Презентация открытия мини-музея в детском саду "Страна Кукляндия"
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме

Поликарпова Ирина Борисовна

На протяжении нескольких лет дети нашего МДОУ№75 посещали ЦДиЮТ ,где занимались в кружках ручного труда,в скульптурном кружке.Посещали музей  «Народного творчества»,где впервые познакомились с экспозициями кукол,сделанных без иглы,обрядовые куклы,тряпичные. Посетили выставку кукол в городском краеведческом музее, полученные впечатления разбудили желания детей создать свой мини-музей кукол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onspekt_znyatiya_muzey_.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с      окружающем,приобщение к истокам народной культуре  на тему:            «Открытие мини-музея  «Страна Куклянлия»

Программное  содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с понятием музей.
  2. Познакомить с музеем кукол, его экспонатами.
  3. Знакомить с историей создания кукол ,театральными куклами.
  4. Активизировать речь детей в описательных рассказах о куклах.
  5. Развивать монологическую речь детей и речь- доказательство;
  6. продолжать учить составлять описательные рассказы;.
  7. Прививать коммуникативные навыки и навыки социализации

Предшествующая работа:

Беседы об истории кукол  ,

чтение и разбор художественной литературы «Приключение Буратино» лекция библиотекаря на тему: «Куклы Каргопольские», «Дымковские», «Филимоновские»,

посещение комнаты-музея народного творчества при ЦДиЮТ.

Оборудование

Ход:

Организационный момент: Круг радости. 
Раз, два, три, четыре, пять
Хочу с вами поиграть.
Если тоже вы желаете,
Много нового узнаете
! (отв. детей ,стоя в кругу)

 Воспитатель: Сегодня у нас особенный день в детском саду. Мы открываем в нашей группе музей .

  1. Давайте вспомним, в каком музее мы недавно с вами побывали?
  2. Что вы там видели?
  3. А какие музеи есть в нашем городе?

 Показывает фотографии, дети называют

. Музеи бывают разные: исторические, краеведческие, музеи великих людей, музеи телефонов, музеи пряников, самоваров, музеи забытых вещей и еще очень много разных и необычных музеев.

 А мы сегодня открываем музей кукол.

 А, кто помнит, как нужно вести себя в музее?. (отв.детей)

По традиции нам нужно разрезать ленточку и это право предоставляется почетным гостям. (Разрезают ленточку. )

Ленточку мы разрезаем 
И  в  «Страну кукляндию»

гостей всех приглашаем.

Дети проходят, занимают свои места на стульчиках.
Всех ребят и всех гостей
Приглашаем мы в музей
Экспонаты  непростые,

очень разные такие
С детства каждому знакомы
Их в любом найдете доме
Наши милые подружки,

это куклы хохотушки.
С куклой вместе веселей.

Поделиться можно с ней

Ведь она нам всех милей

Воспитатель:  

Как называют профессию человека, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах? (экскурсовод)

Сегодня в нашем музее моими помощниками-экскурсоводами, будут дети.

Прошу экскурсоводов занять свои места в залах.

А как называются предметы, находящиеся в музее?(Экспонаты).

Давайте повторим и запомним это слово. (дети повторяют)

Итак, мы приглашаем  вас в первый зал нашего музея.

«Зал кукол-прошлого века».

Воспитатель :Посмотрите, какие разные здесь куклы. Вы видели когда - нибудь таких кукол? ( Показывает куклу)

 Такие куклы делали наши далекие предки своим дочерям. А еще их делали, из поленьев, природного материала, ракушек, камешков, глины, тряпочек Каждая кукла имеет своё название и назначение. Это  Бессоница , Кувадка, Пеленашка ,узелковые, соломенные.

 Ребёнок: (экскурсовод):

Куклы- полено, сделаны из полена берёзы. Полено обворачивали белой тканью, одевали на него сарафан или длинные юбки ,подвязывали тесьмой: всю одежду ,голову, грудь обозначали символически используя разные ленточки .При изготовлении этой куклы иголкой не пользовались. Все эти куклы безлики т.е.у них нет лица(нет носа, глаз, рта). Вместо лица у них вывязывался узор, использовался  природный материал. У кукол не было лица, т.к. люди боялись что в куклу поселится зло которое навредит другому человеку. Кукла считалась берегиней дома семьи.

Воспитатель:

Кукла – берегиня не покупается а выкупается .По старинным обычаям, кукла выбиралась на ярмарке среди других кукол.

Куклы  «давали о себе знать ,что они хотят жить в доме покупателя. Человек почувствует ,поймет это и возле кукол кладёт выкуп: деньги вещь продукты, ткани и т.п. Куклы берегини несут в себе только доброе ,охраняют людей от тёмных сил, ссор, болезней.

Во всех ,районах ,где растили  хлеб ,урожай, сплетали кукол из трав , соломы.

Их наряжали с песнями насили их по селу ,водили вокруг них хороводы , затевали игры , куклы также оставались безлики.

Но время проходит ,всё меняется и на смену соломенным куклам приходят другие яркие куклы.

А теперь угадайте мою загадку:

 Какую куклу делают везде, куда ни приди.

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях?

Молодцы, всё знаете. Конечно, это тряпочная кукла.
Они бываю всякие разные.
 

(Восп. выставляет образцы кукол.)
 

Тряпочная кукла- кукла не простая, а заветная.
Мы можем про неё так сказать, потому, что искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки.

Тряпичная кукла живёт в каждой семье Дети делали их сами ,они начинали вертеть их лет с пяти.
Самую первую куколку – пеленашку, мама делала доченьке, когда та ещё в колыбельке качалась.
Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее –
скурутку. Начинали делать её с того, что свёртывали в трубочку «скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой и кукла готова! А потом пришивали косу из ниток. Итак ,кукла наша с косой. Теперь её можно наряжать. Наряжали по образу взрослых: сарафан кокошник. А уж когда девочка становилась девушкой, то она делала себе красивую куколку «на выхвалку», чтобы все односельчане видели, какая она мастерица да умелица. Если куколка выходила красивая и ладная, то у девушки от женихов отбоя не было.
Если кукла получалась кривобокая, растрёпанная, как баба Яга, то эту невесту никто не хотел замуж брать.
Если куколка выходила красивая и ладная, то у девушки от женихов отбоя не было.

Кукла ещё долгое время оставалась безликой, т.к. люди боялись уподобить её человеку, поскольку  считали ,что «кукла» с лицом как бы обретала душу и могла навредить ребёнку .Со временем люди забыли этот магический смысл , и кукле начали рисовать вышивать глаза , рот.  Кукле стали давать новые имена: Манька, Лялька, Цацка.

Физкультминутка: «Куколки» под муз. сопровождение.(дети имметируют движение кукол).

Шло время. Люди научились лепить кукол из глины.

Мы приглашаем вас в зал  «Народные промыслы»

Экскурсовод:

Есть в России уголок, где из труб идёт дымок.
Кто хоть раз попал туда- не забудет никогда.
Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой
Кавалером , барыней  , с полосочками  яркими
Клеточками пёстрыми, белыми  горошками,

 Веселит, ласкает взор пёстрый радужный узор.
Просто загляденье, всем на удивленье.

Воспитатель :

Ребята вы  узнали о какой кукле идёт речь?

Дети: Дымковские куклы.

Воспитатель: Каких кукол вы знаете?(дымковская барышня, водоноска, барышни с гусарами , кормилица с младенцами.

Что ещё вы можете сказать ?

Ответ: Одним из мест ,где до сих пор сохранился промысел , глиняной игрушки является село Дымково .Расположенное на берегу реки Вятки, по утрам стоит лёгкий дымок из труб над домами  это топят печи , поэтому село назвали Дымково. Расписывают мастера свои фигурки: полосками , линиями волнистыми ,кружочками ,точками. ,используя  в основном красный, жёлтый, зелёный ,синий и немного чёрного  цвета.

Ребёнок:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

упирается рука ,в деревянные бока,

и внутри секреты есть :может три,

а может шесть.

Разрумянилась немножко это русская  …..(матрёшка)

Ребёнок:

Здравствуй, русская матрёшка,

 символ русской красоты.

Статна ,хороша одёжкой,

Всем нам симпатична ты!

И в Загорске и в Майдане,

У умельцев мастеров

Кукла эта появилась,

Что достойна  лучших слов!

Экскурсовод:  Матрёшка -знаменитая русская кукла ,которая родилась более 100 лет назад .Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу ,в которую вкладывались несколько маленьких куколок- это был мудрец старичок Фукурума .Эта фигурка понравилась нашим мастерам .В 1898 году мастер Василий Звёздочкин по эскизу(рисунку) выточил на токарном станке первую матрёшку и  раскрасил   по-русски .Новые куклы так всем понравились, что сейчас трудно представить Россию без  матрёшки Матрёны .Родиной матрёшки является  Сергиев-Пасад.

Вопрос:

- Почему матрёшку называют :

- Токарная?(выполнена на токарном станке)

-Разъёмная,складная?(можно складывать)

- Многоместная?(много мест 8)

Ребёнок(экскурсовод)

Фигурку из дерева можно создать

Но можно сделать хитрее

В клее бумажный лист пропитать

И дерево им оклеить.

Мастер, чтоб детям была потеха ,

Бумагу снял как скорлупки с ореха .

Оклеил –кукла пришлась по душе,

Такая кукла -папье- маше

Вопрос:

Дети , о каких  куклах  идет речь ?

Из чего они сделаны?

Ответ: из бумаги(показ кукол)

Где их можно использовать?

Воспитатель:

Пока люди не научились делать пластмасс ,они использовали папье – маше .Это могли быть театральные куклы.

Раньше  из папье- маше были Неваляшки.

Дети читают стихи:

Дети№1: (в руках неваляшки)

Мы - неваляшки

Разные на нас рубашки

Как  легки мы на подъем

Бросят нас , а мы встаем!

Дети№2  :

Может быть и не новинка

Но довольно хороша

Музыкальная начинка –

Неваляшкина  душа!

Дети№3

Это где же такое чудо?

Куклы звоны  выдают?

Только в области Тамбовской

В светлом городе Катовске

Неваляшек   де – ла -ют!

Воспитатель;

Неваляшка считается традиционной куклой для детей  .

Для нескольких поколений россиян - это была первая игрушка.

Воспитатель;

Ребята  ,за что  вы любите куклу неваляшку?

Ответ;  Она мелодично звенит, у нее музыкальная душа .с ней весело играть.

Воспитатель:

Эта кукла совсем ребенок – ей всего 230 лет. У неваляшки есть еще одно  название «Ванька-встанька».

Экскурсовод:

В костюмы старинные разных народов

Художники кукол своих одевают.

.И, с куклой играя , по странам ,сквозь годы

Весёлый поход малыши совершают. 

Вы находитесь в зале  «Национальной куклы» (показ  кукол  в национальных костюмах):

Здесь представлены куклы: Русской национальности;

Грузинской , Казахской  , Гуцул  , немцы Поволжья, Украинцы и другие.

Экскурсовод: Но в куклы не только играют, их еще и применяют в  быту.

Все мы любим попить  ароматного  чая, а для  того чтобы он  получился ароматным и вкусным нам поможет кукла – грелка Матрена (показ самовара).  В России распространено гостеприимство ,чаепитие за самоваром .а чтобы на кухне было красиво  и уютно , рукадельницы стали придумывать своих самоварных баб или куклу на чайник. У многих и сейчас на кухне можно увидеть бабу на самоваре , ими украшают ярмарки где проходит чаепитие

Воспитатель: А сейчас мы приглашаем вас в зал  «Необычных кукол»

Этот зал самый любимый зал всех детей (дети рассматривают экспонаты кукол)

Воспитатель: Почему этот зал очень любят дети?

Ответ: В этом зале мы встречаемся с любимыми персонажами из фильмов.

. Воспитатель : Сегодня  мы узнали  много  интересного  о куклах и я приглашаю вас в студию  «Дизайн»,где вы изготовите  своими руками  кукол .(дети проходят в «Кабинеты»  для изготовления  моделей кукол ,где подготовлены необходимые материалы для выполнения  работ)

В конце  занятия проводятся анализ работ .

Воспитатель :А как нужно относится к куклам ?

Ответ:  Беречь ,ухаживать за ними ,заботится.

 Воспитатель :

Почему некоторые из них хранятся в музеях?

Ответ:

Они представляют художественную ценность , их надо беречь.

Помнить о прошлом.

Вам понравился наш музей?   (отв . детей) 

Интересно вам было работать в студи    «Дизайн»?

На этом ваше занятие окончено .Спасибо.

В конце занятия слышится весёлая песенка Буратино,

Буратино : «я так спешил на открытие музея к своей любимой подружке Мальвине  в  «Страну Кукляндию» ,мне кажется я вовремя и впервые не опоздал!

Воспитатель: Нет Буратино, ты как всегда не успел! Очень жаль, но ты не расстраивайся сейчас ребята тебе всё расскажут, что интересного и нового здесь можно узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Открытие мини-музея книги в группе"

Цель:  - Закрепление знаний детей о истории происхождении книги,- пробудить интерес к творческой деятельности человека,- формировать «образ музея», как собрания предметов культурно-исторического ...

Открытие мини-музея

Занятие "Открытие мини-музея" носит как обучающий и развивающий характер дошкольников, так как в процессе занятия дети узнают новое не только о культуре своего народа, но и о культуре других народов. ...

"Открытие мини-музея "Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой".

Представление опыта работы на городской мастерской в рамках музейной педагогики. Поезентация дошкольниками мини-музея "Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой". Перспективный план работы по т...

Открытие мини - музея "Пуговка"

Благодаря объявленному конкурсу на лучший мини - музей группы в старшей  группе № 9 состоялось открытие мини – музей «Пуговка».  Родители и дети нашей группы откликнулись н...

Конспект мероприятия «Открытие мини-музея «Родничок»

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из ф...

Презентация мероприятия «Открытие мини-музея «Родничок»

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из ф...

Презентация: "Создание мини-музея в группе детского сада"

Расскрыты основные аспекты последовательности построения и оснащения мини-музея в группе детского сада. Представны фотографии, сделанные на группе (мини-музей, его оснащение. предварительная работа и ...


 

Комментарии

Подшивалова Елена Евгеньевна

Ирина Борисовна спасибо за интересную тему. Материал разработанного проекта безусловно необходим, будет обязательно востребован.