Роль логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему
Роль логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста. | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста».
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые к концу дошкольного возраста имеют недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
В старшем дошкольном возрасте возникает необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, сообразительности, находчивости, активности, оригинальности и самостоятельности мышления, в высоком уровне сформированности мыслительных операций, в быстром запоминании.
Для развития логического мышления нужно использовать систему игровых заданий, выполнение которых позволит дошкольникам, используя уже имеющиеся знания и умения, решать более сложные логические задачи.
Работа в данной возрастной группе направлена на формирование логических форм мышления (понятия, суждения, умозаключения), связанных с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификация (сформированных у детей на предыдущих этапах работы).
Большой популярностью пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача – развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. Здесь представлены нетрадиционные методы и приемы, занимательные дидактические игры, разнообразный словесный материал.
Игра «Догадайся».
Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.
Восп.: Догадайтесь, что это может быть?
Дети: Машина, велосипед …
Восп.: А какой еще транспорт вы знаете?
(приемы – синтез, классификация)
Игра «Что забыл художник?»
Восп.: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?
Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,
На ковре не раскрашены некоторые полоски …
(приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).
Особая роль принадлежит играм математического содержания. Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий и проводятся в утреннее и вечернее время (словесные, игры с предметами, настольно-печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Лото», «Найди пару» и др.)
Из многообразия логико-математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи-шутки. Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.
Загадки - шутки.
-Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади,1 впереди. Сколько было гусей?
- Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
–Сколько глаз у светофора?
-Сколько лап у двух медвежат?
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (произвольного внимания и памяти).
«Запомни картинки». Игровое упражнение направлено на развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приема «группировки». На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5); одежда (летняя, зимняя), транспорт (грузовой, пассажирский). Взрослый предлагает поиграть в игру «Запоминалки». Надо запомнить 20 картинок. Как это лучше сделать?
Предлагается алгоритм запоминания:
1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт;
2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт.
А. Педагог убирает одну из групп картинок (5 штук). Вопросы: «Какой группы не стало?»
Б. Затем убирается 1 картинка. Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?»
В. Картинки переворачиваются.
Можно предложить перечислить по порядку все группы, затем подгруппы, затем порядок картинок в подгруппах.
«Выложи по памяти». Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают изображение (либо рисуют его карандашами).
Игры-головоломки. Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей. «Найди девятого». Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путем их сопоставления.
Конструкторы. Счетные палочки. Игры с ними развивают не только движения рук и пространственное воображение, но и творческое воображение. -выложить, сосчитать количество палочек в каждой фигуре, самому придумать и сложить фигуру и др.
Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, потешек, считалок, подходящих по тематике.
Игры со строительным материалом- дети учатся действовать по схемам-чертежу. Игры на воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений.
Игра «Колумбово яйцо». Овал размером 15х20 см разрезают по линиям. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной). Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон. В начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д.
Желательно также использовать игры «Танграм», «Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др.
Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости. «Футбол». Данное задание развивает ориентировку на плоскости, внимание, сообразительность. Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка. Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Мяч в левом верхнем квадрате. Передвигаем фишки направо, вниз, вверх, налево, вниз, направо, СТОП! Мяч находиться в клетке№4».
Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, с наборами фигур, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур.
В ходе решения задач, в играх формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ. Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребенка, так и для дальнейшей адаптации в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей и родителей. Данный материал предлагает практические игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников...
Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста.
К концу дошкольного периода у ребенка начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитие умения ориентировать словами, понимать логику рассуждений, и в это время им...
Роль творческого мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста как фактор готовности к школьной жизни.
В статье поднимается вопрос об актуальности проблемы развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Подчеркивается роль взрослых (педагогов и родителей) в данном процессе. ...
Развивающие логическое мышление игры для детей старшего дошкольного возраста Консультация для родителей
Игра «Логические концовки».Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.Описание: детям предлагается закончить предложения:...
«Развитие дивергентного мышления речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...
Развивающие логическое мышление игры для детей старшего дошкольного возраста
Игры на логическое мышление (старшая группа)...
Развивающие логическое мышление игры для детей старшего дошкольного возраста
Развивающие логическое мышление игры для детей старшего дошкольного возраста....