Перспективный план работы по ознакомлению детей с симфонической сказкой С.Прокофьева "Петя и волк".
материал (подготовительная группа) на тему

Для детей 6 - 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petya_i_volk.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 53»

Перспективный план работы

по ознакомлению детей 6 – 7 лет

с симфонической сказкой

С.Прокофьева «Петя и Волк»

                        Составили:

                        Волкова М.О.,

                        Москвичева Л.В.,

                        музыкальные руководители д/с № 53

г. Нижнекамск

2014г.

Цель

Форма проведения

1

Знакомство со сказкой.

Слушание сказки в вечернее время. Обмен впечатлениями.

2

Знакомство с музыкальными инструментами, их звучанием (скрипка, флейта, фагот, кларнет, литавры, гобой, валторна).

Развлечение «Музыкальная мозаика».

Музыкальное училище.

3

Закреплять у детей знания о музыкальных инструментах, учить соотносить музыкальные отрывки с персонажами.

Музыкальное занятие (тематическое).

Конспект.

4

Передавать в рисунках образы персонажей сказки.

Занятие по ИЗО с использованием музыки к сказке.

Конспект.

5

Передавать в движениях игровые образы (задание на творчество).

Игра-драматизация.

6

Развивать артистичность, музыкальную отзывчивость.

Театральное представление.

Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к симфонической музыке и эмоциональную отзывчивость. Продолжать учить детей определять характер музыки. Закреплять у детей знания о музыкальных инструментах, учить соотносить музыкальные отрывки с персонажами в зависимости от характера музыки, от тембра инструментов. Передавать  в движениях характер и настроение героев сказки. Активизировать словарь: фагот, валторна, гобой, флейта, скрипка, литавры, кларнет; музыка переливчатая, тревожная, бодрая, мягкая, трели.

     Структура занятия.

1. Вступительное слово о симфонической сказке.

2. Слушание музыкальных отрывков.

3. Игровое творчество.

4. Песня.

      Материал к занятию.

     1.Иллюстрации с изображением музыкальных инструментов:  

     скрипка, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, литавры.

2. Музыкальный центр.

     3. Фонограммы музыкальных отрывков.

     4. Полумаски.

     5. Мольберт.

     6. Сборник «До свиданья, детский сад1», издательство «Музыка»

     1989г.  Москва  («Песенка дружных ребят» Сосниной).

     Методические приемы.

     1. Демонстрация иллюстраций с изображением музыкальных

     инструментов.

     2. Беседа.

     3. Обсуждение.

      Предварительная работа

     1. Слушание сказки в вечернее время. Обмен впечатлениями.

     2. Рассказ о композиторе С.Прокофьеве, его творчестве.

      Связь с другими видами деятельности.

Рисование персонажей сказки по желанию на занятии по ИЗО (конспект прилагается )

Ход занятия.

      - Дети, недавно мы с вами познакомились с симфонической сказкой С.Прокофьева  «Петя и волк». Давайте вспомним персонажей (ответы детей).

     -  Кто главный герой?  (ответ). Что вы можете сказать о нем, какой он ?  (ответ). А теперь послушайте, как о нем рассказывает музыка. (слушание). Как вы думаете, какой инструмент исполняет партию главного героя? (скрипка).                

      Показ иллюстрации. Беседа о характере музыки (живая, легкая, бодрая, энергичная, светлая, задорная, веселая.  «Петя в хорошем настроении. Он вышел за калитку на прогулку»).

     - А теперь послушайте другую музыку и подумайте, о ком она рассказывает (слушание, ответы детей).  Какой музыкальный инструмент исполняет этот музыкальный отрывок? (флейта). Да, правильно! Этот инструмент похож на дудочку (показ иллюстрации). У флейты высокий голос. Этому инструменту доступно быстрое виртуозное движение. Он может подражать птичьим трелям. Как звучит эта музыка? (ответы). Да! Эта музыка тоненькая, изящная, переливчатая, легкая, в ней слышны трели, будто бы  поет птичка. Давайте послушаем следующий музыкальный отрывок. Его исполняет музыкальный инструмент, который называется гобой. (показ иллюстрации, слушание музыки). Кого характеризует эта музыка? (ответы). Как вы догадались об этом? (ответы детей). Да когда слушаешь эту музыку, сразу представляешь утку, как она переваливается с боку на бок. Музыка звучит неуклюже, неторопливо, сдавленно, гнусаво; слышно, как утка крякает.

     - Слушаем следующий музыкальный отрывок. Эту музыку исполняет кларнет (показ иллюстрации, слушание). Какая эта музыка по характеру? Как она звучит? (ответы детей). Кому может принадлежать такая мягкая, осторожная, тихая и гибкая музыка? (кошке). Звуки кларнета звучат приглушенно, вкрадчиво, «бархатисто».

      - Послушай еще один музыкальный отрывок, который исполняет фагот (показ иллюстрации, слушание). Фагот, играет тему дедушки, как будто сердится. Дедушка угловат, неповоротлив и немного простужен – в его голосе хриплые нотки. Говорит он басом, ведь фагот играет очень низко. Мелодия изображает походку дедушки – он идет, опираясь на палку.

     - Тему волка исполняют медные духовые инструменты – валторны (показ иллюстрации). Звучат сразу три валторны одновременно, поэтому музыка кажется зловещей, пугающей (слушают музыку).

      - Использует Сергей Прокофьев и ударные инструменты – литавры (показ иллюстрации). Их глухие и резкие звуки (удары) оповещают о приближении охотников.

     - Сравнивая темы произведения, можно убедиться, насколько каждая из них своеобразна и непохожа на другую по своей мелодии, ритму, высоте звучания, тембру. Темы всегда появляются в исполнении одних и тех же инструментов (флейта в теме птички, кларнет – кошки и т.д.), это помогает узнавать персонажи сказки.

     - Ребята, а кто из героев сказки вам понравился больше всего? (ответы).

      Предложить отдельным детям изобразить в движениях под музыку тот или иной персонаж, передавая его характер и повадки. Дети сами определяют лучших исполнителей.

      Сказка «Петя и волк», как и все сказки, имеет счастливый конец. Зло наказано. Побеждает добро. Зачастую, чтобы победить зло, героев сказки объединяет дружба. Как бы вам, ребята, хотелось закончит это занятие? (веселой песней о дружбе).

      Звучит песня Сосниной «Песенка дружных ребят» в исполнении детей.

     - Дети, встреча с музыкальной сказкой «Петя и волк» закончилась. Сейчас вы пойдете в группу и на занятии по ИЗО с Людмилой Ивановной нарисуете полюбившихся вам персонажей сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).

Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...

Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе ЗПР

планирование непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе ЗПР...

Перспективный план работы по ознакомлению детей с природой

Перспективный план работы старшая группа....

Перспективный план работы по ознакомлению с русской народной сказкой в старшей группе

Данный перспективный план позволит воспитателям систематизировать работу по ознакомлению с русской народной сказкой в различных видах деятельности...

Перспективный план работы по ознакомлению с русской народной сказкой в средней группе

Данный перспективный план поможет воспитателям систематизировать работу по ознакомлению с русской народной сказкой в средней группе...

Перспективный план работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с блоками Дьенеша

В материале представлен перспективный план игр с блоками Дьенеша с детьми младшего дошкольного возраста и  конспекты игр- путешествий....