Роль логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему
Роль логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста».
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые к концу дошкольного возраста имеют недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
В старшем дошкольном возрасте возникает необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, сообразительности, находчивости, активности, оригинальности и самостоятельности мышления, в высоком уровне сформированности мыслительных операций, в быстром запоминании.
Для развития логического мышления нужно использовать систему игровых заданий, выполнение которых позволит дошкольникам, используя уже имеющиеся знания и умения, решать более сложные логические задачи.
Работа в данной возрастной группе направлена на формирование логических форм мышления (понятия, суждения, умозаключения), связанных с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификация (сформированных у детей на предыдущих этапах работы).
Большой популярностью пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача – развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. Здесь представлены нетрадиционные методы и приемы, занимательные дидактические игры, разнообразный словесный материал.
Игра «Догадайся».
Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.
Восп.: Догадайтесь, что это может быть?
Дети: Машина, велосипед …
Восп.: А какой еще транспорт вы знаете?
(приемы – синтез, классификация)
Игра «Что забыл художник?»
Восп.: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?
Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,
На ковре не раскрашены некоторые полоски …
(приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).
Особая роль принадлежит играм математического содержания. Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий и проводятся в утреннее и вечернее время (словесные, игры с предметами, настольно-печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Лото», «Найди пару» и др.)
Из многообразия логико-математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи-шутки. Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.
Загадки - шутки.
-Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади,1 впереди. Сколько было гусей?
- Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
–Сколько глаз у светофора?
-Сколько лап у двух медвежат?
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (произвольного внимания и памяти).
«Запомни картинки». Игровое упражнение направлено на развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приема «группировки». На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5); одежда (летняя, зимняя), транспорт (грузовой, пассажирский). Взрослый предлагает поиграть в игру «Запоминалки». Надо запомнить 20 картинок. Как это лучше сделать?
Предлагается алгоритм запоминания:
1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт;
2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт.
А. Педагог убирает одну из групп картинок (5 штук). Вопросы: «Какой группы не стало?»
Б. Затем убирается 1 картинка. Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?»
В. Картинки переворачиваются.
Можно предложить перечислить по порядку все группы, затем подгруппы, затем порядок картинок в подгруппах.
«Выложи по памяти». Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают изображение (либо рисуют его карандашами).
Игры-головоломки. Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей. «Найди девятого». Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путем их сопоставления.
Конструкторы. Счетные палочки. Игры с ними развивают не только движения рук и пространственное воображение, но и творческое воображение. -выложить, сосчитать количество палочек в каждой фигуре, самому придумать и сложить фигуру и др.
Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, потешек, считалок, подходящих по тематике.
Игры со строительным материалом- дети учатся действовать по схемам-чертежу. Игры на воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений.
Игра «Колумбово яйцо». Овал размером 15х20 см разрезают по линиям. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной). Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон. В начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д.
Желательно также использовать игры «Танграм», «Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др.
Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости. «Футбол». Данное задание развивает ориентировку на плоскости, внимание, сообразительность. Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка. Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Мяч в левом верхнем квадрате. Передвигаем фишки направо, вниз, вверх, налево, вниз, направо, СТОП! Мяч находиться в клетке№4».
Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, с наборами фигур, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур.
В ходе решения задач, в играх формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ. Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребенка, так и для дальнейшей адаптации в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей и родителей. Данный материал предлагает практические игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников...
Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста.
К концу дошкольного периода у ребенка начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитие умения ориентировать словами, понимать логику рассуждений, и в это время им...
Роль творческого мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к школьной жизни.
В статье поднимается вопрос об актуальности проблемы развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Подчеркивается роль взрослых (педагогов и родителей) в данном процессе. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-824420-1476949032.jpg)
Развивающие логическое мышление игры для детей старшего дошкольного возраста Консультация для родителей
Игра «Логические концовки».Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.Описание: детям предлагается закончить предложения:...
«Развитие дивергентного мышления речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-501222-1614521398.jpg)
Развивающие логическое мышление игры для детей старшего дошкольного возраста
Игры на логическое мышление (старшая группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-664533-1705327864.jpg)
Развивающие логическое мышление игры для детей старшего дошкольного возраста
Развивающие логическое мышление игры для детей старшего дошкольного возраста....