Презентация открытия мини-музея в детском саду "Страна Кукляндия"
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме
На протяжении нескольких лет дети нашего МДОУ№75 посещали ЦДиЮТ ,где занимались в кружках ручного труда,в скульптурном кружке.Посещали музей «Народного творчества»,где впервые познакомились с экспозициями кукол,сделанных без иглы,обрядовые куклы,тряпичные. Посетили выставку кукол в городском краеведческом музее, полученные впечатления разбудили желания детей создать свой мини-музей кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onspekt_znyatiya_muzey_.docx | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающем,приобщение к истокам народной культуре на тему: «Открытие мини-музея «Страна Куклянлия»
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с понятием музей.
- Познакомить с музеем кукол, его экспонатами.
- Знакомить с историей создания кукол ,театральными куклами.
- Активизировать речь детей в описательных рассказах о куклах.
- Развивать монологическую речь детей и речь- доказательство;
- продолжать учить составлять описательные рассказы;.
- Прививать коммуникативные навыки и навыки социализации
Предшествующая работа:
Беседы об истории кукол ,
чтение и разбор художественной литературы «Приключение Буратино» лекция библиотекаря на тему: «Куклы Каргопольские», «Дымковские», «Филимоновские»,
посещение комнаты-музея народного творчества при ЦДиЮТ.
Оборудование
Ход:
Организационный момент: Круг радости.
Раз, два, три, четыре, пять
Хочу с вами поиграть.
Если тоже вы желаете,
Много нового узнаете! (отв. детей ,стоя в кругу)
Воспитатель: Сегодня у нас особенный день в детском саду. Мы открываем в нашей группе музей .
- Давайте вспомним, в каком музее мы недавно с вами побывали?
- Что вы там видели?
- А какие музеи есть в нашем городе?
Показывает фотографии, дети называют
. Музеи бывают разные: исторические, краеведческие, музеи великих людей, музеи телефонов, музеи пряников, самоваров, музеи забытых вещей и еще очень много разных и необычных музеев.
А мы сегодня открываем музей кукол.
А, кто помнит, как нужно вести себя в музее?. (отв.детей)
По традиции нам нужно разрезать ленточку и это право предоставляется почетным гостям. (Разрезают ленточку. )
Ленточку мы разрезаем
И в «Страну кукляндию»
гостей всех приглашаем.
Дети проходят, занимают свои места на стульчиках.
Всех ребят и всех гостей
Приглашаем мы в музей
Экспонаты непростые,
очень разные такие
С детства каждому знакомы
Их в любом найдете доме
Наши милые подружки,
это куклы хохотушки.
С куклой вместе веселей.
Поделиться можно с ней
Ведь она нам всех милей
Воспитатель:
Как называют профессию человека, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах? (экскурсовод)
Сегодня в нашем музее моими помощниками-экскурсоводами, будут дети.
Прошу экскурсоводов занять свои места в залах.
А как называются предметы, находящиеся в музее?(Экспонаты).
Давайте повторим и запомним это слово. (дети повторяют)
Итак, мы приглашаем вас в первый зал нашего музея.
«Зал кукол-прошлого века».
Воспитатель :Посмотрите, какие разные здесь куклы. Вы видели когда - нибудь таких кукол? ( Показывает куклу)
Такие куклы делали наши далекие предки своим дочерям. А еще их делали, из поленьев, природного материала, ракушек, камешков, глины, тряпочек Каждая кукла имеет своё название и назначение. Это Бессоница , Кувадка, Пеленашка ,узелковые, соломенные.
Ребёнок: (экскурсовод):
Куклы- полено, сделаны из полена берёзы. Полено обворачивали белой тканью, одевали на него сарафан или длинные юбки ,подвязывали тесьмой: всю одежду ,голову, грудь обозначали символически используя разные ленточки .При изготовлении этой куклы иголкой не пользовались. Все эти куклы безлики т.е.у них нет лица(нет носа, глаз, рта). Вместо лица у них вывязывался узор, использовался природный материал. У кукол не было лица, т.к. люди боялись что в куклу поселится зло которое навредит другому человеку. Кукла считалась берегиней дома семьи.
Воспитатель:
Кукла – берегиня не покупается а выкупается .По старинным обычаям, кукла выбиралась на ярмарке среди других кукол.
Куклы «давали о себе знать ,что они хотят жить в доме покупателя. Человек почувствует ,поймет это и возле кукол кладёт выкуп: деньги вещь продукты, ткани и т.п. Куклы берегини несут в себе только доброе ,охраняют людей от тёмных сил, ссор, болезней.
Во всех ,районах ,где растили хлеб ,урожай, сплетали кукол из трав , соломы.
Их наряжали с песнями насили их по селу ,водили вокруг них хороводы , затевали игры , куклы также оставались безлики.
Но время проходит ,всё меняется и на смену соломенным куклам приходят другие яркие куклы.
А теперь угадайте мою загадку:
Какую куклу делают везде, куда ни приди.
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях?
Молодцы, всё знаете. Конечно, это тряпочная кукла.
Они бываю всякие разные.
(Восп. выставляет образцы кукол.)
Тряпочная кукла- кукла не простая, а заветная.
Мы можем про неё так сказать, потому, что искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки.
Тряпичная кукла живёт в каждой семье Дети делали их сами ,они начинали вертеть их лет с пяти.
Самую первую куколку – пеленашку, мама делала доченьке, когда та ещё в колыбельке качалась.
Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее – скурутку. Начинали делать её с того, что свёртывали в трубочку «скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой и кукла готова! А потом пришивали косу из ниток. Итак ,кукла наша с косой. Теперь её можно наряжать. Наряжали по образу взрослых: сарафан кокошник. А уж когда девочка становилась девушкой, то она делала себе красивую куколку «на выхвалку», чтобы все односельчане видели, какая она мастерица да умелица. Если куколка выходила красивая и ладная, то у девушки от женихов отбоя не было.
Если кукла получалась кривобокая, растрёпанная, как баба Яга, то эту невесту никто не хотел замуж брать.
Если куколка выходила красивая и ладная, то у девушки от женихов отбоя не было.
Кукла ещё долгое время оставалась безликой, т.к. люди боялись уподобить её человеку, поскольку считали ,что «кукла» с лицом как бы обретала душу и могла навредить ребёнку .Со временем люди забыли этот магический смысл , и кукле начали рисовать вышивать глаза , рот. Кукле стали давать новые имена: Манька, Лялька, Цацка.
Физкультминутка: «Куколки» под муз. сопровождение.(дети имметируют движение кукол).
Шло время. Люди научились лепить кукол из глины.
Мы приглашаем вас в зал «Народные промыслы»
Экскурсовод:
Есть в России уголок, где из труб идёт дымок.
Кто хоть раз попал туда- не забудет никогда.
Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой
Кавалером , барыней , с полосочками яркими
Клеточками пёстрыми, белыми горошками,
Веселит, ласкает взор пёстрый радужный узор.
Просто загляденье, всем на удивленье.
Воспитатель :
Ребята вы узнали о какой кукле идёт речь?
Дети: Дымковские куклы.
Воспитатель: Каких кукол вы знаете?(дымковская барышня, водоноска, барышни с гусарами , кормилица с младенцами.
Что ещё вы можете сказать ?
Ответ: Одним из мест ,где до сих пор сохранился промысел , глиняной игрушки является село Дымково .Расположенное на берегу реки Вятки, по утрам стоит лёгкий дымок из труб над домами это топят печи , поэтому село назвали Дымково. Расписывают мастера свои фигурки: полосками , линиями волнистыми ,кружочками ,точками. ,используя в основном красный, жёлтый, зелёный ,синий и немного чёрного цвета.
Ребёнок:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
упирается рука ,в деревянные бока,
и внутри секреты есть :может три,
а может шесть.
Разрумянилась немножко это русская …..(матрёшка)
Ребёнок:
Здравствуй, русская матрёшка,
символ русской красоты.
Статна ,хороша одёжкой,
Всем нам симпатична ты!
И в Загорске и в Майдане,
У умельцев мастеров
Кукла эта появилась,
Что достойна лучших слов!
Экскурсовод: Матрёшка -знаменитая русская кукла ,которая родилась более 100 лет назад .Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу ,в которую вкладывались несколько маленьких куколок- это был мудрец старичок Фукурума .Эта фигурка понравилась нашим мастерам .В 1898 году мастер Василий Звёздочкин по эскизу(рисунку) выточил на токарном станке первую матрёшку и раскрасил по-русски .Новые куклы так всем понравились, что сейчас трудно представить Россию без матрёшки Матрёны .Родиной матрёшки является Сергиев-Пасад.
Вопрос:
- Почему матрёшку называют :
- Токарная?(выполнена на токарном станке)
-Разъёмная,складная?(можно складывать)
- Многоместная?(много мест 8)
Ребёнок(экскурсовод)
Фигурку из дерева можно создать
Но можно сделать хитрее
В клее бумажный лист пропитать
И дерево им оклеить.
Мастер, чтоб детям была потеха ,
Бумагу снял как скорлупки с ореха .
Оклеил –кукла пришлась по душе,
Такая кукла -папье- маше
Вопрос:
Дети , о каких куклах идет речь ?
Из чего они сделаны?
Ответ: из бумаги(показ кукол)
Где их можно использовать?
Воспитатель:
Пока люди не научились делать пластмасс ,они использовали папье – маше .Это могли быть театральные куклы.
Раньше из папье- маше были Неваляшки.
Дети читают стихи:
Дети№1: (в руках неваляшки)
Мы - неваляшки
Разные на нас рубашки
Как легки мы на подъем
Бросят нас , а мы встаем!
Дети№2 :
Может быть и не новинка
Но довольно хороша
Музыкальная начинка –
Неваляшкина душа!
Дети№3
Это где же такое чудо?
Куклы звоны выдают?
Только в области Тамбовской
В светлом городе Катовске
Неваляшек де – ла -ют!
Воспитатель;
Неваляшка считается традиционной куклой для детей .
Для нескольких поколений россиян - это была первая игрушка.
Воспитатель;
Ребята ,за что вы любите куклу неваляшку?
Ответ; Она мелодично звенит, у нее музыкальная душа .с ней весело играть.
Воспитатель:
Эта кукла совсем ребенок – ей всего 230 лет. У неваляшки есть еще одно название «Ванька-встанька».
Экскурсовод:
В костюмы старинные разных народов
Художники кукол своих одевают.
.И, с куклой играя , по странам ,сквозь годы
Весёлый поход малыши совершают.
Вы находитесь в зале «Национальной куклы» (показ кукол в национальных костюмах):
Здесь представлены куклы: Русской национальности;
Грузинской , Казахской , Гуцул , немцы Поволжья, Украинцы и другие.
Экскурсовод: Но в куклы не только играют, их еще и применяют в быту.
Все мы любим попить ароматного чая, а для того чтобы он получился ароматным и вкусным нам поможет кукла – грелка Матрена (показ самовара). В России распространено гостеприимство ,чаепитие за самоваром .а чтобы на кухне было красиво и уютно , рукадельницы стали придумывать своих самоварных баб или куклу на чайник. У многих и сейчас на кухне можно увидеть бабу на самоваре , ими украшают ярмарки где проходит чаепитие
Воспитатель: А сейчас мы приглашаем вас в зал «Необычных кукол»
Этот зал самый любимый зал всех детей (дети рассматривают экспонаты кукол)
Воспитатель: Почему этот зал очень любят дети?
Ответ: В этом зале мы встречаемся с любимыми персонажами из фильмов.
. Воспитатель : Сегодня мы узнали много интересного о куклах и я приглашаю вас в студию «Дизайн»,где вы изготовите своими руками кукол .(дети проходят в «Кабинеты» для изготовления моделей кукол ,где подготовлены необходимые материалы для выполнения работ)
В конце занятия проводятся анализ работ .
Воспитатель :А как нужно относится к куклам ?
Ответ: Беречь ,ухаживать за ними ,заботится.
Воспитатель :
Почему некоторые из них хранятся в музеях?
Ответ:
Они представляют художественную ценность , их надо беречь.
Помнить о прошлом.
Вам понравился наш музей? (отв . детей)
Интересно вам было работать в студи «Дизайн»?
На этом ваше занятие окончено .Спасибо.
В конце занятия слышится весёлая песенка Буратино,
Буратино : «я так спешил на открытие музея к своей любимой подружке Мальвине в «Страну Кукляндию» ,мне кажется я вовремя и впервые не опоздал!
Воспитатель: Нет Буратино, ты как всегда не успел! Очень жаль, но ты не расстраивайся сейчас ребята тебе всё расскажут, что интересного и нового здесь можно узнать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Открытие мини-музея книги в группе"
Цель: - Закрепление знаний детей о истории происхождении книги,- пробудить интерес к творческой деятельности человека,- формировать «образ музея», как собрания предметов культурно-исторического ...
Открытие мини-музея
Занятие "Открытие мини-музея" носит как обучающий и развивающий характер дошкольников, так как в процессе занятия дети узнают новое не только о культуре своего народа, но и о культуре других народов. ...
"Открытие мини-музея "Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой".
Представление опыта работы на городской мастерской в рамках музейной педагогики. Поезентация дошкольниками мини-музея "Сын Енисея, сын Сибири - Лесосибирск наш молодой". Перспективный план работы по т...
Открытие мини - музея "Пуговка"
Благодаря объявленному конкурсу на лучший мини - музей группы в старшей группе № 9 состоялось открытие мини – музей «Пуговка». Родители и дети нашей группы откликнулись н...
Конспект мероприятия «Открытие мини-музея «Родничок»
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из ф...
Презентация мероприятия «Открытие мини-музея «Родничок»
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из ф...
Презентация: "Создание мини-музея в группе детского сада"
Расскрыты основные аспекты последовательности построения и оснащения мини-музея в группе детского сада. Представны фотографии, сделанные на группе (мини-музей, его оснащение. предварительная работа и ...
Комментарии
Проект "Страна Кукляндия"
Ирина Борисовна спасибо за интересную тему. Материал разработанного проекта безусловно необходим, будет обязательно востребован.