Конспект мероприятия «Открытие мини-музея «Родничок»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_-_otkrytie_muzeya_1.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Ковдорского района детский сад №29 «Сказка»
Конспект мероприятия
«Открытие мини-музея «Родничок»
(старшая, подготовительная к школе группы)
Разработала воспитатель: Буракова Ирина Валентиновна
г. Ковдор
2017
Пояснительная записка
- В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, происходит переосмысление самой сущности дошкольного образования. В наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны.
Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала. - В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
- Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
- Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами.
1
Возрастная характеристика
- Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватныепричинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
- Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
- В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми.
2
Цель.
Создание условий для воспитания гражданских чувств и духовности у дошкольников. Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.
Основные задачи.
• Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечит детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
• Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям
изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.
3
Планируемые результаты заключаются в следующем:
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре.
- Дети станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес.
- У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Общая характеристика воспитательного процесса (методы, формы и средства воспитания)
- Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии), так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи: - выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
- Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.
- В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
4
Задачи
- Знакомить детей с бытом и традициями русских людей.
- Воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству.
- Формировать интерес к русскому фольклору.
- Словарная работа: изба, горница, тужить, сундук, ухват, кочерга, русская печь, крынка…..
- Оборудование: предметы быта, предметы старины.
- Предварительная работа: сбор экспонатов в музей, чтение русских народных сказок, пословиц и поговорок.
5
Литература:
- Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
- Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
- Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
- Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
- Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация открытия мини-музея в детском саду "Страна Кукляндия"
На протяжении нескольких лет дети нашего МДОУ№75 посещали ЦДиЮТ ,где занимались в кружках ручного труда,в скульптурном кружке.Посещали музей «Народного творчества»,где впервые познакомились с эк...
Конспект "Открытие мини-музея книги в группе"
Цель: - Закрепление знаний детей о истории происхождении книги,- пробудить интерес к творческой деятельности человека,- формировать «образ музея», как собрания предметов культурно-исторического ...
Открытие мини-музея
Занятие "Открытие мини-музея" носит как обучающий и развивающий характер дошкольников, так как в процессе занятия дети узнают новое не только о культуре своего народа, но и о культуре других народов. ...
Презентация мероприятия «Открытие мини-музея «Родничок»
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из ф...
Конспект открытия мини- музея «Хлеб» в средней группе №7 «Солнышко»
Через русске традиции у детей воспитывается интерес и уважение к хлебу, труду людей....
Паспорт мини – музея «МОЯ РОДНАЯ СТОРОНА, СМОЛЕНЩИНА МОЯ»
Цель: реализация направления музейная педагогика....
Проект по созданию мини-музея "Историю родного города мы бережно храним"
Информационно-творческий проект по организации мини-музея, как инновационной формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию...