Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности
тест по рисованию (младшая группа) на тему
Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности.
Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.
Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр Бондаренко Т.М.
В процессе диагностического исследования выявлялись представления и умения ориентироваться в:
-цветах;
- формах;
- величине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_diagnostika_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности.
Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.
Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр Бондаренко Т.М.
В процессе диагностического исследования выявлялись представления и умения ориентироваться в:
-цветах;
- формах;
- величине.
Задания проводились индивидуально с каждым ребенком.
1 задание «Найди цветок для бабочки»:
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Ход игры:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.
2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»:
Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.
Пособия: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.
Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).
2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
3 задание «Найди предметы в группе»:
Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе), названные педагогам, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).
Пособия: Игрушки, предметы в группе.
Ход игры:
Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т.д.). Что еще бывает такого цвета?
Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?
Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.
2 балла - Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
4 задание «Чудесный мешочек»:
Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине. Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.
Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет их.
Критерии оценок:
3 балла – Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.
2 балла - Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с помощью педагога исправлял ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
5 задание «Светит солнышко»:
Цель: Выявить умение детей передавать в рисунке образ солнышка, и умение изображать длинные и короткие лучи.
Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.
Ход игры: Сначала воспитатель читает детям стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.
Дети выполняют рисунок.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.
2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но длину не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
6 задание «Домик для собачки»:
Цель: Выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши.
Пособия: ½ альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки.
Ход игры:
Воспитатель загадывает детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов.
-А теперь послушайте стихотворение про собачку.
-Что делает собачка? (охраняет дом)
-Где живет собачка? (в будке)
Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.
- А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)
- Какая она бывает по цвету, по форме, величине?
Уточнили части конуры, их формы, расположение.
Дети приступили самостоятельно рисовать.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата.
2 балла - ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Качественная характеристика уровней освоения сенсорных эталонов у детей 3-4 лет:
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) - ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.
Конспекты дидактических игр к педагогической диагностике
1 задание «Найди цветок для бабочки»
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Ход игры:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»
Цель: Выявить умение детей вставлять предметы данной формы (круглые, квадратные, прямоугольные) в соответствующие отверстия.
Пособия: Картонное изображение матрешки с отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.
Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.
3 задание «Найди предметы в группе»
Цель: Выявить умения находить предметы в окружающей обстановке, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).
Пособия: Игрушки, предметы в группе.
Ход игры:
Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого). Что еще бывает такого цвета?
Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?
Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?
4 задание «Чудесный мешочек»
Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине. Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.
Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет их.
5 задание «Светит солнышко»
Цель: Выявить умение ребенка правильно называть величину (длинные и короткие лучики).
Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, банки с водой, кисти и салфетки.
Ход игры:
Сначала воспитатель читает детям стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко».
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.
Порадоваться вместе с ребятами ярким рисункам.
6 задание «Домик для собачки»
Цель: Выявить умение рисовать предмет квадратной и круглой формы, правильно передавать относительную величину частей предмета.
Пособия: ½ альбомного листа, восковые мелки.
Ход игры:
Воспитатель загадывает детям загадку о собачке.
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком.
Детки угадывают с помощью наводящих вопросов.
-А теперь послушайте стихотворение А.Барто «Пес»:
У крыльца лохматый пес,
Лег, уткнувши в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит,
Может, дремлет, может спит.
А попробуй, сунься вор –
Вмиг залает на весь двор.
-Что делает собачка? (охраняет дом)
-Где живет собачка? (в будке)
Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.
- А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)
- Какая она бывает по цвету, по форме, величине?
Уточнили части конуры, их формы, расположение.
Дети приступили самостоятельно рисовать.
В процессе рисования напомнить об аккуратном использовании краски, красивом закрашивании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая гостиная "Занятия изобразительной деятельностью дома и в детском саду"
как помочь родителям привить детям желание заниматься изобразительной деятельностью, какие материалы и оборудование нужно приобрести...
Методическое пособие "Педагогическая диагностика по видам деятельности для детей дошкольного возраста"
Педагогическая диагностика (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по видам деятельности) Уважаемые коллеги! Предлагаемые таблицы разработаны с целью оптимизации образовательного ...
Психолого-педагогические аспекты развития изобразительной деятельности детей раннего возраста
В статье рассматривается специфика становления предпосылок изобразительной деятельности в раннем возрасте и ее связь с развитием других видов детской деятельности....
Педагогическая диагностика по Изо деятельности
Педагогическая диагностика по изобразительой деятельности...
Педагогическая диагностика по Изо деятельности
Педагогическая диагностика...
Конспект педагогического мероприятия по изобразительной деятельности: «День культуры под Знаменем Мира»,
Узнать о творчестве художника Николая Константиновича Рерих, о понятии Гималаи, о том, почему художник в своих картинах назвал горы розовыми;Провести сравнение картин художника, уметь находить характе...
Диагностика по изобразительной деятельности Средняя, старшая группа
Средняя, старшая группа...