Адаптированная образовательная программа коррекционной работы психолога с детьми с ТНР
рабочая программа на тему
Адаптированная образовательная программа коррекционной работы психолога с детьми с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ovz_tnr.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательная программа коррекционной работы психолога с детьми с ТНР
Пояснительная записка
В программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Необходимость и актуальност разработки данной программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает написание каждым педагогом рабочих программ, а также отсутствием примерных утвержденных образовательных коррекционно-развивающих программ для детей с ЗПР и ТНР.
Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:
- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей с ЗПР и ТНР;
- развития позитивных качеств личности;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми возраста от 3 до 7 лет. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.
Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной и коррекционно-развивающей работы педагогов и установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном и интеллектуальном развитии.
Цели и задачи:
Цель Программы: психолого–педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и коррекции речевых и психических нарушений.
- Оказание помощи (содействия) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.
- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
- Обеспечение информированности педагогов и родителей по проблеме преодоления ЗПР у детей.
- Оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.
Особенности развития детей с ЗПР и ТНР
- деятельность детей носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются;
- им свойственны рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель;
- сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,
- отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;
- недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;
- у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утрата информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);
- отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;
- наблюдается отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования;
- нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.
Планируемые результаты освоения программы
- Динамика в развитии физических, интеллектуальных, личностных качеств детей;
- Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;
Целевые ориентиры для детей с ЗПР и ТНР
- Соотносит действия, изображённые на картинке, с реальными, дорисовывает недостающие части рисунка, воссоздает целостное изображение предмета, соотносит форму предметов с геометрической формой, ориентируется в пространстве, дифференцирует цвета и их оттенки, описывает свойства предметов, дифференцирует звуки, группирует предметы по образцу и речевой инструкции, пользуется простой схемой, планом в процессе составления рассказа.
- Производит анализ проблемно – практических и наглядно - образных задач, устанавливает связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках; соотносит текст с соответствующей иллюстрацией; выполняет задания на классификацию картинок; выполняет упражнения на исключение «четвёртый лишний»;
- Называет своё имя, фамилию, возраст; называет город, страну, в которой он проживает; узнаёт и показывает на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофёр; выделяет на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называет их; различает деревья, траву, цветы, ягоды и называет их; называет отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детёнышей; определяет признаки 4 времён года; различает время суток: день, вечер, ночь, утро.
- Умеет выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях; пользоваться в повседневном общении фразовой речью; понимает и использует в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между; использует в речи имена сущ. глаголы в ед. и мн. числах; глаголы в настоящем и прошедшем времени; строит фразы и рассказы по картинке, состоящие из 3-4 предложений; читает наизусть 2-3 стихотворения; отвечает на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечисляет её основных персонажей; знает 1-2 считалки, умеет завершить потешку или поговорку; планирует в речи свои ближайшие действия.
Предполагаемый результат работы психолого-педагогической службы
- .Программа помогает младшим дошкольникам адаптироваться в детском саду, снизить уровень ситуативной тревожности, агрессивности, учиться выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами.
- Программа помогает старшим дошкольникам развить социальные умения и навыки сформировать основы самопринятия, снизить уровень личностной тревожности, агрессивности, сформировать позитивное отношение к поступлению в школу, повысить учебную мотивацию.
Содержание работы педагога-психолога
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми ОВЗ учитывает их индивидуальные психофизиологические особенности
Социально-коммуникативное развитие:
включает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Задачи:
- Поддерживать инициативу, самостоятельность и ответственность ребенка в различных видах деятельности;
- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение к окружающим.
- Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Речевое развитие:
включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
Задачи:
- Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, помогать овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развивать все компоненты устной речи детей:
Познавательное развитие:
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Задачи:
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность и познавательные интересы детей.
- Расширять опыт ориентировки в окружающем.
- Обеспечить сенсорное развитие.
- Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- Учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Организация работы по программе
Работа по Программе проводится с детьми в условиях кабинета психолога, групповой комнаты и других помещений ДО индивидуально и подгруппами. Планирование работы с детьми всех уровней осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему маршруту, при составлении которого учитываются психические и физические возможности каждого ребенка, по всем видам деятельности, указанным в программе.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:
- от 4 до 5 лет - не более 15 минут,
- от 5 до 6 лет - не более 20 минут,
- от 6 до 7 лет - не более 20-25 минут.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Занятия проводятся учителем-дефектологом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.
Циклограмма работы педагога-психолога.
Даты проведения | Вид работы | С кем проводится | Ответственный | Примечания |
| ||||
сентябрь по мере поступления | 1. Оказание помощи в период адаптации | дети родители педагоги | Педагог-организатор Педагог-психолог | Помощь детям в период адаптации. Создание условий для полноценного психического развития ребенка. |
В течение года | 2. Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей. | педагоги родители | Педагог-психолог | |
май по мере поступления | 3. Анкетирование родителей с целью прогноза адаптации | Родители | Педагог-психолог | |
май октябрь март | 4. Организация и проведение семинаров для родителей. | педагоги родители | Педагог-организатор Педагог-психолог | |
сентябрь февраль | 5. Проведение тематических семинаров-практикумов для педагогов. | педагоги | Педагог-организатор Педагог-психолог | Формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития. |
| ||||
сентябрь октябрь | 1. Обследование при поступлении в детский сад | дети | Педагог-психолог | Психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам и создания программ индивидуальной работы |
сентябрь | 2. Выявление детей «группы риска», анализ документации ПМПК | дети | Педагог-психолог | |
сентябрь ноябрь | 3. Определение уровня адаптации детей, мониторинг | дети младших групп | Педагог-психолог | |
в течение года | 4. Изучение психофизиологических особенностей детей, их интересов, склонностей методами:
| дети | Педагог-психолог | |
в течение года | 5. Подбор детей для занятий в подгруппах | дети | Педагог-психолог | |
в течение года | 6. Обследование уровня развития общей и мелкой моторики | дети | Педагог-психолог | Диагностика уровня развития двигательной сферы детей с целью определения уровня развития общей моторики |
по мере поступления | 7. Определение ведущей руки | дети | Педагог-психолог | |
2 раза в год | 8. Изучение межличностных отношений детей по методике «Два домика», «День рождения» | дети старших и подг. гр. | Педагог-психолог | Диагностика коммуникативной сферы ребенка с целью выявления причин нарушения общения и оказания помощи |
в течение года | 9. Исследование детско-родительских отношений по проективным тестам «Три дерева», «Семья животных» | дети подг. гр. | Педагог-психолог | |
в течение года | 10. Изучение эмоционального состояния ребенка в режимных моментах:
| дети | Педагог-психолог | Диагностика эмоционального отношения ребенка к детскому саду с целью выявления и устранения причин неблагополучия |
в течение года | 11. Проведение исследований эмоционального состояния (набор методик) | дети по запросу | Педагог-психолог | |
2 раза в год октябрь - апрель | 12. Определение уровня развития произвольной и интеллектуальной сферы детей, наличие сформированной внутренней позиции школьника | дети подг. групп | Педагог-психолог | Готовность детей к школьному обучению |
3. Коррекционно- развивающая работа | ||||
в течение года | 1 Проведение занятий по формированию предпосылок учебной деятельности и познавательной активности | Дети ОВЗ | Педагог-психолог | Активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка |
в течение года | 2. Проведение занятий по развитию коммуникативных компетенций и игровой деятельности | Дети ОВЗ | ||
в течение года | 3. Проведение занятий по подготовке к школьному обучению (с группой и индивидуально) | дети подг. групп | Педагог-психолог | Развивающая работа по итогам диагностики «Готовность к школе» с целью повышения уровня развития произвольной речевой, интеллектуальной сфер, формирование внутренней позиции школьника |
в течение года | 4. Проведение занятий по формированию пространственно-временных отношений, зрительно-моторной координации и мелкой моторики | Дети ОВЗ | Педагог-психолог | Формировать пространственно-временные представления, учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. |
в течение года | 5. Проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендациям ПМПК по индивидуальным программам | Дети ОВЗ | Педагог-психолог | Обеспечить индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ |
4. Консультативная работа | ||||
сентябрь декабрь февраль март апрель май | 1 Проведение консультаций: «Адаптация ребенка к условиям ДО» «Воспитание дружеских отношений в подвижной игре» «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод» «Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста» «Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду» «Предупреждение детских страхов в опасной ситуации» | педагоги | Педагог-психолог | Совершенствова-ние психолого-педагогических знаний и активизация психологических умений |
в течение года | 2. Проведение индивидуальных консультаций по запросу | родители | Педагог-психолог | Совершенствова-ние психолого-педагогических знаний и активизации психологических умений |
в течение года | 3. Беседы на родительских собраниях | родители | Педагог-психолог | |
5. Методическая работа | ||||
по плану ГБОУ | 1. Участие в составлении планов воспитательно – учебных мероприятий | Педагоги администрация | ||
в течение года | 2 Выступления на педагогических советах, работа в творческих группах | Педагоги администрация | ||
в течение года | 3. Пополнение материалов папок «Советы психолога» в группах | Педагог-психолог | ||
в течение года | 4. Внедрение в образовательную практику современных информационных технологий, пополнение материалов сайта. | Педагог-психолог | ||
в течение года | 5. Пополнение и систематизация имеющегося материала | Педагог-психолог | ||
в течение года | 6. Пополнение материалов по самообразованию по теме: «Элементы арттерапии в работе с детьми и педагогами» | Педагог-психолог | ||
По плану ГБОУ | 7. Посещение курсов повышения квалификации | Педагог-психолог |
Методическая поддержка
- Примерная программа ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
- Экспресс-диагностика в детском саду, Н Павлова, Л. Руденко
- Психокоррекционная работа Е. Лютова, Г. Монина, М. 2000
- Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. –М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2007 г.
- Нейропсихологические занятия с детьми Практическое пособие В. Колганова, Е. Пивоварова. – М.:АЙРИС-пресс, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 5 до 8 лет (далее &laqu...
Анализ программных требований «Адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 3 до 7 лет». Образовательная область «Речевое развитие» воспитанников старшей и подготови
Материал будет полезен молодым специалистам ДОО...
Рабочая программа воспитателя по реализации адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе (6 - 7 лет) общей направленности
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 23 комбинированного видаМосковского районаСанкт-Петербурга Рабочая программа воспитателяпо реализации адапт...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)
Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (возрастная группа 4-7 лет)
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста(возрастная группа 4-7 лет)Составлена на основе «Система коррекционной р...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим индивидуальные образовательные потребности
Материал по коррекционный педагогике...
Адаптированная образовательная программа коррекционной - развивающей работы с воспитанником, имеющим индивидуальные и образовательные потребности.
Адаптированная образовательная программа коррекционной - развивающей работы с воспитанником, имеющим индивидуальные и образовательные потребности. 1.Пояснительная запискаАдаптированная образовате...