Азбука настроения
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Макарова Юлия Анатольевна


занятие педагога-психолога с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makarova_yu.a._stsenariy.doc49 КБ
Microsoft Office document icon foto.doc1.37 МБ
Microsoft Office document icon makarova_yu.a._poyasnitelnaya_zapiska.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Азбука настроения»

Возрастная группа: старшая группа

Подготовил: педагог-психолог

Макарова Юлия Анатольевна                                                              

п.Тюльган – 2016г.

Тема:  «Азбука настроения».

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: развивать умение понимать свои чувства и чувства других.

 

Задачи:
1.Создать положительный эмоциональный фон, настрой детей на совместную работу.

2.Развивать умение понимать и  передавать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

3. Обучать приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

Структура занятия:
Вводная часть (приветствие).
Основная часть (игры, упражнения, этюды, беседы).
Заключительная часть (релаксация, рефлексия, ритуал прощания).

Форма работы — подгрупповая

Количество детей – 4-6 человека.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Методы и приёмы, используемые в работе:
Беседы, направленные на развитие самосознания детей;
Групповое обсуждения эмоций и чувств;
Моделирование и анализ ситуаций;
Методы психомышечной релаксации;
Самомассаж;
Коммуникативные игры;

Ожидаемые результаты:
Сформированность умения различать, осознавать, выражать различные эмоции и понимать их проявление у других людей;
Сформированность адекватной поведенческой реакции в различных ситуациях общения;
Стабилизация психоэмоционального состояния.

Ход занятия.

Вводная часть

Дети заходят в кабинет педагога-психолога.

Педагог-психолог: Ребята проходите, и вставайте в кружок.

Работа в кружке.

Психолог: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!

Ритуал начала занятия.

Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг-берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-качаем руками.


Приветствие «Комплименты»
Инструкция. Стоя в кругу, дети берутся за руки. Каждый из них должен, глядя в глаза соседу справа, сказать ему несколько добрых слов, похвалить за что-нибудь. Ребёнок, принимающий комплимент, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»

«Доброе животное» Сплочение группы.
Инструкция. Возьмёмся за руки и представим, что все мы одно большое доброе животное. Мы будем прислушиваться к его дыханию. Вдох все дети идут в круг, выдох все дети идут из круга и так 3 раза.

Педагог-психолог: Ребята, какое сейчас время года? Назовите мне признаки осени. (Ответы детей)

Самомассаж: «Дождик»

Дождик капает по крыше кап-кап-кап

По весёлой звонкой крыше кап-кап-кап

Дома, дома посидите кап-кап-кап

Никуда не выходите кап-кап-кап.

Почитайте, поиграйте кап-кап-кап

Я уйду тогда гуляйте кап-кап-кап

Дождик капает по крыше кап-кап-кап

По весёлой звонкой крыше кап-кап-кап

Основная часть
Беседа: Настроение, его проявления

 Педагог-психолог: Ребята, я вам сейчас прочту стихотворение. Вы его внимательно послушайте.

 «Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения»

Педагог-психолог: Как вы думаете, о чём это стихотворение? Кто из вас знает, что такое настроение? Какое бывает настроение, изображаем мимикой разные эмоции (ответы детей с демонстрацией мимических карточек).
Когда у вас хорошее настроение, когда мы испытываем чувства радости, в каких случаях? (Ответы детей).
Как можно поделиться своей радостью с другими?
А когда мы злимся, в каких ситуациях испытываем гнев? Чем может закончиться наше плохое настроение? Как избавиться от чувства злости? Ответы детей. Обобщение ответов детей.

Игра называется «Азбука настроения». 

Я приглашаю Вас к столу. Детям, сидящим за столом, раздаются карточки, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием

 Педагог-психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки... А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется, злится, грустит... и т. д.

Педагог-психолог: Ребята, а вы знали, что и у стихотворений бывает своё настроение? Послушайте и попробуйте определить настроение стихотворений.

  1. Плачет серый воробей:

"Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно -

В поле зёрнышка не видно!"

  1. Но мохнатые боятся:

"Где нам с этаким сражаться!

  1. Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки…

Педагог-психолог: Хорошо, молодцы.

Пальчиковая гимнастика «Колобок».

Жил на свете колобок, круглый бок, румяный бок

Он из дома убежал, в лес дремучий он попал

 Там зайчишку повстречал и от волка убежал

 Мишку обманул в пути, но от лисички не уйти

Хитрая плутовка провела бедняжку ловко

Сесть просила на носок, и пропал наш колобок.

Педагог-психолог: О ком эта пальчиковая гимнастика?  (достаёт игрушку «Колобок»)

Посмотрите, какой он? А как вы думаете, какое у него настроение?

Давайте вспомним, о чем сказка «Колобок»? Чем она закончилась?

Сейчас мы с вами попробуем сочинить свою, новую сказку. Колобок у нас есть. А кто ещё был в сказке, какие персонажи?

В моей волшебной коробочке спрятались звери этой сказки. Вам необходимо на ощупь определить того героя, который спрятался.

Давайте вспомним всех героев сказки по-порядку, которых встречал Колобок.

Нашу новую сказку начну я.

Сказка на новый лад. «Жил-был Колобок. Он был такой весёлый, любознательный и ему было всё вокруг интересно. Как-то раз, он отправился гулять…»   (дальше дети самостоятельно продолжают сочинять сказку).

У нас получилась новая сказка? Какая она? О чем она? Вам сказка понравилась?

Заключительная часть.

Педагог-психолог: О чем мы сегодня с вами говорили? Чем занимались? В какие игры играли?

Релаксация «Воздушный шарик». Снятие напряжения, успокоение.
Инструкция. Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются на нём узоры. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу. (можно повторить 3 раза).

Игра «Паутинка»

Представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле...

 Например:

 пусть избавятся от болезней;

 пусть долго живут;

 пусть у всех будет дом;

 пусть все дружно живут;

 пусть все будут счастливы...

 И тогда все люди станут радостными!!!

Рефлексия.
Ребята, наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам занятие?

Ритуал прощания «Мыльные пузыри»
Инструкция. У меня есть волшебные мыльные пузыри, которые заряжают всех на кого попадают добром, любовью и хорошим настроением на весь день. Подходите ближе, я буду выдувать пузыри, а вы дотрагивайтесь до них, чтоб они лопнули у вас в руках. А теперь возьмёмся за руки, закроем глаза, я буду посылать искорку добра в виде рукопожатия. Я посылаю искорку Захару, а он передаёт ее своему соседу и она должна ко мне вернуться. До свидания ребята, до новых встреч.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к интегрированному занятию

 «Азбука настроения»

Ю.А. Макарова

Педагог-психолог I квалификационной категории.

Занятие для детей старшей группы, составлено в соответствии с Программой  «Азбука общения» Л.М.Шипициной,  а также технологии коллективного воспитания. В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

Цель: развивать умение понимать свои чувства и чувства других.

 Задачи:
1.Создать положительный эмоциональный фон, настрой детей на совместную работу.

2.Развивать умение понимать и  передавать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

3. Обучать приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

   Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: 

Беседы, направленные на развитие самосознания детей;
Групповое обсуждения эмоций и чувств;
Моделирование и анализ ситуаций;
Методы психомышечной релаксации;
Коммуникативные игры.
    Ожидаемые результаты:
Сформированность умения различать, осознавать, выражать различные эмоции и понимать их проявление у других людей;
Сформированность адекватной поведенческой реакции в различных ситуациях общения;
Стабилизация психоэмоционального состояния.

Так же используются  различные виды детской деятельности:

Игровая: «Волшебная коробочка», «Азбука настроения», «Сказка на новый лад»

Двигательная: самомассаж,  упражнения на сплочение группы, пальчиковая гимнастика, релаксация

 Коммуникативная: беседа, «Старая сказка на новый лад», ритуал «Приветствия» и «Прощания»,упражнение «Комплимент»,»Доброе животное», «Паутинка».  

 Восприятие художественной литературы: прослушивание стихотворений .

Структура занятия:
Вводная часть (приветствие).
Основная часть (игры, упражнения, этюды, беседы).
Заключительная часть (релаксация, рефлексия, ритуал прощания).

  Формы работы с детьми в процессе НОД:

- Индивидуальная работа,

- коллективная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие "Азбука настроений Буратино" для старших дошкольников.

Важнейшим условием развития эмоциональной сферы дошкольникаов является забота и помощь со стороны взрослых. Важно научить детей пользоваться языком эмоций, как для выражения собственных чувств, так и ...

Методическая разработка на тему «Азбука настроений"

Перспективное планирование работы по  развитию эмоций у старших дошкольников....

Видео урок "Азбука настроения"

https://cloud.mail.ru/public/38Dx/pJfVXiJtq...

психологическая игра с дошкольниками " Азбука настроения"

Цель игры: Учить детей контролировать свои эмоции. Развивать логическое мышление. Детям раздаются карточки с изображениями персонажей, выражающие определенные эмоции .Психолог ставит перед ними з...

Азбука настроения

эмоции в картинках...

Конспект открытого занятия "Азбука настроения"

Формирование эмоциональности в познавательном развитии...