50 |
Календарно – тематический план работы кружка на 2014- 2015 год в подготовительной группе
Месяц | Тема | Цель | Кол-во часов | Дата проведения |
Сентябрь | Работа с бумагой и картоном | Совершенствовать моторику рук, развивать творческий замысел | 1 час 10 мин. | 15.09 29.09 |
Октябрь | Работа с природным материалом | Учить фантазировать и воображать | 1 час | 6.10 20.10 |
Ноябрь | Работа с нитью | Учить безопасному обращению с иглой. Воспитывать терпение и усидчивость | 1 час10 мин. | 11.11 25.11 |
Декабрь | Работа с бросовым материалом | Развивать фантазию, чувство прекрасного | 1час | 8.12 24.12 |
Январь | Работа с солью | Учить использовать в работе стеку, соль. | 1 час | 12.01 26.01 |
Февраль | Работа с пластилином | Знакомство с новой техникой, учить составлять композицию. | 1час 10 мин | 2.02 16.02 |
Март | Мозаика из лоскутков | Закрепить умение правильно держать ножницы. Развивать воображение. | 1 час | 2.03 30.03 |
Апрель | Работа с макаронными изделиями. | Формирование навыков создания композиции. Развивать творчество. | 1 час | 13.04 27.04 |
Май | Итоговое. Разнообразные техники. | Развивать воображение, фантазию, самостоятельность. | З5 мин | 18.05 |
Общее количество часов за 2014- 2015 год составляет 9 часов
Приложение № 1
Список детей
- Барыльченко Соня
- Беликова Катя
- Варваровская Василиса
- Мазеев Артем.
- Колодяжный Андрей
- Словгородская Лера
- Зинкин Леша
- Чернышова Вика
- Никандров Артем
- Тупикова Ксения
- Бондаренко Ярослав
- Кононенко Семен
- Сивко Соня
- Мошков Саша
- Ярда Наташа
Методика проведения обследования уровня художественно – эстетического развития.
Система мониторинга
Результативность и практическая значимость определяются перечнем знаний, умений и навыков, формируемых у обучающихся по данному разделу программы, уровнем и качеством изготовления творческих работ.
Анализируя детские работы, педагог оценивает использование собственных приемов, делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию.
Мониторинг, то есть система оценки качества воспитательно – образовательного процесса позволяет отследить динамику развития каждого ребенка, оценить успешность усвоения принятой программы, определить направления работы педагогического коллектива детского сада. Поэтому проводится диагностика в начале и в конце учебного года по всем разделам программы. По каждому разделу определены критерии оценивания. Усвоение программного материала определяется трехбалльной системой оценивания.
Обследование умений и навыков работы с ножницами (подготовительная группа)
Умение держать ножницы
Вырезание несложных предметов по контуру
Работа с выкройкой
Точность выполнения
Координация движений
Умение пользоваться выкройкой
Вырезание по готовой выкройке
Обследование умений и навыков работы с тканью (подготовительная группа)
Умение различать разновидности ткани
Выдергивание нити по краю ткани (бахрома)
Выполнение аппликации на ткани
Точность выполнения
Координация движения
Обследование умений и навыков работы с нитью (подготовительная группа)
Умение сматывать нитки
Умение плести узоры на станке
Точность выполнения
Координация движений
Приложение №2
Физкультурные минутки
для занятий
«Пальчики»
Мы сегодня занимались, Сгибание и разгибание пальцев.
Наши пальчики устали.
Пусть немного отдохнут, Встряхнуть руками перед собой.
Снова работать начнут.
Дружно локти отведем, Энергично отвести локти назад.
Снова творить начнем.
«Мы лепили».
Долго, долго мы лепили, Встряхивание кистями перед собой.
Наши пальцы утомили.
Пусть немного отдохнут,
И опять лепить начнут.
В прятки пальчики играли Сжимание и разжимание кистей.
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
Дружно руки разведем Отвести руки назад – вниз,
И опять лепить начнем. отклонившись на спинку стула.
«Деревья в лесу»
Руки подняли и покачали – Плавные покачивания
Это деревья в лесу. поднятыми вверх руками.
Руки нагнули, кисти встряхнули – Встряхивание рук.
Ветер сбивает росу.
В сторону руки плавно помашем Движения в соответствии
Это к нам птицы летят. с текстом.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад. (2 раза)
«Вот помощники мои».
Вот помощники мои, Смотрим на раскрытые ладони.
Их как хочешь поверни:
И вот эдак, и вот так, Потираем руками.
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем в ладоши.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели Стучим по столу.
И работать захотели. Потираем руками.
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть. Сложили ладони вместе.
Постучали повертели Круговые движения кистями.
И опять обратно в путь. Хлопаем в ладоши.
«Маша».
Маша варежку надела: Изображаем в движении слова текста.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик! Как живешь?
«Гости».
Стала Маша гостей созывать: Вращение кистей рук к себе.
И Иван приди, и Степан приди, Поочередный массаж пальцев правой руки.
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка – ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать: Поочередный массаж пальцев левой руки.
И Ивану блин, и Степану блин,
И Матвею блин, и Сергею блин,
А Никитушке – мятный пряничек.
«Две сестрички».
Две сестрички, две руки, Встряхивание кистями рук.
Рубят, строят, роют, Изображаем в движении слова текста.
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки –
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
«Лошадка».
Вот помощники мои, Поочередное продвижение рук
Их, как хочешь поверни. по столу вперед то левой,
По дороге белой, гладкой то правой рукой с одновременным
Скачут пальцы как лошадки. сгибанием и разгибанием пальцев.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
«Массаж для пальчиков».
Раз, два, три, четыре, пять, Соединять попарно пальцы обеих рук.
Вышли пальцы погулять. Хлопки в ладоши.
Этот пальчик самый сильный. Поочередный массаж пальцев
Самый толстый и большой. от основания к ногтю.
Этот пальчик для того…
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный…
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный…
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал…
Очень ловок и удал!
«Непосильный труд».
Нитку вдеть для пальца Движения для пальцев рук:
Непосильный труд, встряхивание, поглаживание,
Но зато два пальца постукивание, массирование, разминание.
Платьице сошьют.
Три в альбоме нашем
Рисуют хоть куда.
Десять поле пашут,
Строят города.
«Скрут».
«Кто живет под потолком?» Руки в стороны.
- Гном. Руки – «колпачок» над головой.
«У него есть борода?» Руки в стороны.
- Да. Кисти рук у подбородка.
«И манишка, и жилет?» Руки в стороны.
- Нет… Руки- к груди.
«Как встает он по утрам?» Руки вытянуть вверх.
- Сам. Руки «в боки».
«Кто с ним утром кофе пьет?» Руки в стороны.
- Кот. Пальчики- «усики».
«И давно он там живет?» Руки в стороны.
- Год. Указательный палец вверх.
«Ну, а как его зовут?» Руки в стороны.
- Скрут. Переплести пальцы рук.
«Жил да был один налим»
Жил да был один налим, Медленные движения соединенными
Два ерша дружили с ним . ладонями, имитируя плавание.
Прилетали к ним три утки Взмахи ладонями.
По четыре раза в сутки
И учили их считать: Согнуть кулачки.
Раз – два – три – четыре – пять. Разгибать пальцы.
«ПУТЕШЕСТВИЕ»
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем (ходьба назад)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)
Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)
Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)
«МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ»
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
«Самолет»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Динамическая пауза «Березка»
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод,
И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода) .
Разойдемся в круг большой (расходятся,
И покружимся с тобой (кружатся) .
Дует ветер на тебя (вдох-выдох,
И садятся птицы (приседают) .
А на ветках у тебя
Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки) .
На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам,
Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»
Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»
Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...
Непосредственно-образовательная деятельность для родителей по работе кружка "Волшебная мастерская" на тему "Одуванчиковая сказка" (открытое занятие по кружковой работе)
Конструирование весенних цветов - одуванчиков....
Перспективный план работы по кружковой работе в первой младшей группе на тему «Пластилиновая мозайка»
планирование на год. самообразование...
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)
Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...